Перейти к основному содержанию

Повышение эффективности структурных элементов регионального зернопродуктового подкомплекса через экономический механизм распределения добавленной стоимости

За последние 40 лет, доля стоимости, которую получают сельскохозяйственные производители во всех странах, постепенно уменьшается в соотношении к доле стоимости, которую получают предприятия, которые перерабатывают и реализуют агробизнесу продукцию[1].

Например, зерно, выращенное в сельском хозяйстве, прежде чем превратиться в конечный продукт - хлеб, проходит четыре стадии обработки:

  1. сбор, обмолот и сортировка зерна в сельском хозяйстве;
  2. очистка, сушка и хранение на элеваторах;
  3. размол зерна на мельницах;
  4. выпечка хлеба на хлебозаводах.  

Если, предположим, цена зерна, произведенного в сельском хозяйстве, составляет n единиц, то при его обработке и переработке на трех последующих стадиях эта цена еще трижды включается в издержки производства на элеваторе, мельнице хлебозаводе и в конечном итоге четырежды суммируется при счете объема продукции по всем отраслям.

Однако реальная стоимость, создаваемая на каждой стадии обработки зерна и охватывающая стоимость производства и доход, предстает лишь в виде заработной платы, амортизации и прибыли этого конкретного предприятия. Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВВП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.

Иначе говоря, добавленная стоимость - это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции [2].

На сегодняшний день известны, пять стратегий по увеличению добавленной стоимости, которая остается у производителей зерна:

  1. Создание такой продукции, которая характеризуется особым высоким качеством или иным признаком, повышающим его конкурентоспособность на рынке.
  2. Уменьшение операционных расходов, например посредством кооперации.
  3. Продажа разных товаров вместе, одним пакетом.
  4. Производство такой зерновой продукции, которая улучшает производственную эффективность других структурных элементов зернопродуктового подкомплекса. Пример - производители могут выращивать новый сорт пшеницы с более высоким содержанием клейковины. Это позволит хлебозаводам производить лучшую продукцию, и они будут платить более высокую цену зерновым товаропроизводителям.
  5. Владение перерабатывающим предприятием.

При оценке структурных элементов зернопродуктового подкомплекса, которые формируют добавочную стоимость, необходимо помнить о разнице между созданием и увеличением стоимости.

Увеличение стоимости происходит через изменение распределения стоимости между рассматриваемыми структурными элементами зернопродуктового подкомплекса. Такие изменения нацелены на получение сельхозпроизводителем большей доли стоимости товара, которую платит конечный потребитель. К мероприятиям по увеличению доли стоимости, которую получает товаропроизводитель, относятся:

  1. Прямой маркетинг.
  2. Вертикальная интеграция.
  3. Объединение производителей.
  4. Кооперация.

Все эти мероприятия ставят целью увеличение доли стоимости продукции для зернового товаропроизводителя через участие в нескольких стадиях производства, переработки и реализации продукции.

 

Литература

1. Шинкаренко Р. М. Добавленная стоимость в сельскохозяйственном производстве: пути по увеличению прибыльности [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. – http://www.uainsur.com/ua/agrar/riski/risk

2. Ниязметов Ш.Р ВВП и ВНП: определение, распределение и расчет [Электронный ресурс]. – Режим доступа свободный. - 

Автор статьи: Э.Ф. Амирова