Перейти к основному содержанию

Перспективы развития зернопродуктового рынка.

Зерновая, мукомольная и пекарная промышленность сегодня находятся на 80% в частной собственности, и обеспечение людей хлебом, таким образом, немало зависит от частников. Надо отметить, они неплохо с этим справляются. Однако качество продукции напрямую зависит от характеристик поступающего сырья - муки. В свою очередь производство и качество муки непосредственно связано с состоянием рынка зерна.

Прежде чем оценивать осуществимость тех или иных путей становления и развития рынка зерна, полезно четко и честно определить то фактическое состояние, которое сложилось в нашей стране в современной зерноторговле (называть это рынком еще рановато). Официальная статистика не дает возможности точно оценить объем и структуру каналов сбыта зерна. Если же опираться на немногочисленные выборочные исследования отдельных НИИ по тем или иным регионам России, то картина складывается примерно следующая.

Через посредников проходят практически весь объем "неучтенного" зерна и не менее 70% легального. Наряду с этим целый ряд факторов является барьером для выхода сельских товаропроизводителей на общероссийский рынок зернопродуктов. Это: непредсказуемость на зерновом рынке; недостаточность информации о ситуациях, складывающихся на нем; различные ограничения в свободной торговле со стороны муниципальной власти; неплатежеспособность потребителя; рост издержек на производство, хранение и переработку зерна; развивающаяся конкуренция, а также высокая процентная ставка банка за пользование кредитом и отсутствие доступного места для проведения торгов, аукционов, тендеров и т.п.

На рынке зерна сегодня властвует посредник, диктуя условия купли-продажи и производителю и потребителю зернопродукции.

Производителям необходим рычаг для вывоза своей продукции на рынок межрегионального масштаба. Объединение интересов производителей и зерноторговых посредников, достижение компромисса между ними – актуальная задача аграрной политики.

Современное законодательство позволяет создать предприятие любой формы собственности, заложив в уставе многообразие взаимоотношений, прав и обязанностей членов, а договор служит основанием для установления правил, ответственности, порядка и формы расчета между партнерами. Поэтому важна не юридическая форма, а сами принципы, на которых основывается деятельность предприятия.

Следует признать, что на первоначальном этапе наиболее жизнеспособна снабженческо-сбытовая сфера деятельности предприятия – кооператива, объединившего интересы сельских товаропроизводителей и торгово-посреднической фирмы. Деятельность подобной организации основывается на добровольном делегировании полномочий ее членами и пользователями управляющему звену. Концентрация заявок на реализацию продукции (товарного зерна), концентрация денежных средств и заказов, необходимых средств производства позволит использовать преимущества крупнотоварного производства, добиться значительных скидок при оптовой закупке товаров I сферы, а увеличение объема реализуемого зерна подразумевает повышение его цены в среднем на 10–15%.

Управляющее звено – торговая фирма (отдел маркетингового анализа), предоставляет производителям ценовую информацию о состоянии рынка зерна или иной продукции, а также требующихся средств производства (ГСМ, запчасти, техника, семена, удобрения, средства защиты растений и т.д.).

Пользователи услуг – заказчики на договорной цене предоставляют информацию о количестве и качестве товарного зерна.

Если цена, предложенная за зерно торговой фирмой, устраивает производителя, то заключается договор купли-продажи и происходит реализация. Производитель – пользователь услуг вправе отклонить предложение о реализации своей продукции, если его не устраивает цена или другие обстоятельства, и самостоятельно реализовать свою продукцию. Таким образом, успех торгового отдела и всего предприятия будет зависеть от глубины маркетинговых исследований.

Деятельность торгового отдела должна оплачиваться в зависимости от объемов реализации (% с продажи). Причем процентная ставка оплаты может быть скользящей и зависеть от размеров предоставленных услуг конкретному пользователю.

Слияние интересов двух казалось бы антагонистических субъектов рынка – торговцев и производителей сельхозпродукции позволит добиться существенных преимуществ в конкурентной борьбе.