Зерновой сектор определяет объемы предложения и стоимость основных видов продовольствия для населения страны, в частности, продуктов переработки зерна и продукции животноводства, формирует существенную часть доходов сельскохозяйственных производителей, определяет состояние и тенденции развития сельских территорий, формирует валютные доходы государства за счет экспорта. Зерновая отрасль является базой и источником постоянного развития большинства областей агропромышленного комплекса и основой аграрного экспорта.
Зерновое производство является стратегической отраслью национальной экономики. Его состояние определяет продовольственную безопасность страны. Республика Татарстан имеет благоприятные условия для возделывания зерновых культур, развитую базу его переработки и семеноводство.
Урожайность зерна в РТ сегодня в разы уступает урожайности зерновых в других ведущих зерновых странах. Уровень рентабельности производства зерновых существенно колеблется по годам. Что можно объяснить слабым материально-техническим обеспечением зернопроизводства. Эффективность работы в отраслях зернопроизводства не отвечают мировым стандартам и нуждам отрасли. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов сдерживает внедрение новейших технологий, использование высококачественных семян, ограничивает применение других ресурсов. Производство зерна становится все более зависимым от влияний погодных факторов. По мнению специалистов, для осуществления эффективного зернопроизводства минимальная рентабельность производства зерна должна составлять 20%, а рациональная (в условиях РТ) - по меньшей мере, 40%.
Только такая рентабельность создает необходимые условия для обновления основных фондов и применения технологий производства зерна, которые позволяют в дальнейшем не уменьшать, а повышать урожайность.
Нерациональное использование земельных ресурсов и низкая культура земледелия приводят к истощению и деградации грунтов, уменьшению содержания в них гумуса и питательных веществ. Недостаточными являются качество трудовых ресурсов и состояние научно-совещательного сопровождения зернопроизводства.
Государственное регулирование рынка зерна не играет стимулирующей роли относительно производства зерна и не способно рыночными методами эффективно реагировать на влияние мирового зернового рынка.
Причинами возникновения осложнений на рынке зерна, в частности, сокращения уровня рентабельности зернопроизводства, уменьшения объемов производства и урожайности, а также проявления других отрицательных факторов является отсутствие действенных экономических стимулов для производства зерна и системного подхода к решению вопросов управления зерновым комплексом.
Вопрос цены на зерно остается социально-политическим, что мешает его объективному рассмотрению.
Сдерживание цен на зерно в условиях роста цен на удобрения, горючее, средства защиты растений заставляет аграриев переориентировать производство на более прибыльные культуры, в частности масличные. Аграрии лишаются финансовых возможностей использовать современные более эффективные технологии ведения хозяйства и расширять производственные мощности.
Кроме того, политика относительно зернового рынка является недостаточно прогнозируемой и стабильной. Государственное регулирование зернового рынка не приспособлено к эффективному реагированию рыночными методами на влияние мирового рынка. Необходимость решения вопросов наращивания объемов производства зерна и повышения уровня рентабельности зернопроизводства программным методом (государственная программа) вызвана невозможностью их решения исключительно средствами территориального или отраслевого управления. Учитывая широкий спектр проблем, который охватывает развитие эффективного зернового рынка, исключительно необходимой для решения затронутых проблем является эффективная координация деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественного и частного сектора. Эффективность и прогнозируемость государственного регулирования рынка зерна является объективной предпосылкой роста зернового сектора РТ. Недостаточная системность и несогласованность законодательства, а также его выборочное выполнение, имеют существенное отрицательное влияние на состояние зернопроизводства и эффективность маркетинга зерна, что приводит к потерям для участников зернового рынка и экономики в целом.
Стратегический подход к государственному регулированию зернового рынка и усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, которая регулирует правоотношения на рынке зерна, могут существенным образом улучшить результативные показатели функционирования, как отдельных субъектов зернового рынка, так и в целом агропродовольственного сектора.
Отсутствие системного подхода к регулированию зернового рынка может привести к дальнейшему уменьшению показателей урожайности и объемов производства зерна, сокращению доходов сельскохозяйственных производителей, что, в частности, будет угрожать продовольственной безопасности страны. Кроме того, потери понесут участники рынка, которые связаны с поставкой товаров для зернопроизводства и маркетингом зерна, в частности элеваторная промышленность, транспортная инфраструктура и т.п.
Дополнительным последствием может стать увеличение разрыва в доходах городского и сельского населения, увеличение части сельского населения, живущего за чертой бедности, и связанное с этим социальное напряжение.
Существенной является угроза дальнейшего ухудшения показателей качества грунта и экологического состояния территорий.
Уменьшение объемов поставки зерна на внешние рынки отразится на торговом балансе страны.
В случае нестабильного состояния и отсутствия развития зерновой отрасли будет тормозиться рост большинства отраслей агропромышленного комплекса государства, в частности мукомольно-крупяной, хлебопекарной, животноводства, биотопливной промышленности и т.п., что скажется на темпах развития экономики и инфляционных процессах.
В то же время, повышение экспортных цен на зерно и увеличение перевалочных мощностей зерновых портовых терминалов создает сегодня возможности для эффективного развития зерновой отрасли и ощутимого повышения уровня доходов производителей зерна.
Отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, при условии создания действенного и прозрачного рынка, позволит привлечь в зерновой сектор важные инвестиционные ресурсы.
Эффективное использование таких возможностей и предупреждение проявления отрицательных факторов могут быть реализованы посредством комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование государственного регулирования, содействия росту инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности зернопроизводства, стимулирования наращивания объемов производства и повышения урожайности зерна, качество которого отвечает потребностям рынка.
Необходимость комплексного усовершенствования функционирования рынка зерна, наращивание объемов производства зерна надлежащего качества, создание условий для реализации экспортного потенциала отрасли базируются на основных государственных приоритетах аграрной политики, отвечает законодательно определенным стратегическим целям аграрной политики, в частности, в части гарантирования продовольственной безопасности государства и преобразования аграрного сектора в высокоэффективный, конкурентоспособный на внутреннем и внешнем рынках сектор экономики государства.