Таблица 1.1. Обобщённая характеристика основных направлений развития экономической теории
Теоретическая школа |
О с н о в н ы е и д е и |
|
Меркантилизм (XVI-XVIII века) |
1)главное богатство общества - деньги 2)источник этого богатства - сфера обращения 3)государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества |
|
Теоретическая школа |
О с н о в н ы е и д е и |
|
Классическая политэкономия |
школа физиократов (XVIII век) |
1)источник богатства общества - производство 2)причём произволе сельскохозяйственное 3)промышленность же - это "бесплодная сфера", лишь перерабатывающая продукты природы и земледелия |
рыночная школа (XVII-XIX вв.) |
1)источник богатства общества - производство 2)наилучшие условия для его эффективности - свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства в нее государства |
|
Теоретическая школа |
О с н о в н ы е и д е и |
|
Марксистская (пролетарская) политическая экономия (с середины XIX в.) |
1) капиталистическое производство несостоятельно 2) пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм (с его порочной частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и 3) построить социализм с обшей собственностью и госруководством экономикой на благо всего общества |
|
Теоретическая школа |
О с н о в н ы е и д е и |
|
Линия экономикс |
общий замысел (с конца XIX в.) |
курс на : 1) на деидеологизацию экономической науки, 2) на исследование "чистой экономики" 3) уход от классово-политических оценок и конфронтации |
неоклассическое направление (с конца XIX в.) |
1)частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию 2)государство должно создавать благоприятные условия для её функционирования |
|
кейнсианское направление (с 30-х годов XX века) |
1) рынок не способен обеспечить социально- экономическую стабильность общества, поэтому 2) государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу |