ТЕМА 9. ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
Вопросы лекции:
1. Классификация затрат на обеспечение качества
2. Окупаемость затрат на качество
3. Издержки на качество и политика «нулевого дефекта»
1. Классификация затрат на обеспечение качества
Когда говорят о затратах на качество в традиционном их понимании, то обычно подразумевают под этим стоимость качества произведенного продукта или оказанных услуг для удовлетворения конкретных пожеланий потребителя, которые он должен оплатить. Поэтому и бытует до настоящего времени распространенное мнение, что «за качество нужно платить» потребителю. Считается, что если потребитель хочет получить продукт или услуги более высокого качества, то он за это должен заплатить, компенсируя тем самым дополнительные затраты производителя на обеспечение этого качества. Эта традиционная точка зрения исходит от непонимания (или незнания) основных концепций управления качеством и соответственно тех выгод, которые в первую очередь производитель получает в результате производства высококачественной продукции или оказания соответствующих услуг.
При анализе затрат на качество следует учитывать, что общая стоимость качества включает затраты на:
1. соответствие, которые состоят из затрат на
a. предупредительные действия
b. инспекцию
2. несоответствие:
a. внутренние потери
b. внешние потери.
Затраты на превентивные действия (часть стоимости продукта для потребителя, которую будем обозначать с1) - это затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, включая затраты на разработку, внедрение и поддержание системы качества, обеспечивающие снижение риска потребителя получить продукт или услуги, не соответствующие его ожиданиям.
Затраты на инспекцию (с2) - это затраты производителя на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства или оказания услуг, с целью их исключения до момента поступления продукта потребителю или завершения оказываемых ему услуг. Очевидно, что ошибки при производстве продукции или оказании услуг встречаются у каждого производителя. Чтобы минимизировать количество ошибок, представляющих собой несоответствия требованиям потребителя (дефектность), производитель вынужден организовать систему их обнаружения, тратя часть своих денежных средств на входной, текущий и выходной контроль продукции, включающих также затраты на приобретение и обслуживание необходимого контрольно-измерительного и испытательного оборудования.
Эти затраты при работе любого производителя (а тем более в условиях ТОМ) являются неизбежными. Их часто называют затратами на оценку качества, поскольку они включают также приемо-сдаточные испытания готовой продукции, проводимые в обязательном порядке каждым производителем для оценки ее надежности перед поставкой продукции потребителю. Мы же в дальнейшем будем называть этот вид затрат затратами на инспекцию или контроль качества, включающими затраты на:
1) разработку и внедрение системы контроля,
2) оплату контролеров и операторов, осуществляющих контроль,
3) стоимость или амортизацию измерительных инструментов и т.п., т.е. затраты производителя на инспекцию любой стадии ЖЦП.
Издержки на внутренний брак (с3) - это затраты производителя на устранение выявленных им в процессе производства продуктов или услуг дефектов (как внутренних, так и внешних) с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной. К ним относятся, например, затраты на производство выявленного брака и последующую его переработку, доработку конструкции или проекта, перепроверку проведенных исправлений, затраты на 100%-ную сортировку партии продуктов в случае отрицательных результатов выборочного контроля качества, потери от снижения цены на некачественные продукты и т.п. Поэтому эти затраты производителя являются его личными издержками, т.е. затратами, которые он не сможет вернуть в дальнейшем за счет потребителя. Уровень этих издержек производителя зависит от количества выявленных им несоответствий требованиям потребителя и от этапа жизненного цикла продукта, на котором были обнаружены несоответствия (дефекты), стоимость исправления которых возрастает в соответствии с принципом десятикратных затрат.
Издержки на внешний брак (с4) — это дополнительные затраты производителя на исправление несоответствий переданного потребителю продукта или оказанных ему услуг по сравнению с тем, что он ему обещал (гарантировал).
К таким затратам, например, относятся:
1) затраты на гарантийный ремонт;
2) затраты на расследование причин отказов;
3) затраты на замену продуктов, отказавших в эксплуатации в течение гарантийного срока;
4) потери в цене из-за некачественной продукции, обнаруженной вне предприятия, и т.д.
Этот брак выявляется самим потребителем и поэтому помимо уровня издержек производителя включает не только бесплатную замену некачественного продукта и услуги качественными эквивалентами с последующим дополнительным контролем с целью выявления причин несоответствия, но и штрафные санкции. Производитель в глазах потребителя несет несоизмеримые моральные издержки, которые в соответствии с «айсберговым эффектом» могут принести ему непредсказуемые потери, вплоть до краха, поэтому наличие издержек на внешний брак и их высокий уровень по сравнению с конкурентами для производителя особенно опасны.
2. Окупаемость затрат на качество
Из всех рассмотренных составляющих стоимости качества ни у кого сегодня не вызывает сомнений, что затраты производителя на превентивные действия, входящие в стоимость продукта как часть его стоимости с1, от общей стоимости с, будут возвращены производителю после реализации качественного продукта. В то же время до настоящего времени не существует единого мнения насчет возврата стоимости инспекции с1. Традиционно считается, что затраты на инспекцию являются также издержками производителя, хотя они и неизбежны. Мотивация этой точки зрения сводится к тому, что затраты на инспекцию являются только издержками компании. Что касается потребителя, то исключение его издержек на качество является частью его предложений, с которыми производитель, как правило, вынужден соглашаться. Этим и объясняется точка зрения о трех уровнях затрат на качество, где стоимость инспекции и контроля качества (с2) наравне со стоимостью исправления внутреннего брака (с3) относится к внутренним затратам, которые являются издержками производителя на обеспечение требуемого потребителем качества, т.е. затратами производителя, которые в будущем не будут компенсированы потребителем. В то же время все согласны с тем, что хорошо организованная система контроля ведет к минимизации некачественной продукции, поступающей на рынок, что, в свою очередь, с учетом соответствующего роста имиджа компании как «качественной» ведет к улучшению ее показателей за счет расширения сектора рынка. А если это так, то затраты производителя на инспекцию частично или полностью в конечном итоге возвращаются ему от потребителя, поэтому не все затраты производителя на инспекцию являются его издержками. Помимо этого использование термина «качественный» и «некачественный» означает реальный вид предупреждения, поэтому затраты на инспекцию (контроль) могут быть разделены на две группы:
1) затраты на инициативу сотрудников по выявлению и устранению несоответствия, которые подобны инвестициям. При этом предполагается, что они вернутся обратно за счет последующего уменьшения издержек производителя, — в первую очередь, на внешний брак, поэтому некорректно объединять их с периодическими (повторяющимися) затратами, связанными с инспекцией на несоответствие;
2) затраты на выделяемые ресурсы, включающие людей, вовлеченных в процесс инспекции, и контрольно-измерительное оборудование.
Вот почему вопрос о том, считать ли средства, выделяемые на инспекцию, затратами, которые в дальнейшем окупятся, или издержками производителя, остается спорным и до настоящего времени. Можно только с полной уверенностью утверждать, что высокий процент затрат на контроль и одновременно высокий уровень издержек на исправление выявленного брака и несоответствий означают, что производитель терпим к большому количеству дефектов, которые обнаруживаются и исправляются.
Приведенная классификация стоимости качества позволяет производителю внимательно проанализировать все составляющие стоимости качества, с тем чтобы обеспечить успешное достижение цели - создание высокоценного продукта при минимальной его стоимости. Например, когда присутствуют затраты на проверку, важно рассматривать каждую операцию контроля отдельно и постоянно искать возможности для улучшения процесса, исключающего тот или иной вид брака, а следовательно, и соответствующий контроль. Но к этому вопросу нужно подходить очень осторожно. Так как конечной целью любого производителя является исключение всего некачественного, то там, где это экономически оправдано, затраты на инспекцию не должны урезаться, если они равны или даже выше, чем затраты на производство некачественного продукта. В то же время затраты на инспекцию не должны повышаться, даже если они очень низкие, до тех пор, пока не будет полной уверенности в том, что вводимый контроль дает значительный результат в снижении брака. В бухгалтерском балансе каждый дополнительный рубль, потраченный на контроль, должен соответствовать снижению стоимости некачественного продукта, по крайней мере, на рубль. Следует учитывать, что эффект от продукции с остаточным несоответствием, обнаруженным потребителем, очень часто превышает издержки, измеряемые производителем при организации инспекции. Безусловно, затраты на инспекцию в конечном счете должны постоянно снижаться по мере совершенствования технологии, приобретения навыков у работающих и улучшения процессов, способствующих уменьшению, а на некоторых операциях процесса и исключению всего некачественного.
3. Издержки на качество и политика «нулевого дефекта»
Постоянное внимание должно уделяться не только затратам на инспекцию, но в первую очередь - издержкам на несоответствие. Именно на исправление брака приходится львиная часть всех издержек.
Существуют полезные сравнения для соотношения общих затрат на качество и их основных элементов. Во многих организациях, как уже отмечалось ранее, затраты на инспекцию в течение долгого времени предусматривались сметой расходов и являлись предметом для обсуждения. Однако анализ типичных расходов на качество показывает, что затраты, связанные с дефектами, в несколько раз превышают затраты на инспекцию. Это вызывает удивление у большинства руководителей и приводит к пересмотру приоритетов.
Подобно этому руководство часто открывает для себя, что расходы на превентивные действия занимают значительно меньшую долю в общих затратах. Инстинктивная реакция руководителей — рассмотреть более внимательно возможности усиления превентивных мер. Также очень важно соотношение между затратами, связанными с внутренним браком, и затратами, связанными с внешним браком. Первые в основном указывают на необходимость наличия программ совершенствования планирования и производства, тогда как вторые — на необходимость совершенствования конструкции и эксплуатационного обслуживания продукции.
Относительные доли элементов затрат изменяются в широких пределах от организаций различного профиля до однородных организаций. Однако для многих случаев справедливы соотношения, приведенные в табл. 5.1.
1
Элементы затрат на качество |
Доли от суммарных затрат, % |
Издержки на внутренний брак с3 |
25...40 |
Издержки на внешний брак с4 |
25...40 |
Затраты на инспекцию с2 |
10...50 |
Превентивные затраты с, |
0.5...5 |
Из таблицы 5.1 видно, что примерно 50...80% всей стоимости качества составляют издержки на производство и последующее исправление брака. Поэтому вместо того, чтобы искать «оптимальный уровень дефектности», соответствующий минимальному уровню затрат, производитель должен сосредоточить свое внимание на полном исключении дефектов. Дефектность - это единственный враг производителя, из-за которого он несет издержки в производстве, причем враг, которого можно легко обнаружить и уничтожить. Именно поэтому японцы ставят цель «нулевого дефекта», чтобы обеспечить максимум прибыли. Это, конечно, не означает, что в любой ситуации и в любое время издержки на соответствие у них близки к нулевым.
Например когда, начинается работа над новой продукцией, уровень ее дефектности, разумеется, выше, чем при производстве освоенной продукции. При этом учитывается эффективность затрат, включающих все факторы: затраты (общие, а не только затраты на качество), доходы и долю рынка. С учетом эффективности затрат и мнения потребителя производитель может пойти на временное повышение дефектности. Но «нулевые дефекты» всегда должны быть его конечной целью. Лучше потратить время на улучшение процесса, чем на поиски оптимальной точки, которая с улучшением процесса, как было отмечено выше, передвигается вправо и при этом быстрее, чем можно ее точно определить. Эффективность работы по уменьшению дефектов и несоответствий продемонстрируем на следующем примере.
Для того чтобы избегать неоправданных издержек, производитель должен делать, как говорят японцы, «правильные вещи правильно, в нужное время, в нужном месте и с первого раза». Делать правильные вещи (ценные для потребителя) правильно (хорошо) является целью качества, исповедуемого ТОМ, и в достижении этой цели производителю помогает объективная и квалифицированная постатейная оценка затрат на качество.
Практическое использование оценок затрат на качество позволяет:
1) обеспечить управляемость как качеством в целом, так и отдельными его элементами;
2) согласовать понятия «качество» и «цели организации»;
3) обеспечить систему определения приоритетов и оценки изменений;
4) определить пути оптимального распределения управляемых затрат на качество для получения максимальной прибыли;
5) повысить эффективность использования разного рода ресурсов;
6) постоянно подчеркивать важность точного выполнения всех производственных задач;
7) помогать внедрению новых производственных процессов.
Практика использования оценок затрат на качество позволила выявить две главные «ловушки», обычно при этом возникающие.
1. Точность количественной оценки: в некоторых организациях зачастую происходят длительные дебаты вокруг необходимой точности оценки затрат на качество. Предположим, что для получения оценки с точностью 85% (уровень, считающийся приемлемым для принятия большинства управленческих решений) необходимо две недели рабочего времени и х рублей. Для увеличения точности до 95% потребуется уже 6 месяцев рабочего времени и 15 х рублей. Поскольку время до принятия решения увеличивается, возрастает риск того, что процесс претерпит необратимые изменения, а потому его улучшение станет невозможным.
2. Форма подачи информации: информация о затратах на качество должна представляться руководству в таком виде, чтобы она вызывала обсуждение полезности предложений по улучшению положения дел, а не справедливости количественной оценки затрат.
При этом возможно возникновение следующих проблем:
1) отнесение к затратам на качество тех статей затрат, которые к качеству отношения не имеют. Группа управления должна принять решение об определении излишних расходов (издержек). Тогда в них могут быть включены издержки, связанные с продуктами только низкого качества;
2) тенденция снижения затрат на качество до нуля: информаци о затратах на качество должна быть представлена в таком вид| чтобы была понятной обоснованность снижения затрат до нуп с экономической точки зрения;
3) снижение затрат на качество при общем увеличении затрат о{ ганизации. Может оказаться необходимым определить влияю многих факторов, чтобы убедиться в том, что уменьшение з; трат на качество не приведет к увеличению общих расходов;
4) преуменьшение затрат на качество. Существует много способов преуменьшения затрат на качество. Самый обычный из них - связать затраты на качество только с превышением некоторого стандартного уровня требований. При рассмотрении превентивных затрат необходимо делать акцент на пересмотр стандартных уровней требований самих по себе.
Для анализа долгосрочных затрат организации на обеспечения качества обычно по результатам годовых отчетов строят столбчатые диаграммы. Такие диаграммы позволяют создать наглядное представление о динамике изменений как общих затрат, так и их составляющих.