Перейти к основному содержанию

Эффективное функционирование зернопродуктового подкомплекса АПК Республики Татарстан.

Зерновой продуктовый подкомплекс - структурное формирование агропромышленного комплекса (АПК), функционирующий в условиях полной хозяйственной самостоятельности, конечной целью которого является удовлетворение рациональных потребностей общества в зерне и продуктах его переработки в течение всего года при одновременном сокращении затрат труда и материальных средств на получении продукции.

При сложившихся негативных социально-экономических условиях для абсолютного большинства населения республики приобретает особую значимость экономическая эффективность функционирования зернопродуктового подкомплекса, так как в этом продуктовом подкомплекса производится главный продукт повседневного спроса.

Зерновой продуктовый подкомплекс включает в себя: сельскохозяйственных товаропроизводителей, хлебоприемные предприятия, элеваторы, комбинаты хлебопродуктов, комбикормовые и хлебозаводы, торговую сеть.

Основным звеном изучаемого продуктового подкомплекса служит зерновое производство. Для повышения экономической эффективности зернового производства требуется существенно изменить его структуру, значительно усовершенствовать технологию, решить целый комплекс организационно-экономических вопросов на основе повышения управляемости данной отрасли.

Переход к рыночным отношениям видоизменил действовавшие формы и методы управления данным подкомплексом, поменял традиционный подход к оценке эффективности производственной деятельности отдельных предприятий и отрасли в целом.

В условиях рынка приспособление структуры производства АПК к структуре потребностей  происходит путём постоянного взаимодействия спроса и предложения. Это осуществимо, если создана оптимальная среда, в которой экономические законы проявляют себя в естественной форме, то есть когда право выбора хозяйственных партнеров, а также структуры производства и потребления определяется только экономической эффективностью и доходами хозяйствующих субъектов АПК.

Из опыта зарубежных стран с высокоразвитым зерновым хозяйством известно, что зерновой рынок формируется не стихийно, государством. Однако формирование отечественного зернового рынка показало, что пока уровень его функционирования далек от уровня стран с высокоразвитой рыночной экономикой. Проблемы функционирования зернового продуктового подкомплекса сводится в основном к трем взаимосвязанным факторам: сравнительно низкого платёжеспособного спроса большей части населения; высокой доли импортной мясной и молочной продукции, в значительной мере сужающей ресурсы фуражного зерна для развития отечественного животноводств; продолжающимся снижением выгодности производства зерна при относительном его "перепроизводстве" на кормовые цели.

Такое положение является следствием непродуманного перехода зернового хозяйства на рыночные отношения. Выход из него будет сравнительно продолжительным.

На наш взгляд снижение эффективности развития зернового хозяйства связанно, прежде всего, с организационно-экономическими недостатками. Несмотря на создание многочисленных организационных формирований зернопродуктового подкомплекса, как организационно-правовой структуры в республике не существует.

В целях создания эффективного организационно-экономического механизма, обеспечивающего заинтересованность всех звеньев подкомплекса в работе на конечный результат, целесообразно разработать и осуществить ряд мероприятий в части создания интегрированной организационной структуры подкомплекса с соответствующей единой системой  управления, а также нового экономического механизма взаимоотношений между производителями зерна, перерабатывающими, торговыми, обслуживающими и другими предприятиями подкомплекса АПК.

Интегрирование целесообразно провести поэтапно. На первом этапе происходит формирование интегрированных структур в отдельных районах республики. На втором этапе - по мере формирования взаимных интересов создается республиканская интегрированная структура в зерновом подкомплексе. В качестве учредителей выступают:

  • созданные на первом этапе районные интегрированные структуры;
  • самостоятельные сельскохозяйственные предприятия, занятые производством зерна;
  • учреждения, представляющие интересы государственного органа  или  органа местного самоуправления.

Таким образом, создание интегрированных структур на районных уровнях позволяет обеспечить единство технологической, организационной  и экономической политики предприятий АПК в масштабе всей продовольственной цепи, включая производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, решает основные вопросы по стабилизации ситуации в зерно продуктовом подкомплексе Республики Татарстан.

Автор статьи: Э.Ф. Амирова