За последние 40 лет, доля стоимости, которую получают сельскохозяйственные производители во всех странах, постепенно уменьшается в соотношении к доле стоимости, которую получают предприятия, которые перерабатывают и реализуют агробизнесу продукцию[1].
Например, зерно, выращенное в сельском хозяйстве, прежде чем превратиться в конечный продукт - хлеб, проходит четыре стадии обработки:
- сбор, обмолот и сортировка зерна в сельском хозяйстве;
- очистка, сушка и хранение на элеваторах;
- размол зерна на мельницах;
- выпечка хлеба на хлебозаводах.
Если, предположим, цена зерна, произведенного в сельском хозяйстве, составляет n единиц, то при его обработке и переработке на трех последующих стадиях эта цена еще трижды включается в издержки производства на элеваторе, мельнице хлебозаводе и в конечном итоге четырежды суммируется при счете объема продукции по всем отраслям.
Однако реальная стоимость, создаваемая на каждой стадии обработки зерна и охватывающая стоимость производства и доход, предстает лишь в виде заработной платы, амортизации и прибыли этого конкретного предприятия. Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВВП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.
Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.
Иначе говоря, добавленная стоимость - это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции [2].
На сегодняшний день известны, пять стратегий по увеличению добавленной стоимости, которая остается у производителей зерна:
- Создание такой продукции, которая характеризуется особым высоким качеством или иным признаком, повышающим его конкурентоспособность на рынке.
- Уменьшение операционных расходов, например посредством кооперации.
- Продажа разных товаров вместе, одним пакетом.
- Производство такой зерновой продукции, которая улучшает производственную эффективность других структурных элементов зернопродуктового подкомплекса. Пример - производители могут выращивать новый сорт пшеницы с более высоким содержанием клейковины. Это позволит хлебозаводам производить лучшую продукцию, и они будут платить более высокую цену зерновым товаропроизводителям.
- Владение перерабатывающим предприятием.
При оценке структурных элементов зернопродуктового подкомплекса, которые формируют добавочную стоимость, необходимо помнить о разнице между созданием и увеличением стоимости.
Увеличение стоимости происходит через изменение распределения стоимости между рассматриваемыми структурными элементами зернопродуктового подкомплекса. Такие изменения нацелены на получение сельхозпроизводителем большей доли стоимости товара, которую платит конечный потребитель. К мероприятиям по увеличению доли стоимости, которую получает товаропроизводитель, относятся:
- Прямой маркетинг.
- Вертикальная интеграция.
- Объединение производителей.
- Кооперация.
Все эти мероприятия ставят целью увеличение доли стоимости продукции для зернового товаропроизводителя через участие в нескольких стадиях производства, переработки и реализации продукции.
Литература
1. Шинкаренко Р. М. Добавленная стоимость в сельскохозяйственном производстве: пути по увеличению прибыльности [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. – http://www.uainsur.com/ua/agrar/riski/risk
2. Ниязметов Ш.Р ВВП и ВНП: определение, распределение и расчет [Электронный ресурс]. – Режим доступа свободный. -
Автор статьи: Э.Ф. Амирова