Перейти к основному содержанию

ТЕМА 4. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПЕРЕХОДНЫХ СТРАН

ВОПРОСЫ:

1.Уровень развития сельского хозяйства в переходных странах

2. Структурные особенности организации сельскохозяйственного производства 3. Сельского хозяйства в отдельных переходных  странах

 

1.    Уровень развития сельского хозяйства в переходных странах

Сельское хозяйство переходных стран не является главным источником экономического роста, как в развивающихся странах. За счет с.-х. обеспечивается в среднем, всего лишь 7% прироста ВВП. Большая часть бедного населения переходных стран проживает в сельских районах - это 82%  от общего количества беднейшего населения.

В этой группе стран,  типичными представителями которой являются Индия, Индонезия, Китай, Морокко и Румыния, насчитывается более 2,2 млрд. сельских жителей. 98% сельского населения в Южной Азии, 96% - в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе и 92% на Ближнем Востоке и в Северной Африке – это жители стран с переход­ным типом экономики. Также к этой группе традиционно относят страны ЦВЕ (центральной и восточной Европы), Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике. Они возникли в связи с распадом мировой социалистической системы и, как следствие, ликвидации совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Население стран Центральной и Восточной Европы составляет 119 млн. чел. Совокупный ВВП составляет примерно $636 млрд., что составляет 1,85% общемирового ВВП.

Сельское хозяйство переходных стран в 1993-2005 гг. давало лишь 7% при­роста ВВП, однако в структуре ВВП оно состав­ляет около 13%. 57% работников этих стран занято в сельском хозяйстве.

Отличительной особенностью стран переходного типа является усугубля­ющийся разрыв между доходами сельских и городских жителей. В Китае с 1980 по 2001 г. сокращение городской бедноты по сравнению с сельской происходило в раза быстрее; и Индонезии - в 2,5 раза, в Таиланде в 3,7 раза быс­трее за тот же период.

Большая часть эконо­мического ростав этих странах приходитсяна несельскохозяйственные отрасли. В Китае в связи с имеющимися с давних пор политическими методами регулирования трудовой миграции, не допускалось переселение сельского населения в города. В Индии неспособность найти работу в процветающей экономике услуг объясняется главным образом низ­ким уровнем и качеством образования большинства деревенских жителей.

Решить эту проблему можно путем ускоренной ассимиля́ции сельских работников в городскую экономику через инвестиции в человечес­кий капитал и проведение определенной политики на рынке труда, среди основных направлений которой можно назвать:

                            1.      Про­фессиональную подготовку по наиболее востребованным специальностям.

                            2.      Разви­тие транспортных услуг.

                            3.      Обучение смеж­ным профессиям.

В настоящее время масштабы подготовки сельского населения существенно отстают от потребностей. Более того, те же самые меры делают миграцию привлекательной, расширяют круг городских безработных, что приводит к перенаселенности горо­дов и урбанизации бедности.

Рост доходов населения сельскохозяйственных районов может во многом способствовать снижению бедности в переходных странах. Например, резкое падение на 75-80% численности бедного населения в Китае в 1980-2001 г.г. явилось результатом снижения бедности в сель­ской местности. Та же закономерность наблюдалась в Индонезии, где предпочти­тельным направлением стало возникнове­ние сельских городов («урбанизация» без миграции»).

Переходные страны являются самым большим сегментом сельскохозяйственного «мира». Переходные страны демонстрируют самые высокие темпы роста: прирост ВВП в них в период после 1990 г. превышал 6% в год, а во Вьетнаме, Индии и Китае в последнее время составлял более 8%. Двигателями роста стали, обрабатывающая промышленность и сфера услуг. Прирост продукции сельского хозяйства упал в 1993-2005 гг. до 2,9% в год, хотя после «зеленой революции» он составлял в 1970-х и 1980-х гг. 3,3%.

Быстрый рост доходов городского населения и увеличение спроса на высокоценные продукты  являются  в этих странах главными двигателями ускорения  роста сельского хозяйства и снижения уровня бедности на селе, хотя устойчивый рост производства основных   видов  сельскохозяйственной продукции   требует постоянного  внимания. Рынки высокоценных товаров стремительно растут: например, на 6% в год в секторе садоводства в Индии. Многие из этих рынков имеют внушительный потенциал роста. Душевое потребление овощей в Индии составляет всего 33 кг в год против 66 кг в Китае и 76 кг в Японии. Продукция скотоводства и аквакультуры  также будет быстро расти.

Страны этой группы могли бы сделать гораздо больше, чтобы воспользоваться  возможностями  растущих мировых рынков, извлекая выгоду из характерного для них сочетания передовых технологий и дешевой рабочей силы. Ближний Восток и Северная Африка имеют естественные географические и преимущество на этих рынках - сельскохозяйственное производство росло, здесь начиная с 1993 г. на 4,4% в год.

 

2.  Структурные особенности организации сельскохозяйственного производства в переходных странах

 

Широкое многообразие развития переходных стран и их региональных особенностей способствуют возникновению структурные особенностей организации сельскохозяйственного производства.

Средний размер хозяйств в Азии, например в Бангла­деш, Китае и районе дельты во Вьетнаме составляет всего лишь 0,4-0,5 га.В Южной Азии процесс уменьшения (дробления) учас­тков продолжается, так как сельское население растет со скоростью 1,5% в год.

Ростнаселения и дробление земельных участков оказывают давление на сельский рынок труда. В Индии насчитывается 80 млн.крестьян-бедняков с низким объемом активов, которые могут выжить лишь переходя к несельскохозяйственным видам деятельности. Кроме того, миллионы безземельных домохозяйств целиком зависятот работы по найму - в одной только Индиитаких 82 млн. Работа по найму за достойноевознаграждение для растущего сельскогонаселения - одна из наиболее сложныхпроблем нашего времени, особенно важная для Южной Азии, Ближнего Востока иСеверной Африки, где число рабочих меств несельскохозяйственных видах деятельности (и для неквалифицированного трудавообще) растет очень медленно.

Структурной особенностью сельского хозяйства бывших  социалистических стран является наличие гигантских коллективных хозяйств. Средний размер которых колебался от 1157 га в Польше до 124770 га в Туркменистане, в то время как, например в странах ЕС или США, размер средней фермы составлял 20 и 197 га, соответственно.

В начале 1990х гг. за приватизацией и восстановлением прав собственности последовала реструктуризация аграрного сектора. Новые собственники земли и других активов смогли выйти из коллективных хозяйств и создать семейные фе

рмы. Некоторые бывшие колхозы преобразовались в кооперативные объединения собственников сельхозактивов (включая землю), акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или товарищества. Организационная форма хозяйств зависела от способов приватизации и политики властей. Так, в Албании и странах Балтии было создано много небольших семейных ферм, а в Словакии, Чехии и большинстве бывших республик СССР преобладают крупные сельскохозяйственные предприятия.

Хозяйства выбирают ту структуру производства, которая дает им сравнительное преимущество. Крупным сельхозпредприятиям, где возможно разделение труда и не требуется контроль за рабочей силой, выгодно производство капиталоемкой продукции. Так сельскохозяйственные предприятия имеют преимущество в производстве зерновых и масличных культур, при котором трудозатраты низки, а капиталоемкость высока.

Мелкие фермы имеют преимущество в менее капиталоемком производстве, где возможен контроль за рабочей силой, а измерение трудозатрат сложно. Например, в производстве многолетних культур (в частности, плодовых), требующем значительных трудозатрат и низкой капиталоемкости.

Дополнительные эмпирические тесты подтверждают, что такая специализация фермерских хозяйств наблюдается как в ЦВЕ, так и в ЕС, хотя по скотоводству и выращиванию полевых культур (картофеля и сахарной свеклы) результаты различаются. Так, в ЦВЕ на полевых культурах специализируются небольшие фермы, использующие более трудоемкие технологии, а в ЕС это производство является более капиталоемким.

Межстрановое исследование подтверждает, что в странах, где доля семейных ферм в землепользовании больше, под выращивание зерновых масличных культур отведена меньшая часть земель, а под трудоемкие культуры — более существенная. В этих странах соотношение домашнего скота на гектар выше, чем в странах с меньшей долей семейных фермерских хозяйств.

Таким образом, аграрная продукция, при производстве которой страна будет конкурентоспособной на международных рынках, определяется, структурой хозяйств. Высокие трансакционные издержки препятствуют изменению формы организации фермерских хозяйств в странах с переход ной экономикой, поэтому правильный выбор структуры производства хозяйства важнее выбора формы его организации.

Сравнивая эффективность разных форм организации хозяйств, следует также учитывать трансакционные издержки, связанные с использованием рынков. Во многих переходных странах рынки более приспособлены для работы крупных сельхоз предприятий, что препятствует развитию семейных ферм. Трудоемкая продукция требует более разнообразных деловых соглашений и вертикальных связей, чем, например, капиталоемкая продукция.

 

3.    Сельского хозяйства в отдельных переходных  странах  

Польша.

 В этой стране основополагающим принципом при переходе к рыночным отношениям было не вмешательство государства в экономические процессы происходящие в сельском хозяйстве и в смежных с ним отраслях. Была предоставлена полная свобода при установлении рыночных отношений. Основная задача, на начальном этапа аграрных реформ, в этой стране, заключалась в следующем:

1. Полная либерализация цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

2. Отмена дотаций на продовольствие.

3. Ликвидация субсидий с/х товаропроизводителей.

4. Либерализация внешней торговой деятельности.

Первым наиболее впечатляющим результатом проводимых агарных реформ стала сбалансированность продовольственного рынка. По насыщенности и ассортименту продовольственный рынок Польши стал одним из лучших в Восточной Европе. Заметную роль в этом сыграл возросший импорт продовольствия из других стран Западной Европы. Однако чудес не бывает, крестьяне оказались не способными конкурировать с дешевой продукцией, поступающей из стран Западной Европы. Более того либерализация цен и  отмена дотаций на продовольственные товары и неправильная аграрная политика правительства привели к резкому снижению реальных доходов населения и уменьшению потребительского спроса. Эти факторы привели к возникновению негативной ситуации в аграрном секторе. При этом значительно уменьшился рынок сбыта с/х продукции, появились излишки нереализуемых или труднореализуемых продуктов. Введение высоких процентных ставок на банковский кредит привело резкому удорожанию аграрного кредита. В 1992 году затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на выплату кредитных  задолженностей увеличились в 37 раз. По оценке зарубежных экспертов именно этот фактор оказал наиболее негативное влияние  на состояние сельского хозяйства Польши. В связи с резким падением доходности с/х предприятий сократился спрос на средства производства промышленного изготовления. В это же время наблюдается в невиданных масштабах общий упадок материально технической базы этой отрасли. Например, только в 1991 году применение минеральных удобрений сократилось более чем в два раза. В этом же году было продано 6500 тракторов,  тогда как в 1987 году эта цифра составляла 60000 штук. Примерно в таких же пропорциях сократилось продажа основных видов сельскохозяйственной техники. Почти полностью было приостановлено с/х строительство. Из-за отсутствия спроса и ряда других причин остановился единственный  в стране тракторный завод. Все более углублялся кризис в с/х машиностроении, производстве минеральных удобрений и в других сферах. Применение в экономике сельского хозяйства и в целом народного хозяйства «шоковой терапии» в условиях перехода к рыночным отношениям  действовало на подавление экономического роста страны. За 2 года проводимых реформ национальный доход Польши снизился на 25%.

В сельском хозяйстве Польши преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры — рожь, пшеница, ячмень, овёс. Польша — крупный производитель сахарной свёклы (свыше 14 млн. т. в год), картофеля, капусты. Важное значение имеет экспорт яблок, клубники, малины, смородины, лука.

Ведущая отрасль животноводства — свиноводство; молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша — один из крупнейших в Европе поставщиков яиц); пчеловодство. Морское рыболовство.

Венгрия.

До конца 20-х годов Венгрия заметно выделялась среди Восточно-Европейских стран высоким уровнем развития с/х производства. Такого положения Венгрия добилась в результате осуществления последовательной агарной политики, крупных инвестиций в эту отрасль, эффективного взаимодействия крупных с/х предприятий с личными подсобными хозяйствами. Эти и другие меры позволили Венгрии выйти на одно из первых мест в мире по производству зерна и мяса на душу населения. Однако с началом системных преобразований уровень сельскохозяйственного производства начал падать, только за 4 года с 1991 по 1995 года уровень снижения сельскохозяйственного производства составил 25%. Одна из главных причин такого падения является потеря рынка сбыта продукции в бывшем СССР, а также резкое снижение государственных дотации сельскому хозяйству, падение внутреннего потребительского спроса на продовольствие. Все эти отрицательные факторы сыграли определенную роль, несмотря на то, что Венгрией был избран путь постепенного плавного перехода к рыночным отношениям в отличие от других стран, где использовались методы «шоковой терапии». Государственные производственные предприятия и кооперативы прошли стадию преобразования и функционируют на основе принципов рыночной экономики. По оценкам специалистов в Венгрии начали формироваться условия для построения фермерской модели аграрного производства.

Румыния.

По декрету 1989 года было передано в частную собственность около полутора миллионов гектаров земли. При этом владельцы земли освобождались от уплаты земельного налога на длительный срок. Появились новые организационно-правовые формы хозяйствования. Наибольшее распространение получили свободные ассоциации крестьян единомышленников. По конституции, которая была принята в 1991 году, экономика Румынии перешла на рыночные методы хозяйствования.  Была восстановлена частная собственность, приняты новые законы о земле, что  привело к катастрофическому граблению земельного фонда. Румыния из страны для которой характерна высокая степень обобществления земель превратилась в государство с чрезмерной дробленностью земельных участков. Практически прекратилось развитие социальной инфраструктуры. Приватизация земли сопровождалась значительными потерями производственного потенциала  с/х страны. Постепенная реорганизация с/х предприятий,  разрушение прежних экономических связей привели к колоссальным негативным последствиям.

Германия

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения.  Под с/х производство используется около 50% территории. В животноводстве развиты такие отрасли как скотоводство и свиноводство; в растениеводстве – зернопроизводство (рожь, овёс).

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше — вина Испании.

На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

Экспорт вина

В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100.000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте — рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари прилагают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

 

 

 

 

Китайская народная республика

 

Китайская Народная Республика (КНР) — одна из крупнейших стран мира. На ее территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения мира.

Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам.

Сельское хозяйство.

      Отходя  от  системы  коммун,  с  1979  года   начались   экономические преобразования в сельскохозяйственном секторе. Суть этих реформ состояла  по существу в приватизации земли.  Отдельные  крестьяне  и  крестьянские  семьи получили длительные контракты на пользование землей. Право  владения  землей стало  наследуемым.  После  выполнения  обязательных  поставок   государству коллективным хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции  продавать на  свободном  рынке.   Изменилась   роль   государства   как   центрального планирующего и руководящего органа.  Теперь  крестьянин  сам  решал,  что  и сколько производить при  условии  выполнения  контрактных  обязательств.  По оценкам Всемирного  банка,  за  10  лет  чистый  душевой  доход  крестьян  с поправкой  на  инфляцию  вырос  на  260%,  в  валовая  продукция   сельского хозяйства за этот период удвоилась. Возросло  производство  зерна,  несмотря на 10-процентно сокращение  посевных  площадей.  Количество  кооперативов  и частных предприятий увеличилось на 1162,25%и достигло 18686  тыс.  Занятость в  частном  секторе  сельскохозяйственной  экономики  возросла  на  222%   и составила  98  млн.  человек.  К  1984  году  основная  проблема   снабжения продуктами питания была решена. Выпуск продуктов питания возрастал  на  6,9% в год, производство зерновых  –  на  7,4%.  Стимулирующая  роль  государства состояла в том, что оно платило фиксированные цены за норму  выпуска,  а  за выработку  сверхнормативной  сельскохозяйственной  продукции   гарантировало более  высокие  цены.  При  этом  закупочные  цены  в   сельскохозяйственном производстве постоянно  повышались.  Открытая  дорога  фермерству  –  аренда земли, а также право договариваться о ценах  на  произведенную  продукцию  – все это обеспечило и более высокие урожаи, и доходы крестьян. Сегодня  Китай уже способен сам прокормить себя хлебом  новые  стимулы  побуждают  крестьян добиваться больших в сфере животноводства, птицеводства.

      Реформы  привели  к  развитию  промышленности  на  селе.  В  прошедшем десятилетии там возникло  около  80  млн.  рабочих  мест.  В  этом  процессе проявились предпринимательские качества китайского крестьянина.

      В  1978-1979  годах  были  созданы  специальные   экономические   зоны провинции Гаундун  и  Фуцзянь.  Их  достижения  основываются  на  комбинации относительно низкой заработной платы и большого трудолюбия  местных  жителей с “ноу-хау” зарубежных  китайцев,  маркетингом,  охватывающим  весь  мир,  и готовностью  делать  инвестиции.  Кроме  того,  относительно  низкие  ставки налогов в специальных экономических зонах, хороший климат для  инвестиций  и тысячекратно  подтвержденные  успехи  совместных  предприятий,   уже   давно привели  к  созданию  в  КНР  совместных  китайско-американских,  канадских, японских, австралийских и немецких предприятий.

Законодательством  КНР  определены  основные  льготы   для   свободных экономических зон. Они таковы:

  ставка  подоходного  налога  для  всех  видов   предприятий   с   участием иностранного капитала составляет 15% (в целом по стране 33%);

 для предприятий, использующих передовую  технологию  и  поставляющих  более 70% своей продукции на экспорт,  введены  дополнительные  льготы  (например, снижение ставки подоходного налога на 10%, удлинение срока  освобождения  от уплаты подоходного налога);

 для крупных предприятий с  объемом  иностранных  инвестиций  свыше  5  млн. долларов, а также имеющих длительный  период  оборота  капитала,  подоходный налог  снижается  или  допускается  полное  освобождение   от   налогов   на определенный срок;

 иностранные предприниматели, инвестирующие свою прибыль с СЭЗ более чем  на пять лет, не платят с нее подоходный налог;

 производственные предприятия, учрежденные на  срок  не  менее  десяти  лет, освобождаются  от  налогов  в  первые  два  года  прибыльной  работы,  а   в последующие три года выплачивают их в половинном размере;

 предприятия, созданные в сфере услуг  на  срок  не  менее  десяти  лет,  не платят налог в первый год  с  момента  получения  прибыли  и  вносят  его  в половинном размере в последующие два года;

 установлены льготные ставки арендной платы на землю;

 предприятий СЭЗ полностью  освобождены  от  уплаты  таможенных  пошлин  при ввозе   необходимых   для   производственных   нужд   оборудования,   сырья, материалов, а также при вывозе готовой продукции на внешние рынки.

      По нашему мнению, решающий  вклад  в  ускорение  экономического  роста Китая  внесла  стартовая  структура  его  экономики  –  низкая  доля  в  ВВП промышленности и высокая доля сельского  хозяйства.  Именно  с  раздробления крупных  коллективных  хозяйств  на  более  мелкие,  но  более  эффективные, началось реформирование народного  хозяйства  Китая.  Достигнутый  благодаря этому  рост  производительности  имел  колоссальные  последствия.  Крестьяне разбогатели,    стали    преобразовывать    сельскохозяйственную    систему, обеспечивавшую доселе только прожиточный  минимум,  торговать  с  городом  и создали огромный, ранее  отсутствовавший  внутренний  рынок  потребительских товаров.  Россия  же  игнорировала  сельское  хозяйство  и  такие  связанные вопросы, как собственность на  землю,  сельское  образование,  роль  местных органов власти  и  т.д.  Между  тем  ее  прежний  широкий  внутренний  рынок оказался  разрушенным  вследствие  длительной  инфляции,  а  также  невыплат заработной платы и пенсий.

                                                               Таблица     .

                     Отраслевая структура экономики, в %

|Показатели                         |Китай              |Россия             |

|                                   |1978 г.  |1995 г.  |1990 г.  |1997 г.  |

|ВВП всего,                         |100,0    |100,0    |100,0    |100,0    |

|в том числе:                       |         |         |         |         |

|сельское и лесное хозяйство        |28,4     |20,6     |15,5     |6,8      |

|промышленность и строительство     |48,6     |48,4     |44,3     |35,8     |

|сфера услуг                        |23,0     |31,1     |40,2     |57,4     |

|Все занятые,                       |100,0    |100,0    |100,0    |100,0    |

|в том числе:                       |         |         |         |         |

|сельское и лесное хозяйство        |70,5     |52,9     |13,2     |14,4     |

|промышленность и строительство     |17,4     |22,9     |42,3     |34,2     |

|сфера услуг                        |12,1     |24,1     |44,5     |51,4     |

 

      В   реальной   действительности,   вопреки   широко   распространенным представлениям, удельный вес промышленности в ВВП Китая был  и  остается  не ниже,  а  даже  выше,  чем  в  России.  Однако  более  низкий  удельный  вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее  экономического роста по сравнению с Китаем.  Наоборот,  российская  экономика  в  эти  годы переживала глубокий спад  производства.  С  другой  стороны,  более  высокий удельный вес промышленности в ВВП Китая не способствовал  замедлению  темпов его роста по сравнению с Россией.

Подведем некоторые итоги.

В   Китае   не  ставится   задача  изменения   общественной   системы, реформа  направлена  на    устранение   ее    недостатков.   За   время   ее реализации  валовая  продукция    сельского   хозяйства  увеличилась   более чем    вдвое,    а     объем     промышленной     продукции,     выпускаемой сельхозпредприятиями,  –  в  23   раза.  Главная    причина    ее    высокой эффективности – правильный   выбор  концептуальной     несущей    платформы, учитывающей   особенности этой страны.

      По  поводу  направления  реформы,  необходимость  которой не  вызывала споров,  существовали  разные   мнения.   Решали  посредством   расчетов   и проверки   вариантов.  Особенно  и  то,   что   реформа,   рассчитанная   на длительный срок,  обеспечивающий  возможность   организации   и   проведения предварительных  производственных  проверок,  не  форсируется:   от   начала экспериментальной  проверки  систем  или  их  отдельных   элементов   иногда проходит от 3 до   7  лет.   Но  особое   место  занимает   порядок  решения земельного  вопроса.  В  Китае  право  собственности    на   землю  отделено от   права   ее    использования.   Земельные    ресурсы   остаются    общим достоянием,  ассоциированным   собственником  которого   является    живущий в   настоящее   время    народ,   который  представляет   государство.   Это позволило  стране  включить землю  в   рыночные   отношения,   но   объектом купли-продажи   является   здесь   не   право    собственности,   а    право пользования.   Реализуется    этот    принцип    через   аренду,     условия которой обеспечивают  как  единоличным,  так  и   коллективным   арендаторам полную  хозяйственную   свободу   и   право   собственности   на  результаты труда.

Аренда    выступает   в   данном    случае     тонким     инструментом преобразования    отношений    присвоения    без     каких-либо    глубинных потрясений  и   разрушений  основ   общего   экономического   строя    путем постепенных,  эволюционных    преобразований.   По  Закону   об   управлении землей  в  Китае  сохранена общественная форма  земельной  собственности   -    государственная   и   коллективов,   которая     рассматривается как непоколебимый   принцип экономической  системы.  Реформа  в  Китае,    почти вдвое   повысившая  жизненный уровень  практически  всех   слоев  населения, пользуется широкой крестьянской поддержкой.

Тем  не менее  в стратегическом  плане, учитывая,  что   в   Китае     личный  интерес  земледельца является приоритетным,  а  индивидуальное,     частное   владение   землей   при   кооперативной    форме    хозяйства     высокоэффективно  и  более   экономично,  прослеживается  тенденция   к     перемещению   права    собственности   на    землю    от    государства     непосредственно  к  земледельцу.   Во-первых,   существует    монополия     крестьянина  на землю как  объект хозяйства.  Во-вторых, конечная  цель       структурных  изменений   в  землевладении  –   реализация    принципа     концентрации  земли в  руках умелых, “культурных” хозяев, в  том  числе     через аренду, с последующим выкупом, Наконец,  в  стране   усиливается  тенденция   к  формированию   рынка земли.  Начальным  его  этапом является  купля-продажа  монопольного   права хозяйствования  на  земле,  экономически  обособленной подрядными,  а   тем  более  арендными  отношениями крестьянской  семьи.  Так  что   приверженцам госмонополизма   в   земельных   отношениях   или    общинного    отторжения крестьянина от собственности на землю перспективы  аграрной   реформы  и   в Китае  не сулят ничего хорошего.

Анализ  реформ,  проводимых   в   России   и   в   Китайской  Народной Республике,     резкая     противоположность    результатов   реформирования свидетельствуют   о   том,    что    концепция    аграрных     экономических преобразований,    проводимых    в    России,   нуждается    в     серьезной корректировке.   Об  этом   говорит  и проведенный   25   апреля   1993   г. референдум,  на  котором  большинство  Российских  крестьян  не   поддержало  осуществляемую  руководством  России аграрную политику.

Чем скорее будет использован  китайский  опыт,    тем  быстрее  страна выйдет  из  продовольственного  кризиса.   Причем  без слепого   копирования  чужих  сценариев,  будь   то   китайский  или  западноевропейский.   России нужна   своя   модель,   отражающая   ее   действительность,    многообразие условий,   учитывающая  исторически сложившиеся взгляды и  жизненные  устои.