Среди всего многообразия продуктов растениеводства, играющих важную роль в питании человека, особое и ничем незаменимое место принадлежит зерновому производству. Характерно, что на всех этапах развития человеческого общества подъем и спад экономики многих стран был непосредственно связан с колебаниями уровня развития зернового производства.
При проведении экономических реформ стабилизировать производства зерна и повысить его эффективность можно лишь при условии оптимизации всей структуры зернопродуктового подкомплекса АПК, основанной на реализации общих интересов между производителями зерновой продукции, предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли. В зерновом подкомплексе АПК с целью достижения оптимальной структуры производства представляется целесообразным создание интегрированных формирований, имеющих функционально-технологическую целостность и централизованные организационно-распорядительные органы на основе полной юридической самостоятельности.
Под структурой зернопродуктивного подкомплекса следует понимать организационно-экономическое построение системы формирований, представляющих собой субъекты производственного, перерабатывающего, обслуживающего и вспомогательного назначения данного региона, находящиеся в отношениях купли-продажи продукции, услуг, ценных бумаг, и т.д., регулируемых государством посредством экономических рычагов и стимулов. Зернопродуктовый подкомплекс является сложной в функционально-структурном отношении, неустойчивой производственно-финансовой системой. Неустойчивость объясняется спецификой сельскохозяйственного производства - неблагоприятными климатическими условиями, способными существенно повлиять на объем планируемого урожая зерна. Вследствие этого полное саморегулирование такой системы невозможно. Только государственные механизмы в сочетании с частной инициативой способны сохранить устойчивость системы в периоды критических ситуаций и обеспечить ее развитие.
Центральным звеном экономической системы зернопродуктивного подкомплекса мог бы стать специализированный государственно-коммерческий банк (зерновой банк), осуществляющий кредитование исключительно сделок с зерном. Наличие специализированного банка - государственного агента по зерну позволит обеспечить целенаправленное использование бюджетных средств, предназначенных для поддержки предприятий зернопродуктивного подкомплекса, а также создать гибкую систему льготного кредитования. Посредством банка необходимо создание государственного страхового фонда от неурожаев и неисполнения сделок с зерном.
Имеющийся опыт развития интеграционных процессов свидетельствует о том, что интегрированные структуры, объединяющие в своем составе все звенья от производства до реализации сельскохозяйственной продукции потребителями являются более эффективными и более приспособленными к условиям рыночной экономики.
Принципиальная схема общей структуры зернопродуктивного подкомплекса может быть представлена в следующем виде (рис. 1).
Сеть научно-образовательных учреждений, специализированных,
консультационных, научно-исследовательских внедренческих центров,
информационных и мониторинговых служб.
Рис. 1. Принципиальная схема структуры зернопродуктового подкомплекса.
Развитие интеграционных процессов в зернопродуктивном подкомплексе может осуществляться по следующим направлениям:
- организационно-экономическое объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей, промышленных и других предприятий, зернопродуктового подкомплекса с целью полного использования возможностей наукоемких технологий производства, заготовок, хранения, переработки и сбыта продукции в крупных размерах;
- создание новых предприятий зернопродуктового подкомплекса;
- модернизация технологий производства в действующих интегрированных формированиях при совершенствовании существующих организационно-экономических связей.
Реализация указанных направлений обеспечит рост эффективности всех звеньев зернопродуктивного подкомплекса, что положительно скажется на конечных результатах его функционирования и на устойчивости развития АПК в целом.
Автор статьи: Э.Ф. Амирова