Перейти к основному содержанию

МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

ТЕМА 6. МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

Вопросы лекции:

1.  Общий подход к описанию моделей обеспечения качества

2.  Модель зрелости процесса

3.  Модели обеспечения качества, охватывающие различные этапы жизненного цикла продукции

4.  Модели обеспечения качества, основанные на процессном подходе

 

1.  Общий подход к описанию моделей обеспечения качества

Модели обеспечения качества можно рассматривать как формализованные процессы создания эталонных условий для стабильного, бескризисного развития предприятия в соответ­ствии с целями и задачами развития и укрепления экономи­ческих позиций; устранения и предупреждения угроз, условий и других факторов неконкурентоспособности, способных оказать негативное, дестабилизирующее воздействие на раз­витие экономики предприятия; устранения противоречий между интересами отдельных участников процесса создания и потребления продукции путем целенаправленной деятель­ности по обеспечению ее качества.

Таким образом, модели обеспечения качества представляют собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (включая хозяй­ственную, нормотворческую, аналитическую, контрольную, корректирующую и др.) всех субъектов обеспечения качества по развитию процессов экономического роста предприятия на основе обеспечения качества.

Для графической иллюстрации основных этапов развития систем качества рассмотрим традиционный подход с приме­нением фигуры, хорошо известной в отечественном производ­стве со времен бывшего СССР — «Знака качества». Вписанная в пятиугольник пятиконечная звезда получила название «Звез­да качества» (рис. 5.1).

 



С помощью «Звезды качества» можно анализировать общий подход к описанию моделей обеспечения качества, когда серд­цевина звезды выполняет роль той или иной системы управ­ления качеством, соответствующей определенной концепции.

С позиций обеспечения качества организация рассматривается и как функциональная структура, и как совокупность процессов.

Современная философия обеспечения качества уделяет большое внимание как горизонтальным процессам управ­ления качеством (от поставщика через производителя к по­требителю), так и вертикальным процессам, для которых характерно не только направление сверху вниз, но и снизу вверх (рис. 5.2).

 

Функциональные барьеры

 

 

 

 

 

Примерами горизонтального управления служат:

1.     кросс-функциональная командная работа,

2.     статисти­ческое управление процессами,

3.     построение организационных структур,

4.     структурирование функции качества и т.п.

При этом организационные системы управления качеством, организо­ванные на предприятиях, могут в разной степени охватывать горизонтальное управление, в том числе управление процес­сами, и вертикальное управление снизу вверх. Примерами встречного (снизу вверх) вертикального управления являются знаменитые «кружки качества».

Таким образом, общий подход к описанию моделей обеспе­чения качества базируется на межфункциональных горизон­тальных процессах управления качеством и интегрированных вертикальных процессах управления качеством.

 

2.  Модель зрелости процесса

Эволюцию моделей обеспечения качества рассмотрим на основе «модели зрелости процесса», или «модели совер­шенствования возможностей» (СММ). Несмотря на то, что модель СММ направлена на обеспечение качества программного обеспечения, ее методологические аспекты применимы к моделям обеспечения качества любой продукции (товаров, работ, услуг).

Главным в «модели зрелости процесса» считается понятие зрелости организации.

Незрелой считается организация, в которой процесс раз­работки программного обеспечения зависит только от конк­ретных исполнителей и менеджеров, и решения зачастую принимаются «на ходу». В этом случае велика вероятность превышения бюджета или срыва сроков сдачи проекта, и по­тому менеджеры вынуждены заниматься только разрешением ближайших проблем.

Зрелой считается организация, в которой выполняются следующие условия:

1.  четко определены процедуры создания программных продуктов и управления проектами, которые уточняются и совершенствуются в пилотных проектах с помощью анализа составляющих «себестоимость—прибыль»;

2.  оценки времени и стоимости выполнения работ основы­ваются на накопленном опыте и поэтому достаточно точны;

3.  в компании существуют стандарты на процессы разра­ботки, тестирования и внедрения программного обеспечения, правила оформления конечного программного кода, компо­нент, интерфейсов и т.д.

Все это составляет инфраструктуру и корпоративную культуру, поддерживающую процесс раз­работки программного обеспечения.

Итак, стандарт СММ — это модель обеспечения качества, состоящая из критериев оценки зрелости организации и рецеп­тов улучшения существующих процессов. В СММ определено пять уровней зрелости организаций: характеристики которых представлены на рис. 5.3.

 

Начальный уровень- основа для развития пред­приятия на следующих уровнях. Считается, что на предприятии начального уровня организации не существует стабильных условий для создания качественного программного обеспе­чения. Следовательно, результат любого проекта целиком и полностью зависит от личных качеств менеджера и опыта программистов. Это означает, что успех в одном проекте может быть повторен только в случае назначения тех же менеджеров и программистов на следующий проект. Если же получившие в проектах опыт менеджеры или программисты уходят с пред­приятия, то с их уходом резко ухудшается качество произво­димого программного обеспечения.

Следует признать, что на начальном уровне в стрессовых ситуациях большой зависимости от человеческого фактора процесс разработки сводится к написанию кода и его мини­мальному тестированию.

1. Характеристики начального уровня:

1)      случайное качество процессов;

2)      индивидуальные решения по обеспечению качества для каждого проекта.

Достижение второго повторяемого уровняопределяется внедрением на предприятии технологии управ­ления проектами. Планирование и управление проектами на предприятии базируется на накопленном опыте, существуют и используются стандарты на разрабатываемое программное обеспечение, соблюдение которых контролируется специа­льной группой обеспечения качества. Считается, что второй уровень может как обеспечить возможности для дальнейшего совершенствования (перехода на третий уровень), так и не ис­ключает вероятность в критических условиях регрессивного возврата процесса управления качеством создания программ­ного обеспечения на начальный уровень.

2. Характеристики повторяемого уровня:

1)    управление конфигурацией;

2)    управление субподрядчиками;

3)    обеспечение качества программного обеспечения;

4)    планирование и отслеживание проекта;

5)    управление требованиями

Третий определенный уровеньхарактеризуется тем, что стандартный процесс создания и сопровождения программного обеспечения полностью задокументирован, на­чиная от разработки программного обеспечения и заканчивая управлением проектами. Гипотеза внедрения этого уровня состоит в том, что в процессе стандартизации происходит переход предприятия на наиболее эффективные практики и технологии. Для создания и поддержания функциониро­вания стандартов разработки программного обеспечения и управлением проектами в организации должна быть создана специальная группа. Обязательным условием для достижения третьего уровня служит наличие на предприятии программы постоянного повышения квалификации и обучения сотруд­ников. Считается, что, начиная с этого уровня, организация перестает зависеть от качеств конкретных разработчиков, и не имеет тенденции скатываться на уровень ниже в стрес­совых ситуациях.

 

3. Характеристики определенного уровня:

1)    экспертная оценка программ;

2)    межгрупповая координация;

3)    повышение квалификации сотрудников;

4)    определение процесса

На четвертом управляемом уровнена пред­приятии устанавливаются количественные показатели качества как на программные продукты, так и на процессы их создания в целом. Таким образом, более совершенное управление проектами достигается за счет уменьшения отклонений различных проектных показателей. При этом разделяются осмысленные (сигнальные) вариации реализуемых процессов создания программного обес­печения и случайные (шумовые) вариации процесса.

4. Характеристики управляемого уровня:

1)    управление качеством программного обеспечения;

2)    количественное управление процессом

Пятый (высший) оптимизирующий уровеньхарактеризуется тем, что мероприятия по улучшению приме­няются не только к уже существующим процессам, но и для оценки эффективности ввода новых технологий. Основная задача предприятия на данном уровне — постоянное улучше­ние существующих процессов. При этом улучшение процессов должно способствовать предупреждению возможных ошибок и дефектов. Одновременно должны вестись работы по сокра­щению себестоимости разработки программного обеспечения.

5. Характеристики оптимизирующего уровня:

1)    постоянное улучшение процесса;

2)    управление изменениями технологии;

3)    предотвращение дефектов

 

 

3.  Модели обеспечения качества, охватывающие различные этапы жизненного цикла продукции

Развитие моделей обеспечения можно проследить на мо­делях обеспечения качества как практических руководствах к действию, охватывающих различные этапы жизненного цикла продукции («петли качества») в зависимости от того, какие виды деятельности осуществляет предприятие.

Рис. Петля качества

Так, модель обеспечения качества при проектировании, раз­работке, производстве, монтаже и обслуживании определялась стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-96 - Согласно ISO9001 поставщик должен продемонстрировать способность проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания

Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании описана в стандарте ГОСТ Р ИСО 9002-96 -Поставщик должен продемонстрировать, что соответствующие производственные процессы обеспечивают требования технического задания

Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях отражена в стандарте ГОСТ Р ИСО 9003-96 - Поставщик должен продемонстрировать способность проводить контроль и испыта­ния качества продукции

Эти три модели часто принято представлять в пирамидаль­ной форме (рис.5.4).Пирамидальная диаграмма

Рис. 5.4. Пирамида моделей обеспечения качества ИСО 9001-94, ИСО 9002-94, ИСО 9003-94

Детальная система МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ИСО серии 9000 версии 1994г.  - ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ И СТАНДАРТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА:

1. ИСО 9003-94 Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

2. ИСО 9002-94 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

3. ИСО 9001-94 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

9. ИСО 9004-94 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Таким образом, модели обеспечения качества, охватываю­щие различные этапы жизненного цикла продукции, пока­зывают, что в их основе лежат 20 базовых элементов системы качества.

 

4.  Модели обеспечения качества, основанные на процессном подходе

Если согласовать в рамках единой модели базовые элемен­ты системы качества, изложенные в стандартах ИСО 9001-94, 9002-94,9003-94, основные направления оценки эффективности в системе сбалансированных показателей (ССП) Д. Нортона и Р. Каплана (финансы, бизнес-процессы, обучение и рост, клиенты), элементы цикла РDСА (Р1ап—Dо—Сhеск—Асtiоп), то можно получить модель обеспечения качества, где каждое направлению оценки эффективности в ССП приведено в соответствие:

1)    во-первых, пять базовых элементов системы качества;

2)    во-вторых, звенья цикла управления качеством РDСА (эквивалентом которых применительно к процессу улучшения качества считается цикл качества Э. Деминга («проектирова­ние — производство—проверка—сбыт—изучение спроса, об­служивание»)), в виде следующих пар «звено цикла управления качеством РDСА—направление оценки эффективности ССП»:

«финансы—планирование»;

«бизнес-процессы—действие»;

«обучение и рост—контроль»;

«клиенты—корректировка».

Данная модель, представленная на рис. 5.6, наглядно демонстри­рует цикличность процесса улучшения качества.

Современная модель обеспечения качества описывается госу­дарственным стандартам РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Эта модель управления качеством, основана на процессном подходе (Тема 5 вопрос 2).

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывно­сти управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения

добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанных на объективном измерении.

 

Модель системы менеджмента качества, основанная на про­цессном подходе (в 2 т 5), иллюстрирует связи между про­цессами, представленными на рис. 5.7.

Рассматриваемая модель СМК показывает, что, с одной стороны, потребители играют существенную роль при определении входных данных. С другой — мониторинг удов­летворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.

Если рассматривать модели обеспечения качества с мето­дологических позиций, то их исследование можно представить в виде иерархической схемы:

1. Концепии качества:

Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, И. Исикавы, А. Фейгенбаума, Г. Тагути, Т. Сейфи

2. Философии качества:

Качество, функциональность, наступательность (КФН), Менеджмент абсолютного качества (МАК), Менеджмент фактора времени (МФВ).

3. Системы качества:

Универсального менеджмента качества(UQM), Всеобщего менеджмента качества (ТQМ),  Менеджмента на основе качества (MBQ).

4. Инструменты качества:

Статистические методы контроля (SQC), «Кружки качества» (QС), Семь основных инструментов качества (SВТ), Семь новых инструментов качества (SNТ), Система нулевых дефектов (ZD), Технология развертывания функций качества (QFD), Теория надежности (RТ), Планирование эксперимента D), Другие