ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Организационно- технологические факторы производства
2. Информационный фактор производства
3. Наука как ключевой фактор современного производства
4. Энергетический фактор и инфраструктура
5. Экологический фактор производства
1. Организационно- технологические факторы производства
Вслед за рабочей силой и средствами производства в качестве ключевых факторов современной экономики назовём организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы со средствами производства.
Организация производства - это его определённое устройство с целью обеспечения единства, слаженности и эффективности всего производственного процесса.
Например, организация производства автомобилей предполагает установление как многочисленных связей между отдельными подразделениями автозавода (цехами, участками, бригадами), так и связей завода с поставщиками сырья, комплектующих узлов, деталей и пр.
В свою очередь технология производства - это те конкретные приёмы и методы, рабочие процессы и порядок изготовления продукта, которые в нём применяются (скажем, технология выпечки хлеба предусматривает известную последовательность операций, конкретный состав теста, определённые режимы работы печей и т.д.). Знание современных технологий - ключ к эффективному производству, поэтому в хозяйственном мире широко распространён обмен наиболее передовыми ноу-хау (от англ. know-how - буквально: знать как) - технологическими знаниями и опытом.
Характерной чертой новейших, или высоких, технологий (англ. high technology, или high tech. [хай тэк] - высокая технология) является их опора на широкое применение информации, компьютеров, интернета. Такие технологии называют информационными, или Ай-Ти (англ. аббревиатура от information technology).
В частности, благодаря интернету производственники могут оперативно и эффективно использовать огромный массив ("облако") уже готовых, отработанных данных из многих и разных сетевых источников для решения своих конкретных проблем. Подобный способ работы с общедоступными информационными ресурсами называют облачными технологиями. Таким образом, информация приобрела особое значение как фактор современного производства.
2. Информационный фактор производства
В широком значении информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) представляет собой поток тех или иных знаний, сведений, различных сигналов, которые передаются и воспринимаются людьми, другими живыми организмами, а также специальными устройствами.
В современном производстве информация играет очень значительную и разнообразную роль. Она, в частности, обеспечивает:
1) функционирование техники (особенно с программным управлением),
2) оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом,
3) возможность быстрой перестройки производства,
4) повышение уровня знаний и квалификации работников,
5) быстрое распространение передовых идей и технологий.
Причём поток информации и её роль в жизни общества неуклонно растут. Это позволило учёным говорить об "информационной революции" и переходе развитых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу.
Одна из главных его черт - непрерывное и нарастающее обновление знаний, технологий, продуктов и всей социальной жизни людей. В хозяйственной сфере это проявляется в том, что на смену "экономике прочности" идёт "экономика недолговечности", где под напором бурного НТП всё становится временным - техника, технологии, изделия и сами потребности. Похоже, грядёт эпоха одноразовых благ и господства в экономике принципа "использовал - выбросил".А отсюда важные выводы:
1) нецелесообразность ориентации на неизменные,
2) высокопрочные и дорогостоящие виды продукции;
3) неэффективность во многих случаях ремонтных работ;
4) необходимость более интенсивно использовать технику,
5) развивать систему её проката,
6) сделать возможным модернизацию оборудования на ходу.
3. Наука как ключевой фактор современного производства
Как известно, наука - это теоретически систематизированные объективные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основных направления:
1) фундаментальные,
2) прикладные исследования и
3) НИОКР.
Начало начал в этой цепочке фундаментальные научные исследования. Это глубокие, всесторонние исследования предмета с целью получения новых, основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений.
В свою очередь под прикладными понимают такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения конкретных практических задач.
К примеру, опираясь именно на фундаментальные физические исследования атомов, учёные-прикладники создали атомную энергетику.
Наконец, за ходовой аббревиатурой НИОКР "скрываются" научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (или работы).
Они завершают соединение науки с производством, обеспечивая тем самым как научную, так и техническую, инженерную проработку данного проекта.
Так, например, серийному запуску в производство нового прибора обычно предшествуют такие этапы НИОКР, как:
1) фундаментальные исследования
2) прикладные исследования
3) проектирование
4) конструирование
5) испытание прибора
6) доводка его опытных образцов.
Наука развивается и питает новыми идеями производство с давних пор. Поэтому научно-технический прогресс (НТП), то есть эволюционная, постепенная модернизация техники и способов производства, в той или иной мере присущ всем технологическим эпохам.
Особенностью же современной эпохи (примерно с середины XX века) является бурное наступление научно-технической революции (НТР) которая означает уже не медленный и частичный прогресс, а качественный скачок в развитии науки и техники и коренное преобразование на этой основе производительных сил общества.
Модернизация [от лат. modem(us) - новый, современный] –
1) преобразование, обновление, усовершенствование чего-либо в соответствии с современными требованиями;
2) в широком социально-экономическом значении - глобальный. многосложный и длительный процесс перестройки социальных систем, предполагает индустриализацию, развитие разделения труда, свободного рынка, предпринимательства, демократии, рост городов, улучшение условий жизни и т.д.
Одна из главных черт НТР - интеграция науки и производства, их органическое соединение.
Происходит как бы "онаучивание" производства и превращение науки в непосредственный фактор производства, в мощный двигатель экономического прогресса.
Недаром, чтобы отразить уровень "наполнение" производства наукой, стали использовать особый показатель - наукоёмкость производства. При этом прежде разобщенные процессы развития науки и производства сливаются в единую систему, постоянно прогрессирующую по цепочке: наука -техника - технологи - производство.
Однако и НТР не лишена противоречий. С одной стороны, она величайшее было, я с другой, порождает проблемы.Особенно тревожит растущая зависимость человека от техники. Техника неизбежно расчеловечивает человека, пишет Бердяев, отнимая у него частицы духовности. Но главное - она имеет "тоталитарное притязание", норовит все больше поработить людей. Не зря современные технологии называют хищными. Техника, как наркотик, требует все больших и больших доз.
Однако в крайности впадать тоже не следует: пессимистические идеи антисциентизма [Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного.] Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука», технофобия и боязнь рационализма и жёстких алгоритмов современной жизни неплодотворны. Отрицать НТП бессмысленно.
4. Энергетический фактор и инфраструктура
Энергия - это та или иная сила, приводящая средства производства в необходимое движение. Производство всегда нуждалось в такой двигательной силе. Но первоначально оно обходилось в основном лишь механической энергией самого человека и\или животных. Современные же производительные силы требуют мощного и разнообразного топливно-энергетического (и прежде всего электрического) обеспечения. Поэтому энергетический производства приобрел особо важное и самостоятельное значение. Без отдельного решения вопроса об энергоснабжении сегодня невозможно построить ни одного даже среднего предприятия.
Весьма значима и роль инфраструктуры - отраслей и сфер, создающих общие условия для функционирования производства. Здесь две подсистемы,
I) Производственная инфраструктура - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (материально-техническое снабжение, склады, транспорт, связь, вычислительные центры, средства экологической защиты и прочее).
2) Социальная, или непроизводственная, инфраструктура - сфера, обеспечивающая необходимые социально-культурные условия жизни людей (в том числе и работников производства с их семьями). Сюда входят жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образование, здравоохранение и другие звенья.
5. Экологический фактор производства
В широком смысле экологический фактор - это весь комплекс проблем, связанных со взаимоотношениями человека и окружающей среды, с необходимостью защиты, сохранения и восстановления природы. В развитии человечества природа , играет двоякую роль:
а) как источник ресурсов для производства
б) как среда обитания людей.
К сожалению, всё ещё многие полагают, что важнее именно первая функция - "обслуживать" производство. Однако природа едина, и неосторожное хозяйственное вторжение в неё не только истощает её ресурсы, но и неизбежно ухудшает условия существования людей, их настроение и здоровье. Современное производство настолько широко и глубоко взаимодействует с природой, что особый учёт экологического фактора в хозяйственной практике стал обязательным. Это, например, проявляется в том, что предприятия переходят на ресурсосберегающие, мало- и безотходные технологии; в производстве используются всё более эффективные очистные и защитные устройства; государство принимает природоохранные меры и соответствующее законы; проводятся научные исследования и профессиональная подготовка специалистов по экологии.