Перейти к основному содержанию

ТЕМА 4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Таблица 1.1. Обобщённая характеристика основных направлений развития экономической теории

Теоретическая школа

О с н о в н ы е     и д е и

Меркантилизм

(XVI-XVIII века)

1)главное богатство общества - деньги

2)источник этого богатства - сфера обращения

3)государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества

Теоретическая школа

О с н о в н ы е     и д е и

Классическая

 политэкономия

школа

физиократов (XVIII век)

1)источник богатства общества - производство

2)причём произволе сельскохозяйственное

3)промышленность же - это "бесплодная сфера", лишь перерабатывающая продукты природы и земледелия

рыночная

школа

(XVII-XIX вв.)

1)источник богатства общества - производство

2)наилучшие условия для его эффективности - свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства в нее государства

Теоретическая школа

О с н о в н ы е     и д е и

Марксистская

(пролетарская)

политическая экономия (с середины XIX в.)

1)   капиталистическое производство несостоятельно

2)   пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм (с его порочной частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и

3)   построить социализм с обшей собственностью и госруководством экономикой на благо всего общества

Теоретическая школа

О с н о в н ы е     и д е и

Линия экономикс

общий

замысел

(с конца XIX в.)

курс на :

1) на деидеологизацию экономической науки,

2) на исследование "чистой экономики"

3) уход от классово-политических оценок и конфронтации

неоклассическое направление

 (с конца XIX в.)

1)частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию

2)государство должно создавать благоприятные условия для её функционирования

кейнсианское направление

(с 30-х годов XX века)

1) рынок не способен обеспечить социально- экономическую стабильность общества, поэтому

2)   государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу