Перейти к основному содержанию

ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.    Рабочая сила, труд и его производительность

2.    Человеческий фактор в условиях НТР

3.    Предпринимательские и управленческие способности 

 

1.    Рабочая сила, труд и его производительность

 

Для удовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство - процесс создания жизненных благ, разнообразных продуктов. Это предполагает функционирование в каждом обществе определённых производительных сил, включающих в себя целый ряд элементов и факторов (ресурсов). 

На всех этапах развития человечества в качестве главных факторов производства выступали два: 

1)   рабочая сила (это личный, или человеческий, фактор) и 

2)   средства производства (вещественный, или материальный, фактор).

Однако производительные силы не остаются неизменными. С прогрессом общества они развиваются, совершенствуются и меняют своё содержание. Так, в условиях современной научно-технической революции (НТР) наблюдается их значительное усложнение. 

К традиционным факторам производства - рабочей силе и средствам производства, добавляется ряд новых или получивших самостоятельное значение элементов и факторов: таких, как 

1)   наука,

2)   информация,

3)   энергия,

4)   экология и 

5)   др. (вплоть до особой этики в современном производстве и бизнесе). 

Рассмотрим ключевые факторы подробнее в этой и последующих темах.

Рабочая сила - это способность человека к труду, совокупность его физических, умственных сил, применяемых в производстве.

Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия "рабочая сила" и "труд" в качестве человеческого ресурса производства часто отождествляют. Но это не одно и то же.

Труд можно определить как целенаправленную деятельность людей по созданию жизненных благ. 

Значение этой деятельности огромно, ибо именно она - источник достатка, обеспечивающий процветание как отдельной семьи, так и целой нации. Более того, по Энгельсу, роль труда ещё шире. Труд является ключевым условием всей человеческой жизни, причём в такой степени, что можно сказать: труд создал самого человека. Именно благодаря труду человек выделился из мира животных и стал подниматься по ступенькам общественного развития. Вся история общества - это истории развития труда, совершенствования трудовых навыков, творческих способностей людей, техники и технологии производства.

Важнейшим показателем использования фактора рабочей силы является производительность труда, то есть его продуктивность, результативность. Она измеряется либо (I) количеством продукции в единицу времени (выроботка), либо (2) количеством времени на единицу продукции (трудоемкость). 

Благодаря росту продуктивности экономятся трудовые ресурсы, удешевляется производство, растёт богатство общества. 

Основные факторы, определяющие уровень производительности труда, можно сгруппировать в следующие шесть пунктов:

1)   уровень образованности, квалификации и профессионализма работников, организация и культура их труда 

2)   степень заинтересованности производителей в результатах труда, их дисциплина и ответственность 

3)   уровень развития науки, техники, технологии и эффективность их применения в производстве 

4)   рациональность и экономичность использования сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов 

5)   интенсивность труда, т.е. степень его напряжённости, энергичности, скорости трудовых операций

6)   природные условия (обилие и доступность полезных ископаемых, лесов, вод; плодородие почв, климат)

Исследователи сферы труда постоянно ищут пути повышения его эффективности. Так, уже более века известна система Тейлора, обеспечившая мощный рост производительности. Это целый комплекс мер по научной организации труда (НОТ) и рационализации управления производством. Он был разработан и внедрён американским инженером-новатором Фредриком Тейлором (1856-1915).

В частности, система НОТ предполагала:

глубокое разделение труда [при котором работники сосредоточиваются (специализируются) на отдельных технологических операциях]; 

1)   подробный анализ трудовых действий, 

2)   устранение лишних, неловких движений, 

3)   определение оптимальных приёмов труда и отработку их до автоматизма;

4)   строгую регламентацию всего рабочего цикла; 

5)   жёсткое нормирование труда и установление высоких норм выработки; 

6)   чередование работы и отдыха для снижения утомляемости и пр.

В свою очередь рационализация управления предусматривала четыре главных пункта: 

(а) жёсткую дисциплину и контроль на предприятии; 

(б) правильный подбор и расстановку кадров на нём; 

(в) чёткую систему повышения квалификации и служебного продвижения работников; наконец, 

(г) благотворный принцип их материальной заинтересованности и эффективности производства на основе дифференциации заработной платы по результатам труда (то есть установления её на разных уровнях в зависимости от производительности каждого конкретного работника).

В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии (Филантро́п (от греч. филио, «любить» и греч. тропос, «человек») - человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях. Филантропия — человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества.) 

Рабочий зачастую невежественен, ленив, пассивен, не любит нововведений и склонен к "работе с прохладцей". Поэтому люди не должны получать больше того, что они заработали. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки - высокими. Кто не справляется с нормами, получает меньше других. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство.

 

Для России повышение производительности труда - ключевая и долговременная задача. Страна веками (!) отстаёт от лидеров экономического прогресса, и разрыв по-прежнему велик. Почему так? Ответ могут подсказать наши известные соотечественники.

В "Очередных задачах Советской власти" (1918) Ленин делает вывод: "Русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями". И добавляет: "И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права". Однако изменилось ли что-нибудь при следующем, коммунистическом режиме и в постсоветский период? Похоже, нет. Причин тому много и среди главных действительно крепостничество: многовековая несвобода, несамостоятельность, подневольность труда. Но откуда взялось само крепостное рабство? По Чаадаеву, "от нравственного склада народа". Если в странах Западной Европы оно было результатом неприятельских нашествий, то у нас "одна часть народа просто подчинилась другой". Причём порабощённая часть никогда не жаловалась на потерю своей свободы, никогда не чувствовала себя оскорблённой, униженной, опозоренной этой переменой в судьбе (49-202,203,287). Более того, у Чехова в пьесе "Вишнёвый сад" 87-летний заботливый хлопотун (но лакей) Фирс называет освобождение крестьян в 1861... несчастьем. Ещё определённее и печальнее вывод Пушкина. Увидев, что порабощённые сограждане на его призыв к свободе не отзываются, поэт с горечью заключает: 

"Стадам не нужен дар свободы, 

Их должно резать или стричь, 

Наследство их из рода в роды 

Ярмо с гремушками да бич" (40-1,295-296). 

Сурово? Да. Но выходит, что наше рабство-то добровольное. Это важная информация к размышлению... 

Как бы то ни было, но у многих россиян давно сформировалось неблагоприятное отношение к труду. Им, как пушкинскому Онегину, "труд упорный тошен" и свойственна "тоскующая лень". В наш фольклор вошли пословицы, анекдоты с сомнительными достоинствами: вроде "где бы ни работать, лишь бы не работать". Или вот такой анекдот. Выходит русский мужик из избы, потягивается: "У- ух! Хорошо! Как работать хочется! Пойду полежу. Может, пройдёт". Значит, работа иной раз и вправду воспринимается как тот самый "неволк", который "в лес не убежит", как неприятная повинность... Откуда же тут взяться дисциплине, порядку, ответственности, высокой производительности труда и доброму качеству продукции?..

А между тем "труд - это человеческая стихия, в нём коренится наше самоуважение" (Форд). Это простая, но великая мысль, потому что человек без труда - не человек. Более того, Гоголь полагает, что трудясь, человек подражает Богу. Бог, дескать, с наслаждением творя мир в целом, и человеку повелел делать то же самое на своём уровне, то есть быть активным "творцом благоденствия вокруг себя" (16-3,445). И по Вольтеру: "человек рождён не для покоя", а чтобы неустанно "возделывать свой сад" (8-202,203).

А вот идеи о практической пользе труда. Вольтер: "Работа избавляет нас от трёх великих зол: 

1)   скуки,

2)   порока,

3)   нужды".

 (1) Всякий нормальный человек без дела тоскует, не знает, куда себя деть, лишён радости, мается, даже болеет - это проявления скуки. Сельскому мужику без работы нельзя оставаться ни дня (рассуждает гоголевский любимец - "чудный хозяин" Костанжогло): он "изленится, загуляет, сделается пьяницей, привыкнет к лохмотью и бродяжничеству" (16-3,473,453).

(1) Печальная картина спившихся сегодня целых российских селений, увы, подтверждает это. Сколько безделья (бывает, вынужденного, а чаще от безынициативности), сколько пьяного горя стоит нынче в России! Сколько достойных женщин мучается возле пьяниц-мужей!.. (Правда, с другой стороны: "Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам" (Монтень)].

 (3) нужду - труд изгоняет по определению, ибо сказано Соломоном в Библии: "Праздные руки несут нищету, трудолюбивые руки приносят богатство"; и "к тому, кто трудится много, приходит успех" (Пр 10:4,12:27). Труд даёт независимое положение, успокоение и уверенность в завтрашнем дне.

В заключение подсластим нашу горькую российскую пилюлю: переключимся на Запад. Оказывается, проблема увиливания людей от труда есть и там. Недаром Вёблен выдвинул теорию праздного класса. Согласно ей, часть людей в обществе демонстративно воздерживается от труда, который рассматривается как занятие позорное и недостойное "для благородных, рождённых свободными людей". При этом "демонстративная праздность" характерна как для богатых (тут она - знак состоятельности, пристойности, избранности), так, представьте себе, и для бедных (для которых пренебрежение трудом есть проявление личного достоинства и гордости: дескать, лучше жить в нужде, чем унижаться до "прибыльных занятий").

 

2.    Человеческий фактор в условиях НТР

Современная бурная НТР вызывает огромные изменения в экономике. В производство вошли фактор  в условиях НТР компьютеры, электроника, гибкие автоматизированные системы, другая более эффективная техника. В результате растут техниковооружённость труда и его производительность, а непосредственный (живой) труд людей вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом. Всё это в корне меняет роль человека-работника в производстве. Он уже не механический исполнитель при отдельной машине, а управляет целой системой машин, становится главным звеном в технологическом процессе - его контролёром и регулировщиком. Такое изменение роли личного фактора обусловливает большую потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая, всесторонняя и идущая в ногу со временем образованность, профессионализм и компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях. 

Формирование работников (кадров) нового типа - процесс сложный и длительный; в нём можно выделить четыре основных направления:

Первое направление - это разносторонняя образовательная и профессиональная подготовка кадров на основе опережающего, широкопрофильного и непрерывного обучения. 

Новые машины и технологии появляются в учебных группах раньше, чем на заводах, а повышение и корректировка квалификации работников идут постоянно, синхронно с НТП. Наступило время особого, развивающего, инновационного обучения. Оно нацеливает не на простое воспроизведение уже известного, а на самостоятельный, творческий поиск новаторских, всё более эффективных решений, на готовность справляться с нескончаемым потоком новшеств, побуждая человека постоянно переучиваться, чтобы действовать "с прогрессом наравне".

Продвинутые социумы исповедуют меритократию ["власть заслуг"; от лат. merit(um) - заслуга + греч. kratos - власть]. Это предполагает оценку людей по их личным заслугам: личным качествам, достоинствам, достижениям, по успеху в делах. 

Ценятся развитой интеллект, высокий уровень и новизна знаний, широкая эрудиция и высокий профессионализм, склонность к усердной работе и ответственное отношение к ней, способность к активной, творческой, эффективной деятельности. 

Среди стимулов к труду особо выделяют мотивацию достижения

1)   устойчивое стремление индивида к достижению определённых успехов; 

2)   потребность человека хорошо работать, чтобы полностью реализовать свои способности, самоутвердиться, опередить конкурентов и достичь заданных (самому себе) высот в профессии, доходах, престиже, влиянии в обществе.

Как бы ни высмеивали и ни подозревали в неправде одно из американских "чудес" превращения простого чистильщика обуви в миллионера, во многих случаях так и бывает. И никакого чуда тут нет. В обществе без сословно-этнических предрассудков и ксенофобии (Слово Ксенофобия — греческое: ксенос означает «чужак, инородец», а фобос — «страх, боязнь». Частными случаями ксенофобии являются, например, расизм (нетерпимость к другим расам), антисемитизм (нетерпимость к евреям), сексизм (нетерпимость к людям противоположного пола) и гомофобия (нетерпимость к геям))., со свободой и поощрением предприимчивости любой трудолюбивый и энергичный человек с идеями непременно добьётся успеха. Причём это важно и для самого бизнеса: он процветает, когда его делают энергичные и успешные личности.

Второе направление - интеллектуализация труда. Она проявляется в том, что труд приобретает всё более умственный, аналитический, оперативно творческий характер; что человек, как говорится,  больше работает головой, а не руками, самостоятельно и гибко решая производственные задачи; что он имеет дело с большими потоками информации и управляет сложными системами машин.

Третье направление — гуманизация производства, т.е. его "очеловечивание", подстройка к запросам работников. Это предполагает облегчение, оздоровление, облагораживание труда, наполнение его творческим содержанием, выполнение рекомендаций эргономики ... В итоге растут привлекательность работы и её эффективность.

И четвёртое - демократизация производства. Она осуществляется через участие работников в акционерном капитале своей фирмы, в управлении ею и распределении доходов; через гласность, информированность людей, взаимное доверие и сотрудничество начальников с подчинёнными; через учёт интересов каждого работника и степени его удовлетворённости своим трудом; через утвеждение взаимной доброжелательности и сплочённости между людьми.

 

3.    Предпринимательские и управленческие способности

 

В современной развитой рыночной экономике свою способность к труду человек может использовать по двум направлениям: 

1)   либо как предприниматель, который ведёт своё собственное дело (бизнес),

2)   либо как наёмный работник у предпринимателя (бизнесмена, работодателя). 

Особым человеческим ресурсом в производстве служат предпринимательские способности. Они заключаются в способности человека генерировать оригинальные, новаторские идеи, в его умении и готовности организовать бизнес или любое новое дело, принимая на себя связанные с ним затраты, риск и ответственность.

Советская пропаганда десятилетиями навязывала обществу карикатурный образ капиталиста-предпринимателя - в виде этакого пухлого сибарита с дорогой сигарой в зубах и ножницами для стрижки купонов. В том же огульно отрицательном и пренебрежительном духе высказывались подчас иные советские литераторы. "Капитал - его препохабие", читаем, к примеру, у Маяковского.

Однако если рассуждать серьёзно, то ведь способностью к организации и ведению бизнеса обладает далеко не каждый человек. Подлинного и эффективного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, творческий дух, деловая хватка, расчётливость, умение общаться с людьми, способность убеждать, воодушевлять их и вести за собой, уважение и доброжелательность к окружающим ("тот, кто не умеет улыбаться, не должен заводить лавку", гласит китайская пословица). Наконец, по наблюдению Пушкина, "заботливый купец" - это не только "дитя расчёта, но и "дитя отваги" (39-IV,175): значит, настоящий предприниматель должен быть смел и решителен.

Обычно предприниматель - не только основатель, организатор, идейный вдохновитель и движущая сила производства, а и владелец (или совладелец) предприятия, собственник своего капитала, то есть капиталист. Часто, особенно в малом бизнесе, он же одновременно и управляет всей хозяйственной деятельностью.

Однако в крупных компаниях для профессионального руководства и управления бизнесом (менеджмента) используются также наемные специалисты (менеджеры) - люди с необходимыми знаниями, умениями и опытом, т.е. с управленческими способностями. Понятия "предприниматель” и "менеджер” близки, но всё же различны. 

Если предприниматель - это автор новых идей, готовый для их осуществления "недосыпать" и рисковать своими собственными средствами, 

то менеджер - исполнитель авторских замыслов, компетентно управляющий за плату их проведением в жизнь.

К середине XX века на Западе возник своеобразный "менеджерский бум", сложилась даже концепция "революции менеджеров". Согласно ей, наёмные управляющие образуют самостоятельный и мощный социальный слой, который приобретает решающее значение в развитии общества и якобы вытесняет прежнюю элиту - капиталистов-собственников. 

Позднее, уже в 1970-е годы подобные преувеличения и противопоставление капиталиста и менеджера ушли. Тем более, что совладение акциями своих компаний окончательно сплело интересы капиталистов и управляющих.

Современное сверхсложное и стремительно растущее производство требует постоянного обновления, поисков, инвестиций, творческого энтузиазма и предприимчивости, высокопрофессионального, расчётливого и гибкого управления. Это означает что бизнесмены и менеджеры становятся моторами экономики. Именно благодаря этим деловым людям экономика совершенствуется, расширяется и идёт вперёд, создавая новые рабочие места, источники доходов и делая более зажиточным всё общество. Отсюда очень важно, чтобы "капитаны бизнеса" встречали доброжелательность и моральную поддержку со стороны сограждан и властей.

Но! В иных обществах "на буржуев смотрят свысока" (Маяковский), а дух предпринимательства и делового расчёта в принципе не встречает симпатий. Особенно со стороны пассивных людей, которые не приобрели полезную привычку к инициативному, усердному труду, самостоятельности и ждут когда их "накормит" государство. Они подчас неприязненно завидуют энергичным, преуспевающим предпринимателям и склонны к идеям уравнительного перераспределения их высоких доходов в свою пользу. 

Но почему честно зарабатывающий большие деньги труженик должен делиться с теми, кто работает спустя рукава? Разве не справедлива библейская мудрость: "Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь"? Нормально и то, что предприимчивые труженики становятся "начальством” и вынуждены порой прижимать тех, кто работает с ленцой. "Кто много трудится, — снова читаем в Библии, - будет управлять другими, а ленивый будет работать, как раб" (Пр 13:4,12:24).

Однако не будем и "идеальничать", бизнесмены тоже могут быть разными. Так Макс Вебер выделяет два типа деловых людей:

Первый тип представляют "промышленно-продуктивные" бизнесмены-труженики,нацеленные на длительную кропотливую деятельность в реальной экономике, где деньги зарабатываются на производстве новой продукции и путем честного, усердного, методичного труда. Такой тип явился результатом возникновения и развития особой человеческой культуры - протестантской этики.

Согласно протестантской этике, главное для христианина не религиозные формальности и обряды, главное "быть человеком" в повседневной жизни, т.е. неутомимо совершенствовать себя через служение людям и "добрые дела". Так, в сфере экономики Бог, с одной стороны, призывает человека к тому или иному виду общеполезной деятельности (профессии), даруя ему необходимые задатки и способности, а с другой, - спрашивает потом, хорошо ли он ими распорядился. В результате если человек проявил такие пенные качества, как трудолюбие, прилежание, бережливость, расчётливость, честность, ответственность, самодисциплина, законопослушание, милосердие, и достиг при этом мастерства, профессионализма, эффективности и делового успеха, то это свидетельствует о хорошем исполнении им своего морального долга перед Богом и перед другими людьми.

Милосердие по-протестантски тоже имеет свою особенность. Это не готовность к простым подаяниям, а помощь ближнему в получении возможности работать и зарабатывать себе на жизнь. "Подавать легко; гораздо труднее сделать подачку излишней", - замечает Форд, рассказывая об опыте создания рабочих мест для калек, хромых, слепых на своём предприятии. Важнее "помочь миру содержать самого себя", чем только давать готовенькое, увеличивая тем самым "класс непроизводящих" и праздность в обществе (47-164-167). Эти мысли перекликаются и с выводом Достоевского о том, что "милостыня развращает и подающего, и берущего", к тому же лишь усиливая нищенство. "Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть"(19-7,320).

 

Второй тип - "торговый человек" — действует в сфере оборота товаров, финансов, ценных бумаг и больше ориентируется на быстрое перераспределение денег в свою пользу, чем на создание новых продуктов. Он бывает склонен к авантюризму, обману, "пенкоснимательству" (Салтыков-Щедрин).