Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
_________________________________
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Казанская государственный аграрный университет
Институт экономики
Кафедра экономики сельского хозяйства
ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ проектов
ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
КАЗАНЬ – 2013
УДК: 338. 43 (07)
Тематика и методические указания по выполнению курсовых проектов по экономике предприятия (организаций).- Казань: КГАУ, 2013.- 38 с.
Данные методические разработки предназначены для внутривузовского пользования как руководство студентам очного и заочного отделений института экономики. Они обобщают многолетний опыт руководства выполнением курсовым проектированием преподавателей кафедры экономика сельского хозяйства, учитывают общепринятые требования к курсовым проектам, выполняемым на экономических факультетах сельскохозяйственных вузов, и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом региональных условий и современных требований экономической науки и практики.
С учетом особенностей тематических планов и программ предлагаемые методические разработки могут использоваться при выполнении курсовых работ по экономике предприятий (организаций) студентами других специальностей.
Методические разработки подготовлены к изданию доцентом кафедры, кандидатом экономических наук Э.Ф. Амировой.
© Казанский государственный аграрный университет, 2013 г.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ проектам
Курсовой проект выполняется студентом самостоятельно на основе лично им собранных и обработанных материалов и изучения специальной литературы по избранной теме. Литература к теме курсовой работы подбирается самим студентом, а ее список приводится в конце работы.
В целях углубленного изучения и освещения рассматриваемых вопросов при подготовке курсового проекта необходимо наряду с учебной литературой использовать монографии, соответствующие справочные материалы (энциклопедии, справочники, статистические сборники), новинки периодической печати (журнальные и газетные статьи) и прежде всего в таких изданиях как журналы «АПК: экономика, управление», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», «Экономика сельского хозяйства России», «Международный сельскохозяйственный журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», газеты «Сельская жизнь», «Российская газета», а также другие литературные источники по проблемам аграрно-экономической науки и практики.
В списках использованной литературы, который должен включать не менее десяти наименований, следует указывать не только те источники, которые упоминаются или на которые есть ссылки в работе. Материалы для выполнения курсовых проектов по конкретным сельскохозяйственным предприятиям студентами собираются самостоятельно.
При оценке курсового проекта будет учитываться качество его защиты, умение студента коротко и четко отвечать на поставленные вопросы, степень использования и качество выполнения табличного материала, аккуратность и соблюдение требований по оформлению проекта.
При решении вопросов и структуре курсового проекта и содержании отдельных его разделов необходимо руководствоваться нижеследующим.
Курсовой проект должен состоять из четырех основных разделов: теоретической части (1 главы), характеристики природно-экономических условий объекта (2 глава), анализа сложившегося состояния изучаемого вопроса (3 глава) и проектной части, содержащей практические рекомендации, направленные на совершенствование или улучшение состояния изучаемого вопроса и их экономическую оценку (4 глава).
Кроме перечисленных основных разделов, курсовой проект должен содержать введение, выводы и предложения (или заключение), список использованной литературы и оглавление.
Общий объем курсового проекта должен составлять 36-48 страниц машинописного текста, размещаемого на стандартных листах формата А4, включая таблицы, графики, диаграммы. При этом целесообразно придерживаться объемов отдельных его разделов: введение – 2-3 страницы, теоретическая часть – 7-9 страниц, характеристика объекта исследования – 5-7 страниц, аналитический раздел – 10-14 страниц, проектная часть (рекомендации) и их экономическая оценка – 12-15 страниц, выводы и предложения – 2-3 страницы.
рекомендуется следующая методика изложения разделов курсового проекта.
Во введенииобосновывается актуальность темы, показывается ее народнохозяйственная значимость в условиях сложившейся кризисной ситуации в АПК и происходящих глубоких экономических преобразований в связи с переходом к рыночным отношениям. Четко формируются цель и задачи, подлежащие решению в курсовом проекте, называются объект изучения и методы экономических исследований, примененные в процессе ее выполнения.
В первой главена основе результатов изучения указанных в списке использованной литературы источников и полученных знаний в курсах экономики отраслей и предприятия АПК и других экономических дисциплин раскрываются основные теоретические положения темы курсового проекта, освещается состояние изучаемой проблемы в целом, обобщаются различные точки зрения на сущность излагаемых вопросов, формулируется собственное мнение студента по отношению к ним.
При обосновании теоретических положений нельзя ограничиваться только учебной литературой. Необходимо обращаться к монографиям, сборкам научных трудов, журнальными статьями и другой литературой по рассматриваемой проблеме, приводить соответствующие ссылке с обязательным указанием источников и, опираясь на них, раскрывать существо излагаемых вопросов. При этом особое внимание нужно обращать на их дискуссионность, характеристику различных точек зрения и подходов разных авторов к их освещению.
Изложение теоретических положений темы курсового проекта целесообразно строить по принципу постоянного перехода от общетеоретических вопросов к конкретно прикладным. И на основе этого обосновать свою позицию, исходя из которой, будет проводиться анализ состояния рассматриваемых вопросов в изучаемом предприятии (или предприятиях).
Во второй главеприводятся общие сведения об объекте исследования и подробно анализируются динамика и уровень показателей, характеризующих его природные и экономические условия.
В этих целях необходимо указать местонахождение предприятия (административный район, природно-экономическая зона). Дать краткую характеристику почвенно-климатических условий хозяйства (тепло- и влагообеспеченности, рельефа, экспликации почв, и оценки земли). Показать размеры предприятия и охарактеризовать состав и структуру его земельного фонда.
Определить по структуре товарной продукции (в среднем за последние три года) специализацию предприятия и ее уровень, сделать выводы в соответствии специализации условиям зоны расположения предприятия.
Дать оценку обеспеченности предприятия средствами производства и рабочей силой: рассчитать в динамике не мене чем за последние три года показатели фондооснащенности и фондовооруженности, выявить объем и структуру ресурсов, энергооснащенность и энерговооруженность труда, обеспеченность основными видами техники и уровень ее использования: дать характеристику трудообеспеченности хозяйства и уровень использования трудовых ресурсов.
Оценить производственный (ресурсный) потенциал изучаемого предприятия, обстоятельно проанализировать достигнутый уровень обобщающих показателей экономической эффективности производства в нем с учетом состояния использования ресурсного потенциала.
Все цифровые данные показателей, приводимые во второй главе, должны даваться в виде сводных результативных таблиц с глубокими выводами из них. Глава должна заканчиваться обобщающим заключением о степени обеспеченности предприятия производственными ресурсами и его экономическом состоянии. Для обоснованности такого заключения, анализируемые во второй главе показатели изучаемого предприятия необходимо оценивать в сравнение со среднерайонными и среднереспубликанскими данными, с показателями передовых хозяйств и соответствующими нормативами, учитывающими величину производственного (ресурсного) потенциала.
Все материалы, производимые во второй главе, должны быть тесно увязаны с темой курсового проекта. Поэтому в зависимости от темы содержание вторых глав (разделов) в разных курсовых проектах может и должно различаться. Вместе с тем перечисленные основные параметры, по которым дается характеристика природных и экономических условий сельскохозяйственного производства в конкретных хозяйствах, должны находить отражение при подготовке вторых разделов (глав) курсовых проектов по всем темам.
В третьей главена основе глубокого анализа с применением разнообразных методов экономических исследований дается обоснованная оценка существующего состояния изучаемого вопроса в хозяйстве, выявляются тенденции изменения главных показателей, характеризующих этот вопрос, объясняются причины происшедших изменений, исследуются факторы, повлиявшие на изменение результативных показателей в динамике по годам и на их отклонение от показателей передовых хозяйств, среднерайонных и среднереспубликанских данных, вскрываются имеющиеся резервы роста эффективности производства.
В обобщенном виде показываются основные недостатки в экономике и организации изучаемых отраслей, при производстве конкретных видов продукции в использовании соответствующих ресурсов.
Главное внимание в третьем (аналитическом) разделе должно быть уделено выявлению причин (факторов) изменения результативных показателей, характеризующих состояние изучаемых вопросов. Анализ факторов, оказавших влияние на изменение результативных показателей, и их экономическая оценка должны быть глубокими, конкретными и целенаправленными. Нельзя подменять аргументированные доказательства и выводы о состоянии изучаемого вопроса простой констатацией фактов об уровне и динамике показателей, характеризующих этот вопрос. В целях углубления анализа и повышения достоверности выводов и заключений рекомендуется широко использовать экономические группировки, индексы, корреляционно-регрессионное моделирование и другие методы и приемы экономических исследований.
Материалы, приводимые в третьей главе, должны быть тесно увязаны как с теоретическими и методическими положениями, которые обосновываются в первой главе, так и с характеристикой объекта исследования, даваемой во второй главе.
Более конкретное построение изложения третьей главы определяется в зависимости от темы курсового проекта.
В четвертой главе, которая должна носить проектный характер, показываются общие пути, а также даются обоснованные и конкретные рекомендации, направленные на улучшение показателей, характеризующих изучаемое явление, процесс, отрасль, на дальнейшее укрепление экономики предприятия и повышения эффективности производств в нем.
Четвертая глава является наиболее важной составной частью курсового проекта. В ней на основе результатов проведенного анализа обосновываются предложения студента по увеличению объемов производства продукции, сокращению ее потерь, повышению качества, снижению себестоимости, рациональному использованию ресурсов, росту производительности труда, рентабельности производства и т.д. обязательным элементом при выполнении этого раздела должно быть экономическое обоснование и оценка предлагаемых мероприятий.
В связи с различием тематики и объектов изучения четвертые главы курсовых проектов могут и должны существенно отличаться как по содержанию, так и по форме изложения материалов. Однако вне зависимости от различий в темах особое внимание при выполнение четвертых разделов курсовых проектов рекомендуется обратить на обоснование путей улучшение состояния изучаемых вопросов на предприятиях за счет совершенствования всех звеньев экономического механизма хозяйствования, укрепления принципов хозяйственного расчета, упорядочения внутрихозяйственных экономических отношений, внедрения новых прогрессивных форм организации сельскохозяйственного производства, совершенствования системы материального стимулирования труда, мотивации производственной деятельности в целом в условиях функционирования рыночной системы хозяйствования.
Завершающим разделом курсовых проектов являются выводы и предложения (или заключение).
В этом разделе в краткой форме излагаются основные результаты проведенных исследований, разработанных рекомендаций и оценки их эффективности.
Выводы и предложения должна органически вписываться в содержание курсового проекта, завершая и обобщая его, быть краткими, конкретными и излагаться в виде отдельных пунктов, каждый из которых размещается в одном-двух абзацах.
При выполнении всех разделов курсового проекта необходимо использовать знания, полученные процессе изучения всего комплекса технических, технологических и экономических дисциплин и особенно предмета «Методика экономических исследований»
Отдельные предложения курсовой работы целесообразно иллюстрировать схемами, диаграммами, графиками и другими наглядным материалом.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНКРЕТНЫМ ТЕМАМ КУРСОВЫХ проектов
ТЕМА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Цель курсового проекта.Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия и передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среденреспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути улучшения использования земли в изучаемом хозяйстве.
Примерный план
Введение
1.Земля как главное средство производства в сельскохозяйственных предприятиях и оценка эффективности ее использования
2.Характеристика природных и экономических условий производства в хозяйстве
3.Динамика показателей уровня и экономической эффективности использования земли в хозяйстве
4.основные пути повышения эффективности использования земли в хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народно хозяйственную значимость темы: показать роль и значение повышения эффективности использования земли в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплении экономики сельскохозяйственных предприятий в условиях становления рыночных отношений. Четко сформулировать цель и задачи курсового проекта, дать общую методику ее выполнения.
В первой главеохарактеризовать роль земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, показать ее особенности и отличия от других средств производства. Отметить принятые в последнее время в стране и республике меры, направленные на обеспечение рационального использования земли. Привести краткие результаты изучения научной и учебной литературы по рассматриваемой проблеме, обобщить различные точки зрения на систему показателей уровня и экономической эффективности использования земли, сущность и значение кадастра, экономической оценки земли, показать степень разработанности этих вопросов.
В заключение раздела целесообразно сформулировать свое отношение к отдельным теоретическим и практическим вопросам данной проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условий изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными выше в обшей части настоящих методических указаний. Материал, приводимый во второй главе курсового проекта по данной теме, должен быть тесно увязан с содержанием и глубоко характеризовать динамику и уровень факторов и условий, влияющих на показатели использования земли.
В третьей главе необходимо дать подробный анализ динамики показателей уровня и экономической эффективности использования земли в изучаемом хозяйстве: охарактеризовать состав и структуру использования пашни; определить объем производства продукции в натуральном выражении в расчете на 100 га соответствующих земельных угодий; рассчитать площади условной и соизмеримой пашни; определить стоимостные показатели уровня использования земли, выявить факторы, повлиявшие на их изменение.
Используя показатели суммы валового, чистого дохода и прибыли в расчете на 100 га соизмеримой пашни, оценить экономическую эффективность использования земли в хозяйстве.
Особое внимание при написании третьего раздела должно быть уделено выявлению причин изменения всех перечисленных показателей уровня и экономической эффективности использования земли в изучаемом хозяйстве в динамике по годам, а также сравнении со среднерайонными данными показателями передовых хозяйств. При выявлении факторов, приведших к изменениям показателей использования земли в хозяйстве, необходимо привлекать данные об изменениях в уровне и экономической эффективности интенсификации производства по отдельным отраслям, данные об урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, себестоимости основных видов продукции, производительности труда, реализационных ценах, рентабельности и т.д.
В четвертой главеследует, исходя из проведенного анализа, вскрытых резервов производства, последних достижений науки и передового опыта реформирования земельных отношений в сельском хозяйстве страны, наряду с общими направлениями обосновать конкретные мероприятия по улучшению использования земли в изучаемом хозяйстве и показать их экономическую эффективность. Для этого оценить возможности роста показателей уровня и экономической эффективности использования земли за счет трансформации земельных угодий; совершенствования структуры посевных площадей и других звеньев системы земледелия, а также животноводства; повышения уровня интенсивности производства и прежде всего механизации, химизации и мелиорации земель, рационального кормления животных; снижения себестоимости производимой продукции; совершенствования форм организации и стимулирования труда и т.п. Особое внимание при этом обратить на возможность и целесообразность существующих земельных отношений, перехода к новым формам организации землепользования и землевладения, использования рыночного механизма хозяйствования с целью повышения эффективности использования земли.
Выводы и предложения(заключение) оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Цель курсового проекта.Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия и передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения эффективности использования производственных фондов в изучаемом хозяйстве.
Примерный план
Введение
1.Экономическая характеристика производственных фондов сельскохозяйственных предприятий и системы показателей эффективности их использования
2.Характеристика природных и экономических условий производства в хозяйстве
3.Динамика показателей эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств в хозяйстве
4.Основные меры по дальнейшему увеличению производственных фондов и повышению экономической эффективности их использования
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и значение роста фондообеспеченности сельскохозяйственных предприятий и повышение эффективности использования производственных фондов в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплении экономики предприятий АПК в условиях формирования рыночных отношений. Четко сформулировать цель и задачи курсового проекта, дать общую методику его выполнения.
В первой главеизложить основные теоретические изложения темы курсового проекта: раскрыть экономическую сущность производственных фондов сельскохозяйственных предприятий, дать их классификацию по экономическому содержанию, показать способы оценки; охарактеризовать систему показателей, по которым определяется уровень и экономическая эффективность использования фондов, обобщить различные точки зрения на роль и значение отдельных из них и сформулировать свое отношение к рассматриваемым вопросам, определив тем самым позицию, с которой будет вести дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условии изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Материал, приводимый во второй главе курсового проекта по данной теме, должен всесторонне характеризовать динамику и уровень факторов и условий, влияющих на показатели обеспеченности производственными фондами и состояние их использования.
В третье главе необходимо дать подробный анализ динамики показателей эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств в изучаемом хозяйстве. Для этого оценить рациональность состава и структуры основных производственных фондов и оборотных средств, рассчитать показатели фондоотдачи, фондоемкости, коэффициента эффективности и срока окупаемости основных фондов и срока окупаемости основных фондов, коэффициента оборачиваемости оборотных средств, норму прибыли и другие. При этом показатели фондоотдачи и фондоемкости, коэффициента эффективности и срока окупаемости основных фондов должны определяться как в целом по хозяйству, так и отдельно по растениеводству и животноводству.
При анализе названных показателей особое внимание должно быть уделено выявлению причин изменения их уровня в динамике по годам, а также в сравнении со среднерайонными данными и показателями передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны или республики. В этих целях следует привлечь и проанализировать данные об урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, себестоимости основных видов растениеводческой и животноводческой продукции, производительности труда, рентабельности и т.п., выявив их связь с изменением показателей эффективности использования производственных фондов.
В четвертой главе,используя данные предыдущих разделов, сравнительного анализа показателей эффективности использования фондов в изучаемом предприятии с соответствующими показателями передовых хозяйств, необходимо дать подробную характеристику путей улучшения использования производственных фондов и увеличения их размера. Причем, наряду с характеристикой общих направлений повышения эффективности использования производственных фондов в сельском хозяйстве, необходимо обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в изучаемом хозяйстве и дать им экономическую оценку (определив резервы повышения эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств и возможности возрастания их размера за счет увеличения объемов производства продукции, снижения ее себестоимости и повышения рентабельности на основе роста урожайности сельхозкультур и продуктивности животных, а также за счет совершенствования структуры основных фондов и оборотных средств и более интенсивного и эффективного использования отдельных их видов).
При обосновании путей повышения эффективности использования производственных фондов особое внимание следует обратить на совершенствование элементов экономического механизма хозяйствования, внедрение форм организации использования фондов и рыночных регуляторов производства.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в соответствии с общими требованиями, изложенными в начале методических указаний.
ТЕМА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель курсового проектаЗакрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов сельскохозяйственного предприятия и передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения производительности труда в растениеводстве изучаемого хозяйства.
Примерный план
Введение
1.Понятие производительности труда и система ее измерения в сельском хозяйстве
2.Характеристика природных и экономических условий производства в хозяйстве
3.Динамика показателей уровня производительности труда в растениеводческих отраслях хозяйства
4.Основные пути повышения производительности труда в растениеводстве хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и значение роста производительности труда в растениеводстве в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплений экономики сельскохозяйственных предприятий на современном этапе рыночных преобразований в АПК. Четко сформулировать цель и задачи курсового проекта, охарактеризовать общую методику его выполнения.
В первой главедать определение категории производительности труда, раскрыть общеметодологические основы оценки ее уровня. Охарактеризовать систему показателей, применяемых для измерения производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях. Раскрыть методологические и методические особенности оценки производительности труда в отраслях сельского хозяйства, в частности, в растениеводстве. Обобщить со ссылками на использованные литературные источники различные точки зрения по существу всех вышеуказанных вопросов и сформулировать свое отношение к ним, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условии изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Материал, приводимый во второй главе курсового проекта по данной теме, должен быть увязан с характеристикой факторов и условий, влияющих на производительность труда в растениеводческих отраслях хозяйства.
В третье главе необходимо дать глубокий анализ уровня производительности труда в основных отраслях растениеводства изучаемого хозяйства в динамике по годам и в сравнении с данными передовых хозяйств района, зоны, республики. Выявить факторы, оказавшие влияние на изменение показателей уровня производительности труда в растениеводстве в целом и в отдельных его отраслях. Для этих целей привлечь данные об уровне интенсивности производства в основных отраслях растениеводства, динамике урожайности сельскохозяйственных культур, изменении затрат труда на гектар их посевов, степени механизации производственных процессов в растениеводстве, обеспеченности основными видами сельхозмашин и т.д.
При анализе производительности труда и связанных с нею показателей, как и в других темах, целесообразно использовать разнообразные приемы и методы экономических исследований, включая выравнивание динамических рядов, графическое изображение, цепные подстановки, индексы, корреляционно-регрессионное моделирование.
В четвертой главена основе изучения литературных источников, результатов проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо, наряду с освещением общих путей повышения производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях, обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в растениеводческих отраслях изучаемого хозяйства и дать им экономическую оценку. То есть, определить направления и возможности повышения уровня производительности труда в основных отраслях растениеводства и по растениеводству в целом за счет увеличения объемов производства продукции и снижения затрат труда на основе роста урожайности сельскохозяйственных культур, повышения уровня механизации, совершенствования элементов экономического механизма хозяйствования, внедрения новых форм организации производства и других факторов эффективности затрат труда.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в соответствии с общими требованиями, изложенными в начале методических указаний.
ТЕМА 4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ животноводства ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель курсового проекта.Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия и передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения производительности труда в животноводстве изучаемого хозяйства.
Примерный план
Введение
1.Понятие производительности труда и система ее измерения в сельском хозяйстве
2.Характеристика природных и экономических условий производства в хозяйстве
3.Динамика показателей уровня производительности труда в основных отраслях животноводства хозяйства
4.Основные пути повышения производительности труда в животноводстве хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсовой работы
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и значение роста производительности труда в животноводстве в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплений экономики сельскохозяйственных предприятий на современном этапе рыночных преобразований в АПК. Четко сформулировать цель и задачи курсового проекта, охарактеризовать общую методику ее выполнения.
В первой главеизложить основные теоретические положения темы курсового проекта: дать определение категории производительности труда, раскрыть общеметодологические основы оценки ее уровня; охарактеризовать систему показателей, применяемых для измерения производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях, в том числе и в животноводческих отраслях хозяйств; обобщить со ссылками на указанные в списке литературные источники различные точки зрения по существу рассматриваемых вопросов, сформулировать свое отношение к ним, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условий изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Главное внимание в ней должно быть уделено характеристике объективных факторов и условий, оказывающих влияние на производительность труда в животноводческих отраслях хозяйства.
В третье главе необходимо дать глубокий анализ уровня производительности труда в основных отраслях животноводства изучаемого хозяйства в динамике по годам и в сравнении с данными передовых хозяйств района, зоны, республики. Выявить факторы, оказавшие влияние на изменение показателей уровня производительности труда в животноводстве в целом и в отдельных его отраслях. Для этих целей привлечь данные об уровне интенсивности производства в основных отраслях животноводства, динамике продуктивности животных, изменении затрат в расчете на одну голову скота, степени механизации производственных процессов в животноводстве, соответствии фактической нагрузки установленным нормам обслуживания животных и т.п.
При выявлении факторов и оценке степени их влияния на изменение производительности труда в основных отраслях животноводства целесообразно использовать наряду с традиционными приемами экономического анализа и корреляционно-регрессионное моделирование с решением ЭМЗ на ЭВМ.
В четвертой главена основе изучения литературных источников, результатов проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо, наряду с освещением общих путей повышения производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях, обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в животноводческих отраслях изучаемого хозяйства. В этих целях определить возможности повышения уровня производительности труда в основных отраслях животноводства и по животноводству в целом за счет увеличения объемов производства продукции и снижения затрат труда на основе продуктивности животных, повышения уровня механизации, норм обслуживания, совершенствования организации труда, системы материального стимулирования работников и других факторов эффективности затрат труда.
При обосновании путей повышения производительности труда в животноводческих отраслях изучаемого предприятия особое внимание обратить на вопросы совершенствования элементов экономического механизма хозяйствования, внедрения новых форм организации производства, использования рыночных регуляторов роста его эффективности.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА5. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Цель курсового проекта.Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия и передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей оценить состояние интенсификации производства, выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения ее уровня и экономической эффективности в изучаемом хозяйстве.
Примерный план
Введение
1.Понятие интенсификации сельскохозяйственного производства и система показателей ее уровня и экономической эффективности
2.Характеристика природных и экономических условии производства в хозяйстве
3.Динамика показателей уровня и экономической эффективности интенсификации производства в хозяйстве
4.Основные пути повышения экономической эффективности интенсификации производства в хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и особое значение интенсификации в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплении экономики сельскохозяйственных предприятий в АПК. Четко сформулировать цель и задачи курсового проекта, дать общую методику его выполнения.
В первой главе раскрыть основные теоретические положения темы курсового проекта: дать определение понятия интенсификации сельскохозяйственного производства; по результатам изучения приведенных в списке литературы источников обобщать различные точки зрения на сущность, роль и особенности интенсификации сельского хозяйства, подробно охарактеризовать систему показателей, применяемых для измерения уровня и экономической эффективности процесса интенсификации сельскохозяйственного производства; сформулировать свое отношение к рассматриваемым дискуссионным теоретическим и практическим вопросам освещаемой проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вести дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условии производства в изучаемом предприятии в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Руководствуясь ими, следует, что материал, приводимый во второй главе по данной теме, должен более глубоко раскрывать условия, влияющие на развитие и результативность процессов интенсификации производства в хозяйстве.
В третьей главенеобходимо датьглубокий анализ динамики показателей уровня и экономической эффективности интенсификации производства в изучаемом хозяйстве. При этом вначале следует проанализировать изменение показателей в целом по хозяйству в сравнение со среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Пользуясь соответствующей методикой, за два трехлетних или двухлетних периода определить эффективность дополнительных затрат в целом по хозяйству. Затем для выявления факторов, оказавших влияние на изменение обобщающих показателей уровня и экономической эффективности интенсификации, необходимо более глубоко изучить изменения, которые произошли за анализируемый период в интенсификации отдельных отраслей растениеводства и животноводства. Главное внимание при этом должно быть уделено выяснению причин происшедших изменений, выявлению влияния интенсификации на эффективность сельскохозяйственного производства как по отдельным отраслям, так и по хозяйству в целом.
В четвертой главена основе изученных источников, результатов анализа и вскрытых резервов производства необходимо, наряду с освещением общих направлений повышения уровня и экономической эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства, обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в изучаемом хозяйстве и дать им экономическую оценку. Для этих целей определить направления и возможности повышения уровня и экономической эффективности интенсификации за счет широкого внедрения достижений научно-технического прогресса, развития инновационной деятельности, использования интенсивных технологий, роста применения удобрений, повышения степени механизации производственных процессов, увеличения площадей мелиоративных земель, совершенствования специализации и концентрации производства, организации труда и управления, укрепления принципа материальной заинтересованности и других факторов роста эффективности производственных затрат с учетом особенностей, связанных с формированных рыночных отношений и необходимости оздоровления экономической обстановки.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в полном соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА 6. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Цель курсового проекта.Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия и передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения рентабельности производства в отраслях растениеводства изучаемого хозяйства.
Примерный план
Введение
1.Понятие и показатели себестоимости и рентабельности производства сельскохозяйственной продукции
2.Характеристика природных и экономических условии производства в хозяйстве
3.Динамика показателей себестоимости и рентабельности производства продукции основных отраслей растениеводства в хозяйстве
4.Основные пути снижения себестоимости продукции и повышение рентабельности ее производства в растениеводстве хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и значение снижения себестоимости и повышения рентабельности в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплении экономики сельскохозяйственных предприятий, повышении их конкурентоспособности и адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Четко сформулировать цель и задачи курсовой работы, дать общую методику ее выполнения.
В первой главедать определения и раскрыть сущность понятий себестоимости продукции, издержек и рентабельности производства в сельском хозяйстве. Охарактеризовать связь между этими экономическими категориями. Назвать виды себестоимости и принципы классификации затрат, коротко остановится на методике исчисления себестоимости растениеводческой продукции. Раскрыть методику определения показателей рентабельности, показать их место в системе показателей оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Сформулировать свое отношение к дискуссионным положениям рассматриваемой проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главе дается краткая характеристика природных и экономических условий производства в изучаемом хозяйстве с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Руководствуясь им, следует учесть, что материал, приводимый во второй главе курсовой работы по данной теме, должен соответствующим образом увязываться с ее основными вопросами.
В третьей главенеобходимо дать глубокий анализ показателей себестоимости и рентабельности основных видов растениеводческой продукции в изучаемом хозяйстве в динамике по годам и в сравнении со среднерайонными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Выявить факторы, оказавшие влияние на их изменение. Для этих целей привлечь данные о составе и структуре себестоимости, уровне урожайности и затрат на гектар посева той или иной культуры, реализационных ценах, каналах реализации, качестве реализуемой продукции и т.д. При этом анализ показателей рентабельности должен проводиться как по отдельным (основным) видам растениеводческой продукции (но не менее чем по двум-трем), так и по растениеводству в целом.
В четвертой главена основе изучения литературных источников проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо дать подробную характеристику путей снижения себестоимости и повышения рентабельности продуктов растениеводства. При этом наряду с указанием общих направлений снижения себестоимости и повышения рентабельности производства растениеводческой продукции, следует обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в изучаемом хозяйстве. То есть, определить резервы и пути снижения себестоимости и повышения рентабельности в основных отраслях растениеводства и по растениеводству в цело м за счет интенсификации производства, роста урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения на этой основе объемов производимой и реализуемой продукции, за счет повышения производительности труда, улучшения использования средств производства, повышения качества реализованной продукции, оптимизации структуры производства, внедрения новых прогрессивных форм его организации, совершенствования элементов экономического механизма хозяйствования и т.п.
Обоснование путей снижение себестоимости и повышения рентабельности производства продукции растениеводства по указанным направлениям должно даваться с учетом происходящих преобразований производственных отношений в сельском хозяйстве, связанных с переходом к рыночной системе хозяйствования.
Выводы и предложения(заключение) оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА 7. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ ЖИВОТНОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цель курсового проекта.Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов сельскохозяйственного предприятия, передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения рентабельности производства в отраслях животноводства изучаемого хозяйства.
Примерный план
Введение
1.Понятие и показатели себестоимости и рентабельности производства сельскохозяйственной продукции
2.Характеристика природных и экономических условии производства в хозяйстве
3.Динамика показателей себестоимости и рентабельности производства продукции основных отраслей животноводческих отраслях хозяйства
4.Основные пути снижения себестоимости продукции и повышение рентабельности ее производства в животноводстве хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и значение снижения себестоимости и повышения рентабельности производства животноводческой продукции в решении проблем развития сельского хозяйства страны и укреплении экономики сельскохозяйственных предприятий, повышении их конкурентоспособности и адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Четко сформулировать цель и задачи курсовой работы, дать общую методику ее выполнения.
В первой главедать определение и раскрыть сущность понятий себестоимости продукции, издержек и рентабельности производства в сельском хозяйстве. Охарактеризовать связь между этими экономическими категориями. Назвать виды себестоимости и принципы классификации затрат, коротко остановится на методике исчисления себестоимости животноводческой продукции. Раскрыть методику определения показателей рентабельности, показать их место в системе показателей оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Сформулировать свое отношение к дискуссионным положениям рассматриваемой проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условий производства в изучаемом хозяйстве с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. При этом материал, приводимый во второй главе, должен соответствующим образом увязываться с основными вопросами темы.
В третьей главенеобходимо дать глубокий анализ показателей себестоимости и рентабельности основных видов растениеводческой продукции в изучаемом хозяйстве в динамике по годам и в сравнении со среднерайонными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Выявить факторы, оказавшие влияние на их изменение. Для этих целей привлечь данные о составе и структуре себестоимости основных видов продукции животноводства, уровне продуктивности и затрат на одну голову скота, реализационных ценах, каналах и объемах реализации, качестве реализуемой продукции и т.д. При этом анализ показателей рентабельности должен проводиться как по отдельным (основным) видам животноводческой продукции (но не менее чем по двум-трем), так в целом по животноводству.
В четвертой главена основе изучения литературных источников, результатов проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо дать подробную характеристику путей снижения себестоимости и повышения рентабельности продуктов животноводства. При этом, наряду с указанием общих направлений снижения себестоимости и повышения рентабельности производства животноводческой продукции, следует обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в изучаемом хозяйстве. В этих целях определить резервы снижения себестоимости и повышения рентабельности в основных отраслях животноводства и по животноводству в цело м за счет повышения уровне интенсификации производства, роста урожайности скота и увеличения на этой основе объемов производимой и реализуемой продукции, за счет повышения производительности труда, улучшения использования средств производства, повышения качества реализованной продукции, оптимизации структуры производства, внедрения новых прогрессивных форм его организации, совершенствования элементов экономического механизма хозяйствования и т.п.
Обоснование путей снижение себестоимости и повышения рентабельности производства продукции растениеводства по указанным направлениям должно даваться с учетом происходящих преобразований производственных отношений в сельском хозяйстве, связанных с переходом к рыночной системе хозяйствования.
Выводы и предложения(заключение) оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА 8. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА продукции земледелия НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель курсового проекта. Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия, передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения эффективности производства зерна (картофеля, сахарной свеклы или овощей) в изучаемом хозяйстве.
Примерный план
Введение
1.Понятие экономической эффективности производства и система показателей ее измерения в сельском хозяйстве
2.Характеристика природных и экономических условии производства в хозяйстве
3.Динамика показателей экономической эффективности производства продукции земледелия в хозяйстве
4. Пути повышение экономической эффективности производства продукции земледелия в хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать значение продукции земледелия в агропромышленном комплексе страны и республики; охарактеризовать современный уровень и задачи по дальнейшему увеличению производства продукции земледелия и повышению его экономической эффективности в свете решения проблем развития сельского хозяйства страны и укрепления экономики сельскохозяйственных предприятий на современном этапе развития рыночных преобразований в АПК. Четко сформулировать цель и задачи курсовой работы, дать общую методику ее выполнения.
В первой главераскрыть основные теоретические положения темы курсового проекта: дать определение понятия экономической эффективности производства; по результатам изучения приведенных в списке литературных источников обобщить различные точки зрения на сущность содержания и особенности данной категории применительно к сельскому хозяйству; подробно охарактеризовать систему показателей, используемых для оценки уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства, показать особенности применения в конкретных земледельческих отраслях. В заключение раздела сформулировать свое отношение к наиболее важным дискуссионным положениям рассматриваемой проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условий изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Руководствуясь ими, следует учесть, что материал приводимый во второй главе раздела курсовых работ по данным темам, должен лишь более глубоко характеризовать объективные условия развития соответствующих земледельческих отраслей в изучаемом хозяйстве.
В третьей главенеобходимо дать глубокий анализ уровня экономической эффективности производства соответствующего вида продукции земледелия в изучаемом хозяйстве в динамике по годам и в сравнение со среднерайоными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Для этих целей используется система показателей, которая обосновывается студентом в первой главе курсового проекта. При этом показывается место и роль производства соответствующего вида продукции земледелия и отдельных ее видов (зерна, картофеля, сахарной свеклы или овощей) в экономике хозяйства. Определяется удельный вес их стоимости валовой и товарной продукции растениеводства и по хозяйству в целом, в сумме денежной выручки, чистого дохода, прибыли. Характеризуется динамика посевных площадей, урожайности валовых сборов соответствующих культур.
Анализируются показатели производительности труда, уровня, состава и структуры себестоимости продукции земледелия, рентабельности их производства. Выявляются факторы, приведшие к изменению указанных показателей в динамике по годам и в сравнение со среднерайонными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Определяется взаимосвязь между уровнями анализируемых показателей эффективности производства и влияющими на них факторами.
Последним вопросам (выявлению факторов и оценки степени их влияния на результативные показатели) должно быть уделено центральное место при изложении всей третьей главы курсовой работы.
В четвертой главена основе изучения литературных источников, результатов проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо, наряду с освещением общих путей повышения эффективности производства продукции земледелия, обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в земледельческих отраслях изучаемого хозяйства и дать им оценку. То есть, наметить систему технических, технологических и организационно-экономических мер по дальнейшему развитию земледелия в изучаемом хозяйстве и с учетом предложенных мер по интенсификации производства, применению передовых приемов технологии возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, повышению уровня комплексной механизации, совершенствованию организации труда и системы его материального стимулирования, повышению качества реализуемой продукции и т.п. определить возможность роста урожайности и производительности труда, снижения себестоимости и повышения рентабельности производства продукции земледелия на перспективу.
При обосновании путей повышения эффективности земледельческих отраслей на перспективу особое внимание обратить на возможности рационального использования элементов рыночного механизма хозяйствования.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА 9. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА и использования кормов НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель курсового проекта. Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия, передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения эффективности производства кормов и их использования в изучаемом хозяйстве.
Примерный план
Введение
1.Понятие кормовой базы и система показателей, характеризующих уровень ее развития и эффективность использования кормов
2.Характеристика природных и экономических условии производства в хозяйстве
3.Динамика показателей экономической эффективности производства и использования кормов в хозяйстве
4. Пути повышение экономической эффективности производства и использования кормов в хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать роль и значение развития кормовой базы в свете решения проблем обеспечения ускоренного и устойчивого наращивания объемов производства животноводческой продукции и повышения эффективности животноводства в целом в сельскохозяйственных предприятиях страны на современном этапе рыночных преобразований. Четко сформулировать цель курсового проекта, задачи, подлежащие решению в нем, дать общую методику ее выполнения.
В первой главераскрыть основные теоретические положения темы курсового проекта: дать определение понятие кормовой базы; подробно охарактеризовать систему показателей, применяемых для оценки состояния ее развития, состава и структуры; опираясь на результаты изучения приведенных в списке литературных источников, раскрыть различные методические подходы к выбору оценочных показателей сравнительной экономической эффективности производства кормовых культур, типов и рационов кормления и эффективности использования кормов. В заключение раздела сформулировать свое отношение к теоретическим и практическим вопросам освещаемой проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условий изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Материал, приводимый во втором разделе данной темы должен лишь более глубоко характеризовать условия, влияющие на состояние развития и возможности повышения эффективности кормопроизводства и использования кормов в хозяйстве.
В третьей главенеобходимо дать глубокий анализ состояния развития кормовой базы, уровня и экономической эффективности производства и использования кормов в динамике по годам и в сравнение со среднерайоными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Для этих целей используется система показателей, которая обосновывается студентом в первой главе курсового проекта. При этом анализируются показатели состава и структуры кормовой базы хозяйства, уровня кормления и кормопроизводства, эффективности сложившихся типов и годовых норм кормления, рациональности расходования кормов. дается оценка сравнительной экономической эффективности производства различных видов кормовых культур, рассчитываются обобщающие показатели эффективности кормовой базы хозяйства, выявляются факторы, оказавшие влияние на изменения анализируемых показателей, определяется взаимосвязь между их уровнями. На основе этого вскрываются резервы увеличения и удешевления производства кормов и повышения эффективности их использования.
В четвертой главена основе изучения литературных источников, результатов проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо, наряду с освещением общих путей укрепления кормовой базы, обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса в изучаемом хозяйстве и дать им экономическую оценку. С этой целью наметить систему технических, технологических и организационно-экономических мер по подъему экономики кормопроизводства и повышению эффективности использования кормов в хозяйстве. С учетом предолженных мер по интенсификации кормопроизводства, совершенствованию структуры посевных площадей кормовых культур, применению передовых приемов технологии воздеоывания, уборки и заготовки кормов, повышению уровня комплексной механизации, внедрению новых форм организации и оплаты труда, совершенствованию элементов экономического механизма хозяйствования с учетом формирующихся рыночных отношений и т.п. определить возможности роста показателей уровня кормления и кормопроизводства, снижения себестоимости кормов, повышения эффективности их производства и использования в хозяйстве.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
ТЕМА 10. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ животноводства НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель курсового проекта. Закрепить на практике полученные теоретические знания. На основе анализа данных годовых отчетов и других материалов конкретного сельскохозяйственного предприятия, передовых хозяйств соответствующей природно-экономической зоны, среднерайонных и среднереспубликанских показателей выявить резервы и рекомендовать основные пути повышения эффективности производства продукции животноводства в изучаемом хозяйстве.
Примерный план
Введение
1.Понятие экономической эффективности производства и система показателей ее измерения в сельском хозяйстве
2.Характеристика природных и экономических условии производства в хозяйстве
3.Динамика показателей экономической эффективности производства молока продукции животноводства в хозяйстве
4. Пути повышение экономической эффективности молочного скотоводства продукции животноводства в хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Краткие методические указания по выполнению
разделов курсового проекта
Во введенииобосновать народнохозяйственную значимость темы: показать значение увеличение производства продукции животноводства в формировании продовольственного фонда, повышении уровня потребления и улучшение структуры питания населения, охарактеризовать достигнутый уровень и задачи по дальнейшему увеличению производства продукции животноводства и повышению их экономической эффективности в свете решения проблем развития сельского хозяйства страны и укрепления экономики сельскохозяйственных предприятий на современном этапе рыночных преобразований в АПК. Четко сформулировать цель курсовой работы, задачи, подлежащие решению в ней, дать общую методику ее выполнения.
В первой главе раскрыть основные теоретические положения темы курсового проекта: дать определение понятие экономической эффективности производства; по результатам изучения приведенных в списке литературных источников обобщить различные точки зрения на сущность содержания и особенности данной категории применительно к сельскому хозяйству; подробно охарактеризовать систему показателей, используемых для оценки уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства, показать особенности их применения в конкретных животноводческих отраслях. В заключение раздела сформулировать свое отношение к наиболее важным дискуссионным положениям рассматриваемой проблемы, определив тем самым позицию, с которой будет вестись дальнейшее исследование.
Во второй главедается краткая характеристика природных и экономических условий изучаемого предприятия в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний. Руководствуясь ими, следует учесть, что материал приводимый во второй главе раздела курсовых работ по данным темам, должен лишь более глубоко характеризовать объективные условия развития соответствующих земледельческих отраслей в изучаемом хозяйстве.
В третьей главенеобходимо дать глубокий анализ уровня экономической эффективности производства продукции животноводства в изучаемом хозяйстве в динамике по годам и в сравнение со среднерайоными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Для этих целей используется система показателей, которая обосновывается студентом в первой главе курсового проекта. При этом показывается место и роль производства продукции животноводства и отдельных ее видов (молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, шерсти и т.д.) в экономике хозяйства. Определяется удельный вес их стоимости валовой и товарной продукции животноводства и по хозяйству в целом, в сумме денежной выручки, чистого дохода, прибыли. Характеризуется динамика поголовья соответствующих видов животных, их продуктивность, валовых объемов производства продукции соответствующих животноводческих отраслей.
Анализируются показатели производительности труда, уровня, состава и структуры себестоимости продукции животноводства, рентабельности ее производства. Выявляются факторы, приведшие к изменению указанных показателей в динамике по годам со среднерайонными, среднереспубликанскими данными и показателями передовых хозяйств района, зоны, республики. Определяется взаимосвязь между уровнями анализируемых показателей эффективности производства и влияющими на них факторами.
Последним вопросам (выявлению факторов и оценки их влияния на результативные показатели развития животноводческих отраслей) должно быть уделено центральное место при изложении всей третьей главы курсового проекта.
В четвертой главена основе изучения литературных источников, результатов проведенного анализа и вскрытых резервов производства необходимо, наряду с освещением общих путей повышения эффективности производства продукции животноводства, обосновать конкретные мероприятия по улучшению состояния вопроса и соответствующих животноводческих отраслей изучаемого хозяйства. То есть, наметить систему технических, технологических и организационно-экономических мер по дальнейшему развитию животноводства в изучаемом хозяйстве и с учетом предложенных мер по интенсификации производства, применению передовых приемов содержания и обслуживания животных, повышению уровня комплексной механизации, совершенствованию организации труда и системы его материального стимулирования, повышению качества реализуемой продукции и т.п. определить возможность роста продуктивности скота, снижения трудоемкости и себестоимости соответствующего вида животноводческой продукции и повышения рентабельности ее производства на перспективу.
При обосновании путей повышения эффективности животноводческих отраслей на перспективу особое внимание обратить на возможности рационального использования элементов рыночного механизма хозяйствования.
Выводы и предложения(заключение) оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в общей части настоящих методических указаний.
3. оформление курсовых проектов
важным условием качественного выполнения курсовых проектов курсовых работ является соблюдение требований по их оформлению. Курсовые проекты оформляются в соответствии требованиям последних ГОСТов, предъявляемыми к оформлению отчетов о научно-исследовательской работе, и общими требованиями к текстовым документам.
Курсовые печатаются машинописным или компьютерным способом на стандартных листах белой бумаги формата А4 (размеры 210х297мм).
Текст курсового проекта следует печать или писать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 25 мм.
Заголовки разделов пишутся (или печатаются) симметрично тексту прописными буквами, заголовки подразделов печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной) в разбивку через промежуток в один знак. Переносы слов в заголовке не допускаются точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Абзац в тексте начинают отступом - 1,25см.
Иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики) следует помещать в соответствующем разделе текста или на отдельных следующих за ссылкой страницах. Текст должен иметь органическую связь с иллюстративным материалом и включать ссылки на них.
Условные обозначения математических, физических, химических и метрических величин должны соответствовать условленным стандартам. В сокращения большинства общепринятых единиц измерения (метр – м, грамм – г, центнер – ц, час – ч, минута – мин) точки не ставятся, за исключением слов: рубли – руб., копейки – коп.
Каждый раздел курсовой работы следует начинать с новой страницы и нумеровать в пределах всей работы.
Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела и номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например: 3.2 (второй подраздел третьего раздела).
Номера разделов, подразделов ставятся в начале заголовков.
Разделы, подразделы должны иметь содержательные, кратко выраженные заголовки. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой, но в конце заголовка точка не ставится. Подчеркивать заголовки или писать их цветными чернилами не допускается.
Расстояние между заголовком раздела и подраздела и текстом должны быть равно 1 интервалу. Заголовок пункта начинается с красной строки с прописной буквы в строчку и заканчивается точкой.
Н у м е р а ц и я с т р а н и ц курсового проекта должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист (на нем номер страницы не ставят), второй –оглавление, третьей – продолжение оглавления или начало введения и т.д.
Номера страниц проставляют арабскими цифрами на расстоянии 10 мм от верхней кромки листа в правом верхнем углу без точки.
Введение и заключение (выводы и предложения) также начинают с основной страницы, но номера этим разделом не ставятся.
О ф о р м л е н и е и л л ю с т р а ц и й в курсовых проектах осуществляется с соблюдением следующих правил.
Все иллюстрации (схемы, графики, чертежи и т.д.), приводимые в курсовых проектах именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 3.1 - Название... (первый рисунок третьего раздела).
Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте или на следующей странице так, чтобы их можно было рассматривать без поворота или после поворота по часовой стрелке. Иллюстрации, размещенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации (схемы, графики, чертежи, фотографии), а также таблицы, размером больше А4, целесообразно помещать в приложениях в порядке упоминания их в тексте.
Все рисунки должны сопровождаться содержательными тематическими наименованиями, помещенными под ними. Если на рисунке нанесены позиции, то необходимо дать пояснения к каждой позиции.
При наличии в графике множества показателей, каждый из которых имеет свое обозначение, вправо от графика или ниже дается перечень принятых условных обозначений.
Все графики, диаграммы и другие рисунки должны выполняться черной пастой или тушью в масштабе и формате, понятной для рецензента и удобной для использования.
При ссылке на рисунке необходимо указывать их номера в конце предложения до точки в скобках (рис.3.1 и т.д.).
П р и о ф о р м л е н и е т а б л и ц следует учитывать следующие правила.
Каждая таблица, приводимая в курсовом проекте, должна иметь номер, который записывается выше заголовка слева. Нумерация таблиц осуществляется последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, как и рисунков. Например: Таблица 3.1 - Название .... (первая таблица третьего раздела). Заголовок таблицы должен быть кратким, четким, отражающим содержание и смысл таблицы. Он размещается после слова «Таблица 2.1 - Название ... » . Заголовок и слово «Таблица» начинается с прописной буквы, в конце заголовка и после номера таблицы точка не ставится.
Заголовки граф, головки и строк (горизонтальных рядов) таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки граф – со строчных букв. Деление головки таблиц по диагонали не допускается.
Размещать таблицу следует сразу же после первого упоминания о ней в тексте или первого случая использования приводимых в таблице данных. Не допускается отрыв заголовка и головки таблиц от ее содержания, то есть размещения первых двух на одной странице, а содержания – на другой. При переносе части таблицы на другую страницу, как правило, не более двух третей ее содержания, следует пронумеровать графы в первой части таблицы и повторить эту нумерацию на следующей странице с указанием: «продолжение таблицы 3.1.».
Таблица должна быть замкнута со всех сторон, в нее не включают специальную графу «номер п/п».
Повторяющийся в боковине текст (заголовки горизонтальных рядов) может быть заменен: кавычками, если он состоит из одного слова, или же словами, «то же» при первом повторении, если повторяющийся текст состоит из двух или боле слов, а при дальнейшем повторении кавычками. Ставить кавычки или слово «то же» вместо повторяющихся цифр, марок, математических и химических знаков, символов и формул не допускается.
Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Если в строке или графе «ИТОГО» или «ВСЕГО» показатель не суммируется, то в них ставится знак «Х».
Если цифровые данные в графах таблицы имеют различную размерность, то ее указывают в заголовке каждой графы (чел.-час./ц, руб./ц. кг/га и т.д.), а если размерность одна для всей таблицы, то ее можно указать в заголовке. При невозможности отражения размерности в заголовках таблицы и в графах, ее указывают в боковике таблицы после заголовка строк через запятую.
Цифры в графах таблиц следует располагать так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим. Числовые величины одного и того же показателя должны иметь одинаковое количество знаков, например: урожайность озимой ржи 24,3 ц/га, озимая пшеница – 26,7 ц/га.
Слова и знаки «более», «менее», «в пределах» помещаются в боковине таблицы рядом с заголовком строки после размерности или в конце заголовка граф.
В таблицах и тексте интервалы величин отражается в виде «от 0,2 до 2,0», если интервал охватывает все величины ряда, или между этими величинами ставится тире, если они охватывают не все величины ряда (10-15).
О ф о р м л е н и е ф о р м у л, приводимых в курсовых проектах, включает прежде всего правила их буквенного обозначения, расшифровки и нумерации.
Расчетные формулы записывают сначала в общем виде, а дальше расшифровывают их буквенные выражения с указанием размерностей.
Буквенные обозначения и размерность одного и того же параметра должны быть едиными для всего курсового проекта и соответствовать Международной системе (СИ) и принятым обозначениям экономических показателей и категорий.
Значение символов и коэффициентов формул приводятся и расшифровываются сразу же после формулы в строгой последовательности их размещения в ней. Расшифровка каждого символа дается с новой строки и первая из них начинается со слов «где» без двоеточия после него.
Если в курсовом проекте несколько взаимосвязанных между собой формул, то они нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела с указанием номера раздела и порядкового номера формулы (3.1) – первая формула третьего раздела. Номер ставят с правой стороны в круглых скобках на уровне формулы.
Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками, выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенство (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).
При ссылке на ранее приведенную формулу указывают: «В формуле (3.3)» и далее по тексту.
О ф о р м л е н и е с с ы л о к при выполнении курсовых работ осуществляются соблюдением следующих требований.
Все приводимые в курсовых работах заимствованные из литературных источников цитаты должны заключатся в кавычки и иметь ссылки на них. В цитатах сохраняются знаки препинания источника, в место опущенных слов начале, середине или в конце цитаты ставится многоточие.
Ссылки на литературные источники должны указываться и при использовании из официально-документальных материалов, справочных данных и формул.
Ссылки следует давать в конце излагаемого материала путем написания порядкового номера источника по прилагаемому списку использованной литературы с указанием страницы, с которой была взята приводимая цитата, формула или какие либо другие данные.
Ссылки на иллюстрации указывается порядковый номер иллюстрации, например: «…на рис.2.1». При ссылке на формулы их номера указывают в скобках, например: «…в формуле (3.1)».
Не на все таблицы должны быть ссылки в тексте. При этом слово «Таблица» пишется сокращенно, например: «…в табл.3.1.». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращено слово «смотри», например: «см.табл.3.1.».
О ф о р м л е н и е т и т у л ь н о го л и с т а курсовой работы включает в себя указания на название вуза, факультета, кафедры, темы, фамилий и инициалов студента (исполнителя) и преподавателя (рецензента).
Образец оформления титульного листа курсовой работы приведено в приложении 1.
О ф о р м л е н и я о г л а в л е н и я курсовой работы осуществляется с соблюдением следующих требований.
Оглавление следует размещать в начале курсовой работы после титульного листа, начиная со второй страницы.
Содержание оглавления должно точно отражать заголовки разделов, подразделов и пунктов курсовой работы без сокращения и без редакционных изменений.
Необходимо строго выдерживать принятую в тексте последовательность и соподчиненность заголовков. Заголовки одних и тех же рубрикаций должны размещаться по одной вертикале, так чтобы заголовки каждой последующей ступени смещались на три знака вправо от заголовка вышестоящей ступени. Заголовки разделов пишут прописными, а подразделов и пунктов – строчными буквами.
Порядковые номера пишут в одну строчку с соответствующими заголовками и отделяют от них точками. В конце заголовка точка не ставится и последнее его слово отделяется отточием с соответствующими номером страницы в правом столбце оглавления.
Слово «страницы» или «стр.» в оглавление не пишут, а указывают только номер, на которой размещен заголовок.
П р и о ф о р м л е н и и с п и с к о в л и т е р а т у р ы, приводимых в курсовых работах, учитываются следующие правила.
Заголовком списка литературы должны быть слова: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, написанные прописными буквами. В этот список включают все источники, которые в той или иной степени действительно использовались при подготовке курсовой работы.
Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям автора, или источника, если автор не указан. При этом в начале списка использованной литературы следует указывать официально-документальные материалы высших органов законодательной и исполнительной власти.
Библиографическое описание литературного источника необходимо осуществлять с требованиями последних ГОСТов.
П р и л о ж е н и я в курсовых работах оформляют как их продолжение и располагают в порядке появления на них ссылок в тексте.
Каждое предложение начинают с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного или написанного прописными буквами. Ниже пишется строчными буквами (первая буква прописная) содержательный заголовок приложения.
Если в курсовой работе несколько приложений, то их нумеруют арабскими цифрами (без знака №), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.
Рисунки, таблицы и формулы, помещенные в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «Рис.П.1.1.» (первый рисунок первого приложения); «Табл.П.2.1» (первая таблица второго приложения) и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Казанская государственный аграрный университет
Институт экономики
Кафедра экономики сельского хозяйства
Пути повышения экономической эффективности производства продукции земледелия в ООО «РАССВЕТ» аРСКОГО района республики Татарстан
(курсовой проект)
Выполнил: студент 501 группы
Хайруллин Н.Н.
Руководитель: доцент Амирова Э.Ф.
Казань 2013
О Г Л А В Л Е Н И Е
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ проектам …………
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНКРЕТНЫМ ТЕМАМ КУРСОВЫХ проектов……………………………………………..
Тема 1.Земельные ресурсы предприятия и пути улучшения их использования ……………………………..
Тема 2.Производственные фонды предприятия и пути улучшения их использования ……………………………..
Тема 3.Пути повышения производительности труда в основных отраслях растениеводства предприятия…………………………..
Тема 4.Пути повышения производительности труда в основных отраслях животноводства предприятия…………………………..
Тема 5.Интенсификация производства на предприятии и пути повышения ее экономической эффективности…………….
Тема 6.Пути повышения рентабельности производства в основных отраслях растениеводства предприятия……………..
Тема 7.Пути повышения рентабельности производства в основных отраслях животноводства предприятия…………….
Тема 8.Пути повышения экономической эффективности производства продукции земледелия на предприятии...………...
Тема 9.Пути повышения экономической эффективности производства и использования кормов на предприятии………..
Тема 10.Пути повышения экономической эффективности производства продукции животноводства на предприятии…….
3. оформление курсовых проектов …………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного
листа курсового проекта……………………………………………