МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РАЗВИВАЮЩИХСЯ
(АГРАРНЫХ) СТРАН
(текст лекции)
Подготовила: старший преподаватель
Амирова Э.Ф.
Казань - 2012
План лекционного занятия:
- Уровень и общие признаки развития аграрных стран.
- Особенности экономики сельского хозяйства развивающихся стран.
- Основные причины низкого уровня развития сельского хозяйства в аграрных странах.
- Экономический рост и проблемы снижения бедности в развивающихся странах.
- Перспективы развития аграрных стран.
1. Уровень и общие признаки развития аграрных стран
Считается, что в современном значении термин «развивающиеся страны» впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года. Изначально он относился к странам, которые во время Холодной войны не относились ни к Первому миру (НАТО -
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Северо-Атлантический Альянс -англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в
отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё),
ни ко Второму миру (Варшавский договор -
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1991 года государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.).
Третий мир (развивающиеся страны) - страны, которые отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран (Второй мир).
Группа развивающихся стран объединяет страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. На сайте ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - англ. Food and Agriculture Organization, FAO - международная организация под патронатом ООН) представлен список стран с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия (LIFDC - Low-Income Food-Deficit Countries) на 2012 год (табл. 1).
Новый список LIFDCs - стран с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия включает в себя 66 стран, что на четыре меньше, чем в 2011 году. Повысили свой статус: Пакистан, Туркменистан, Тувалу и Вануату. Пакистан выбыл из перечня беднейших стран на основе критерия экспортной возможности, другие - на основе критерия доходов.
Классификация стран с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия для аналитических целей ФАО традиционно определяется по трем критериям:
1. Во-первых, страна должна иметь на душу населения определенный уровень валового национального дохода (ВНД) - данный критерий используется Всемирным банком для определения права на получение помощи МАР - (Международная ассоциация развития - это фонд Всемирного банка, предназначенный для самых бедных стран мира. Учрежденная в 1960 году, МАР является одним из крупнейших источников помощи в мире, средства которого направляются на поддержку мер по развитию здравоохранения и образования, инфраструктуры и сельского хозяйства, экономики и институтов в наименее развитых странах мира.
Таблица 1 - Список стран с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия, 2012 год
Части света |
Страны |
|
Африка |
Бенин |
Либерия |
Буркина-Фасо |
Мадагаскар |
|
Бурунди |
Малави |
|
Камерун |
Мали |
|
Центрально-Африканская Республика |
Мавритания |
|
Чад |
Мозамбик |
|
Коморские острова |
Нигер |
|
Конго |
Нигерия |
|
Кот-д'Ивуар |
Руанда |
|
Демократической Республике Конго |
Сан-Томе и Принсипи |
|
Джибути |
Сенегал |
|
Египет |
Сьерра-Леоне |
|
Эритрея |
Сомали |
|
Эфиопия |
Судан |
|
Гамбия |
Того |
|
Гана |
Уганда |
|
Гвинея |
Объединенная Республика Танзания |
|
Гвинея-Бисау |
Замбия |
|
Кения |
Зимбабве |
|
Лесото |
|
|
Америка |
Гаити |
Гондурас |
Никарагуа |
|
|
Азия |
Афганистан |
Лаосская НДР |
Бангладеш |
Монголия |
|
Бутан |
Непал |
|
Камбоджа |
Филиппины |
|
Корея |
Шри Ланка |
|
Грузия |
Сирийской Арабской Республики |
|
Индия |
Таджикистан |
|
Индонезия |
Тимор-Лешти |
|
Ирак |
Узбекистан |
|
Киргизия |
Йемен |
|
Европа |
Молдова |
|
Океания |
Кирибати |
Соломоновы Острова |
Папуа-Новая Гвинея |
|
За время существования МАР общая сумма предоставленных ею кредитов и грантов достигла 222 млрд долл. США, составляя, в среднем, 14 млрд долл. США в год в последние годы, причем крупнейшая доля этих средств, примерно 50 процентов, направлялась Африке. Соответствие критериям для получения помощи МАР определяется на основании относительной бедности страны, исходя из того, находится ли ее валовой национальный доход на душу населения ниже установленного порогового уровня - этот уровень ежегодно пересматривается и на 2011 финансовый год составлял 1165 долл. США.
Примерно пятая часть финансирования МАР предоставляется в форме грантов, а остальная часть – в форме беспроцентных долгосрочных кредитов. Кредиты МАР предоставляются на срок 20, 35 и 40 лет, предусматривая 10-летний льготный период до начала платежей в погашение основной суммы.МАР ассигнует средства странам-заемщицам в соответствии с уровнем их дохода, численностью населения и достигнутыми успехами в управлении экономикой и реализации действующих проектов. Проценты по большинству кредитов не взимаются. и 20-летний срок МБРР, применяемые в странах, включенных в категории Всемирный банк, я и II. В 2012 году LIFDC список на основе ВНД за 2009 год (по оценкам Всемирного банка помощи методу Атласа) и исторический потолок 1905 долларов США на душу населения в 2009 году).
2. Второй критерий основан на объемах импорта продовольствия из страны в среднем за предыдущие три года, по которым имеются статистические данные. Для определения беднейших стран в 2012 году используются средние данные за 2007-2009 годы по объемам импорта основных продуктов питания (зерновых, корнеплодов и клубней, бобовых, масличных культур и масла, мяса и молочных продуктов - при расчете преобразуются и агрегируются по калорийности отдельных товаров).
3. В-третьих, критерий «самоисключения» применяется, когда страны, которые отвечают двум вышеуказанным критериям самоисключаются из стран списка - LIFDC, уведомляя об этом ФАО.
Для того чтобы избежать неточностей при определении беднейших стран в 2001 году был введен дополнительный фактор под названием "Сохранение позиции" (поскольку страны могут менять свой статус LIFDC достаточно часто, как правило за счет влияния краткосрочных внешних факторов). Этот фактор, автоматически откладывает "выход" из списка LIFDC, до изменения статуса на протяжении трех последующих лет, т.е. изменение статуса страны возможно только на четвертый год после подтверждения стабильного улучшения своих позиций в течение трех лет подряд.
При всем многообразии развивающихся стран, их характерных чертах и особенностях можно выделить ряд общих характеристик, позволяющих рассматривать их как устойчивую общность:
1) недостаток средств производства;
2) отсталая технология;
3) низкий уровень грамотности;
4) высокий уровень безработицы;
5) быстрый рост населения;
6) занятость рабочей силы преимущественно в сельском хозяйстве.
В странах с аграрной экономикой сельское хозяйство является одним из основных источников роста валового внутреннего продукта (ВВП), связано это, в основном с тем, что сельское хозяйство создает существенную долю ВВП, и что большинство бедного населения проживает в селах.
Распределение регионов внутри стран по их сельскохозяйственному потенциалу и доступности рынков показывает, что большее количество сельского населения в развивающихся странах проживает в районах с благоприятными агроэкологическими условиями - орошаемых, с влажным или умеренно-влажным климатом, где стресс в связи с нехваткой воды маловероятен, а доступность рынка оценивается как средняя или хорошая (торговый город с населением от 5000 человек расположен менее чем в пяти часах езды). Однако две трети сельского населения в странах Африки к югу от Сахары проживают в районах с менее благоприятными условиями, отнесенных к числу засушливых, либо не имеющих хорошего доступа к рынку.
Развивающиеся страны при всем своем разнообразии характеризуются определенными общими признаками, позволяющими рассматривать их как более или менее единую группу с определенными однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики.
Выделяют следующие общие признаки развития аграрных стран:
1) зависимое положение в системе мирового хозяйства;
2) переходной характер внутренних социально-экономических структур, производственных отношений в целом;
3) низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры.
Низкий экономический уровень развивающихся стран основывается на низкой производительности, когда преобладает ручной труд, слабая механизация индустриального и сельскохозяйственного труда. Отсюда и колоссальный разрыв в эффективности труда. Для большинства развивающихся стран типичны традиционные отраслевые структуры народного хозяйства, в которых по объему наибольшую долю занимает сельское хозяйство, затем идут услуги и потом уже промышленность.
2. Особенности экономики сельского хозяйства развивающихся стран
Отличительной особенностью экономики сельского хозяйства развивающихся стран является экономическая и социальная неоднородность. Крупные фермерские хозяйства соседствуют здесь с мелкими крестьянскими хозяйствами. Однако и мелкие крестьянские хозяйства далеко не однородны. Те из них, которые занимаются товарным производством, поставляют излишки продукции на рынки и получают свою долю выгоды от расширения рыночного спроса на новые высокоценные виды сельскохозяйственной продукции. Но многие другие ведут натуральное хозяйство, в основном из-за недостаточности своих активов и неблагоприятных внешних условий. Потребляя основную часть производимых продуктов питания, они выходят на рынок в качестве покупателей продовольствия и продавцов рабочей силы. Принадлежность к той или иной группе определяется не только наличием активов, но и гендерной, этнической принадлежностью и социальным статусом, поскольку всё это предполагает неодинаковую способность использовать одни и те же активы и ресурсы в ответ на открывающиеся возможности.
Неоднородность наблюдается и на сельских рынках труда, где имеется много не требующих высокой квалификации и плохо оплачиваемых рабочих мест в сельском хозяйстве и очень мало рабочих мест, предполагающих высокую квалификацию и открывающих работникам пути преодоления бедности.
Наблюдается неоднородность и в последствиях миграции, когда одни бедные жители сёл выбираются из нищеты, тогда как другие попадают в городские трущобы и по-прежнему остаются бедными.
Подобная повсеместно распространенная в сельском хозяйстве и среди сельского населения неоднородность должна учитываться в ходе разработки государственной политики в области сельского хозяйства. Как правило, от любой экономической реформы одни выигрывают, а другие проигрывают. Либерализация торговли, приводящая к росту цен на продовольствие, - это удар по «нетто-покупателям» (представленных крупнейшей группой бедных жителей сёл в таких странах, как Боливия и Бангладеш) и благо для «нетто-продавцов» (представленных крупнейшей группой бедных жителей сел в Камбодже и во Вьетнаме). Экономическая политика должна носить дифференцированный характер и учитывать статус и положение домохозяйств, в особенности нормы, сложившиеся в гендерной сфере. Задача дифференцированной политики - не создавать преимущества для одних групп за счет других, а более рационально отражать интересы всех домохозяйств, в первую очередь, самых бедных, учитывая их положение и потребности. Поиск правильного соотношения мер в отношении находящихся в более и менее выгодном положении отраслей, регионов и домохозяйств - это одна из сложнейших политических задач, с которыми имели дело беднейшие страны, испытывающие серьезный недостаток ресурсов.
Рост сельского хозяйства имеет огромный потенциал для сокращения бедности в развивающихся странах. Согласно оценкам, основанным на сопоставлении данных по ряду стран, рост ВВП, обусловленный ростом сельского хозяйства, по меньшей мере вдвое эффективнее способствует сокращению бедности, нежели рост ВВП, полученный за счет других отраслей. Подсчитано, что в Китае совокупный экономический рост, обусловленный развитием сельского хозяйства, в 3,5 раза эффективнее влияет на сокращение масштабов бедности, чем рост несельскохозяйственных отраслей, а в странах Латинской Америки он эффективнее в 2,7 раза. Быстрый рост сельского хозяйства - в Индии вызванный к жизни внедрением технических новшеств (внедрение высокодоходных сельскохозяйственных культур), а в Китае инновациями в институциональной сфере (система ответственности домохозяйств и либерализация рынков) повлек за собой масштабное снижение уровня бедности в сёлах. А быстрое сокращение бедности, наблюдавшееся в последнее время в Гане, имело место, в значительной мере, в сельских домохозяйствах, отчасти являясь результатом роста сельскохозяйственного производства.
Особенности сельского хозяйства в богатых полезными ископаемыми странах Африки.Сельское хозяйство составляет одну треть экономики африканских стран, богатых полезными ископаемыми. С 1985 по 1999 г. сельское хозяйство в среднем обеспечивало вдвое большую долю суммарного прироста их экономики, чем промышленность. Однако бедность сохраняется в широких масштабах, несмотря на более высокий ВВП на душу населения, чем в странах, не богатых полезными ископаемыми. Различный опыт, пережитый в период до 1997 г. Индонезией и Нигерией, говорит о следующем. Так Индонезия поддерживала сельское хозяйство косвенно, путем регулярных девальваций обменного курса, что давало стимулы производителям сельскохозяйственных экспортных товаров, и прямо, путем инвестирования определенной части неожиданно высоких доходов от нефти в сельскую инфраструктуру, ирригацию, сельскохозяйственный кредит и субсидии на удобрения. В противоположность этому Нигерия ограничивала кредиты сельскому хозяйству непосредственно через управления по сбыту и косвенно посредством фиксированного обменного курса, что приводило к значительному налогообложению ее сельскохозяйственного экспорта и субсидированию дешевого импорта.
В Индонезии бедность при черте в 1 долл. в день снизилась с 47% в 1981 г. до 14% в 1996 г. В Нигерии она возросла с 58 до 70% за тот же период. Эти совершенно противоположные результаты во многом объясняются различным подходом к решению проблем сельского хозяйства.
Особенности ведения сельского хозяйства в странах Африки к югу от Сахары определяется наличием трех основных условий:
Во-первых, обеспеченность основными факторами производства. Большинство африканских стран и стран с преимущественно аграрной экономикой относительно богаты полезными ископаемыми, но бедны квалифицированной рабочей силой, что предполагает сравнительную выгодность производства непереработанного сырья и материалов. В ряде стран сочетание природных ресурсов и наличия человеческого капитала указывает на сравнительную выгодность производства переработанных аграрно-сырьевых товаров, несмотря на то, что другие факторы, возможно, пока мешают развитию перерабатывающего сектора в сельскохозяйственном производстве.
Во-вторых, различия в производительности и издержках. Последние определяются наличием условий для предпринимательской деятельности, состоянием инфраструктуры (дороги, электричество, связь) и функционированием необходимых институтов (правовых, финансовых, регулирующих), влияющими на эффективность работы отдельных фирм и отраслей. Наличие условий для предпринимательской деятельности имеют более важное значение в отраслях промышленного производства и дорогостоящих услуг, так как здесь эти факторы используются более интенсивно. Обзоры инвестиционного климата Всемирного банка подтверждают вывод о том, что косвенные издержки, связанные с плохими условиями для бизнеса, в Африке в среднем выше, чем у ее конкурентов в развивающихся странах.
В-третьих, реальная экономия на масштабах производства. Само существование экономии на масштабах ставит опоздавших в невыгодное положение, когда они конкурируют со странами, где уже создана развитая промышленная база. Преимущественно аграрные страны во многих отношениях уже упустили момент для расширения трудоемкого промышленного производства, которое давало импульс развитию в Азии в 1980-е гг. До сих пор ведутся дебаты о вероятности того, что Африка сможет утвердиться в качестве значительного экспортера промышленных товаров. Но исходя из нынешней и складывающейся будущей сравнительной выгоды, разнотипный набор аграрно-сырьевых экспортных товаров, как переработанных, так и непереработанных, наряду с услугами (включая туризм) останется главным способом получения иностранной валюты в среднесрочном периоде.
3. Основные причины низкого уровня развития сельского хозяйства в аграрных странах
Сельское хозяйство пока еще не выступает как движущая сила экономического роста в большинстве стран к югу от Сахары, где происходит медленный процесс урбанизации населения, не приводящий к снижению уровня бедности. Для объяснения этого можно выдвинуть четыре гипотезы:
1. Для сельского хозяйства характерно медленное увеличение производительности, что затрудняет его рост и возможности воздействия на снижение уровня бедности.
2. Макроэкономическая, ценовая и торговая политика способствуют несправедливой дискриминации сельского хозяйства.
3. В распределении государственных инвестиций существует перекос в сторону городов, а также принимаются неверные инвестиционные решения внутри аграрного сектора.
4. Произошло сокращение официальной помощи развитию сельского хозяйства.
В развивающихся странах (в африканских странах к югу от Сахары), где не было «зеленой революции», так как её внедрение требует больших инвестиций: установки оросительных систем, покупки сельскохозяйственных машин, горючего, удобрений и пестицидов, что выходит далеко за пределы возможностей небольших фермерских хозяйств, расширение производства продуктов питания пошло по совершенно иному пути.
Так в Африке к югу от Сахары увеличение выпуска продовольственного сырья было достигнуто в основном за счет расширения возделываемых площадей. Отличие Африки к югу от Сахары от Азии по плотности населения и наличию земли до некоторой степени определяет экстенсивный путь развития сельского хозяйства. Плотность населения - 29 человек на 1 кв. км в Африке к югу от Сахары в десять раз ниже этого показателя в Южной Азии. Тем не менее, плотность населения во многих районах Африки к югу от Сахары такова, что дальнейший рост производства за счет расширения возделываемой земли, в условиях богарного земледелия становится невозможным. Если скорректировать плотность населения с учетом качества земель, то подобный показатель на большей части Африки к югу от Сахары будет сравним с аналогичным показателем по Азии. Например, согласно сделанным оценкам, скорректированная с учетом качества земли плотность населения в Кении выше, чем в Бангладеш.
Также к причинам низкого уровня развития сельского хозяйства в странах Африки к югу от Сахары относятся:
1. Неразвитость инфраструктуры
Африка к югу от Сахары крайне отстает по развитию инфраструктуры, что повышает транзакционные издержки и рыночные риски. Низкая плотность населения в Африке к югу от Сахары отчасти является причиной недостаточного количества и плохой развитости дорожной сети, по сравнению с Азией во времена «зеленой революции». Страны Африки к югу от Сахары - небольшие по размерам территории, в большинстве случаев не имеющие выхода к морю, что увеличивает транспортные издержки и создает значительные препятствия для торговли. Инвестиции в орошение земель в Африке к югу от Сахары (4% посевных площадей) также составляют лишь малую долю соответствующего показателя по Азии (34% посевных площадей).
2. Несовпадение географических и агроэкологических характеристик
Основными злаковыми культурами «зеленой революции» в Азии были пшеница и рис, которые произрастали большей частью на орошаемых землях. В различающихся между собой богарных агроэкологических зонах Африки к югу от Сахары используется широкий спектр различных систем земледелия и большой набор основных культур (от маниока в Западной и Центральной Африке до проса и сорго в Сахеле). В Африке к югу от Сахары для повышения продуктивности потребуется введение в севооборот улучшенных сортов большого числа разнообразных культур. Технологии, разработанные в других регионах не всегда могут быть перенесены в местные условия, и поэтому для повышения продуктивности сельского хозяйства понадобится разрабатывать технологии с учетом африканской специфики. Что касается ассигнований на НИР, то они не пересматривались с 1990-х гг.
3. Недостаточное применение удобрений
Большей частью из-за неудовлетворительного развития рынков применение удобрений в Африке к югу от Сахары остается на очень низком уровне, что составляет одну из главных причин невысокой продуктивности сельского хозяйства региона по сравнению с Азией. Крестьянам из стран Африки к югу от Сахары приходится продавать примерно вдвое больше зерна, чем азиатским и латиноамериканским фермерам, чтобы приобрести килограмм удобрений с учетом высоких цен на них. Недостаточное количество, высокие цены, высокие транспортные издержки и плохо развитые частные рынки факторов производства являются важнейшими препятствиями для применения удобрений в Африке к югу от Сахары.
4. Деградация почв
Непродолжительность периодов пребывания земли под паром в сочетании с преимущественным освоением земель, более уязвимых в экологическом отношении вследствие быстрого роста населения и недостаточного использования удобрений приводит к деградации почв. Около 75% обрабатываемой земли испытывает последствия интенсивного вымывания минеральных веществ из почв. По данным недавнего доклада Международного центра развития удобрений, средняя скорость извлечения питательных элементов из почвы равное 52 кг азота-фосфора-калия с гектара в год в 5 раз превышает среднее количество привносимых в результате применения химических удобрений минеральных веществ, составляющее 10 кг/га. Вымывание минеральных солей из почвы достигает наивысшего уровня в районах с высокой плотностью населения. Например, предполагаемое снижение продуктивности в районе Эфиопского нагорья из-за деградации почв составляет 2-3% сельскохозяйственного ВВП в год. Несомненно, снижением плодородности почв во многом объясняются низкие урожаи в Африке к югу от Сахары.
5. Перекосы в проводимой политике
В целях снижения рисков и увеличения доходности в Азии проводилась практика предоставления кредитов и субсидий на капитальные вложения фермерам, а также меры по поддержанию цен на их продукцию. В Африке к югу от Сахары правительства также активно вмешивались в деятельность рынков, но сельское хозяйство облагалось большими налогами, чем в других регионах, и так продолжается до сих пор. Хотя в Кении, Малави, Замбии и Зимбабве были инициированы аграрные революции на основе производства кукурузы с использованием гибридных семян и удобрений, возникли трудности, связанные с поддержкой этих программ из-за высоких затрат, сопряженных со сбытом, оттока финансовых средств на налоги и частых погодных шоков. Макроэкономическая политика и намного более низкий, чем в Азии, уровень государственных капиталовложений в сельское хозяйство, также снизили стимулы для частных предпринимателей и ограничили предложения таких общественных благ, как результаты НИР и строительство дорог.
Кризис миновал? Судя по последним данным, Африка к югу от Сахары, возможно, преодолела пик трудностей развития. Есть некоторые сдвиги в отдельных районах в производстве основных продовольственных культур, как, например, кукуруза в ряде западноафриканских стран, бобы в Восточной Африке, маниок во многих из них, вызванные воздействием рынка на расширение масштабов применения удобрений при выращивании кукурузы в Кении и многочисленные перспективные технологические нововведения на ранних стадиях освоения. Проблема состоит в том, как через координацию капиталовложений в технологии и в соответствующие институты и инфраструктуру ускорить развитие рынков факторов производства и произведенной продукции, чтобы добиться роста продуктивности в различных богарных системах.
4. Экономический рост и проблемы снижения бедности в развивающихся странах
Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства в развивающихся странах является низкий уровень экспорта сельскохозяйственной продукции. Вусловиях глобализации в значительной части аграрных стран сектор профилирующих культур остается в основном неэкспортным по двум причинам. Во-первых, профилирующие культуры, выращиваемые в пределах определенной местности, такие как маниок, ямс, сорго, просо и тефф, которые не имеют сбыта на внешнем рынке (хотя иногда хорошо продаются на региональных рынках), часто преобладают в местном рационе. Во-вторых, внутреннее производство продуктов питания остается изолированным от мировых рынков вследствие высоких транспортных и торговых издержек, особенно в сельской глубинке, а также в странах, не имеющих выхода к морю. В Эфиопии цена на кукурузу, не подпадающая под действие механизмов международной торговли может колебаться примерно от 75 долл. США за тонну (паритетная цена экспорта) до 225 долл. США за тонну (паритетная цена импорта).
Эффект сокращения бедности от развития экспортного сельского хозяйства зависит от участия в производстве мелких и бедных домохозяйств. Трудоемкий нетрадиционный экспорт может также оказывать значительный локальный эффект снижения бедности путем поощрения занятости, как в Кении и Сенегале, несмотря па ужесточение стандартов на продукты питания и более значительную вертикальную рыночную интеграцию, которая, как правило, выгодна для домохозяйств среднего размера.
Эффективность в сельскохозяйственном секторе развивающихся стран зависит от маркетинговых условий, а также от эластичности цен на продовольствие первой необходимости. Бедные домохозяйства, нетто-покупатели продуктов питания, выигрывают от более низких цен на продовольствие до тех пор, пока выигрыш от сокращения затрат на продовольственные товары превышает потери от снижения доходов в виде заработной платы. Напротив, бедные производители, нетто-продавцы продуктов питания, выигрывают только в том случае, если производительность растет быстрее, чем падают цены. Учитывая, что спрос на ведущие профилирующие культуры обычно характеризуется недостаточной эластичностью по ценам, производители вполне могут оказаться в проигрыше. Но даже в этом случае, увеличение производства основных профилирующих культур обычно сокращает общий уровень бедности, так как не только бедное городское население, но и более половины бедных сельских домохозяйств обычно являются нетто-покупателями продуктов питания. Этому факту придается недостаточное значение.
Иллюстрацией могут служить микроэкономические данные по Мадагаскару. Хотя рис обычно является экспортным товаром, в сельских районах Мадагаскара он оказался неэкспортной культурой по причине высоких транспортных издержек. Анализ данных переписи по общинам показывает, что удвоение урожая риса сокращает долю необеспеченных продовольствием в обществе на 38% и уменьшает голодный период на 1,7 месяца (или на одну треть). Падение цен на рис и повышение номинальной заработной платы сельскохозяйственных работников повысило реальную заработную плату, что оказалось особенно благоприятным для беднейших граждан страны, которые часто являются нетто-покупателями риса и поставщиками рабочей силы. В выигрыше оказались и бедные нетто-продавцы, т. к. рост производительности был более значительным, чем снижение цен на продовольствие. В 1958-1994 гг. в Индии, где многие представители бедного сельского населения являются безземельными крестьянами, проводились эконометрические исследования, показавшие, что влияние урожайности продовольственных культур на цены и заработную плату имело большее значение для сокращения сельской бедности в долгосрочной перспективе, чем прямое влияние на фермерские доходы, доминировавшее в краткосрочном периоде.
Помимо макроэкономических каналов воздействия, через цены на неэкспортную продукцию и через иностранную валюту в случае экспортной продукции рост сельскохозяйственного производства может способствовать росту в других отраслях через связь с потребителем и производством. Когда доходы от сельскохозяйственного производства тратятся на неэкспортные товары отечественного производства и услуги, производимые внутри страны, это стимулирует спрос на продукцию национальной промышленности и услуги. Производственные связи устанавливаются как с последующими звеньями рыночной цепочки, стимулируя рост в пищевой промышленности и в системе реализации продовольственной продукции, так и с предыдущими звеньями той цепочки через повышение спроса на промежуточные факторы производства м услуги. Доступность ресурсов (возможность заниматься предпринимательством, избыточные мощности) и благоприятный инвестиционный климат, порождающие предложение со стороны несельскохозяйственного сектора, имеют первостепенную важность для реализации таких связей.
Сельское хозяйство выступает в качестве действенного элемента роста для большинства преимущественно аграрных стран, т. к. они сами нуждаются в производстве большей части пищевых продуктов и, вероятно, будут поддерживать преимущественное положение сельского хозяйства, по крайней мере, в среднесрочном периоде. Прежде всего, рассмотрим производство продуктов питания. В странах с низким уровнем дохода спрос па производство профилирующих культур подстегиваются быстрым ростом населения и высокой эластичностью доходов. К 2015г. В Африкеспрос на продукты питания, как ожидается, достигнет 100 млрд. долл. США, что вдвое выше уровня 2000 г.. С учетом того, что продукция профилирующих культур в основном носит неэкспортный характер, а также ввиду частой нехватки иностранной валюты для импорта заменителей злаковых, производство продуктов питания в преимущественно аграрных странах должно поспевать за внутренним спросом.
Теперь рассмотрим экспорт. Экспорт промышленных товаров из стран Африки к югу от Сахары так и не развернулся. В качестве исключения можно назвать лишь Маврикий и в последнее время Кению и Мадагаскар, поставляющих одежду на условиях договоров, предусматривающих преференции в торговле. В частности, можно упомянуть Закон об экономическом росте и расширении возможностей стран Африки. Африканский экспорт сосредоточивается на первичных продуктах, не прошедших промышленную обработку в противоположность промышленным товарам, экспортируемым из стран Азии переходного типа. Притом что в некоторой мере такие различия связаны с проводимой макроэкономической и торговой политикой, такая структура экспорта в значительной мере соответствует сравнительным преимущественным особенностям большинства африканских стран. Поэтому стратегия экономического роста стран с преимущественно аграрной экономикой в течение многих предстоящих лет должна будет основываться на повышении производительности сельского хозяйства.
Что показывает история. Более высокая производительность аграрного сектора, создающая сельскохозяйственный излишек, облагавшийся налогами для финансирования промышленного развития и позволявший удерживать цены на пищевые продукты на более низком уровне, послужила фундаментом для экономического роста на ранних этапах промышленного развития в Западной Европе, США, Японии, а позднее на Тайване, в Китае и в Республике Корея. В более близкие к нам времена быстрый рост производительности сельского хозяйства в Китае и Индии, по широко распространенному мнению, позволил инициировать индустриализацию и привел к быстрому сокращению бедности. Важнейший урок этого успешного опыта заключается в том, что отрицательные последствия чрезмерного выжимания средств из сельского хозяйства в каждом случае уравновешивались государственными инвестициями в научные исследования в области сельского хозяйства и в сельскую инфраструктуру, в том числе в ирригацию. Иногда эти два процесса сменяли друг друга в обратном порядке. Преждевременное и неоправданно интенсивное выкачивание ресурсов из села в город при отсутствии государственных инвестиций в сельское хозяйство является основной причиной замедленного темпа развития сельскохозяйственного сектора большинства стран с аграрной экономикой. Экономический рост и снижение бедности в Гане в 2000-е гг. свидетельствуют о том, что устойчивый, сбалансированный рост сельского хозяйства сегодня все еще реально возможен. В странах или внутренних регионах с неблагоприятными агроэкологическими условиями вклад сельского хозяйства в экономический рост будет ограничен. Но даже при этом сельское хозяйство все же, вероятно, сыграет важную дополнительную роль в снижении бедности и улучшении продовольственной безопасности. Интенсификация сельского хозяйства также повлияет на приостановление процесса деградации природных ресурсов, в особенности земли и лесов, являющихся основой устойчивого сельскохозяйственного роста. Как показывает сопоставление опыта Индонезии и Нигерии, стран, являющихся крупными экспортерами нефти, стимулирование роста сельскохозяйственного производства способно внести весомый вклад в сокращение бедности даже в тех странах, которые располагают богатыми запасами полезных ископаемых.
5. Перспективы развития аграрных стран
Повышение производительности, доходности и устойчивости мелких крестьянских хозяйств - это основной путь преодоления бедности в развивающихся странах. Что для этого понадобится? Широкий спектр инструментов экономической политики, многие из которых должны применяться по-разному в отношении хозяйств, занимающихся рыночным производством, и натуральных хозяйств, позволяет решить следующие задачи:
1) усовершенствовать ценовые стимулы, повысить качество государственных инвестиций и увеличить их объемы;
2) улучшить функционирование товарных рынков;
3) расширить доступ к финансовым услугам и снизить воздействие незастрахованных рисков;
4) улучшить качество работы организаций производителей;
5) внедрять научные и технические инновации;
6) повысить экологическую устойчивость сельского хозяйства и превратить его в поставщика экологических услуг.
В аграрных странах сельское хозяйство может стать локомотивом роста экономики в целом. Сельское хозяйство имеет устойчивую репутацию эффективного инструмента сокращения бедности. Но может ли оно стать также ведущей отраслью, на развитие которой могут опереться стратегии обеспечения роста в странах с аграрной экономикой? В ПОЛЬЗУ ЭТОГО помимо очевидной масштабности данной отрасли, говорят еще два аргумента, применимых в отношении аграрных стран Африки к югу от Сахары.
Первый из этих аргументовзаключается в том, что во многих из этих стран так и не развился нормальный рынок продуктов питания. Это - следствие высоких транзакционных издержек и преобладания среди основных продуктов питания «слаборыночных» культур, таких, как корнеплоды, клубневые и местные зерновые культуры. Поэтому многие такие страны вынуждены по большей части ориентироваться на самообеспечение продовольствием. Производительность сельского хозяйства определяет цены на продовольствие, что, в свою очередь, определяет затраты на заработную плату и конкурентоспособность ориентирующихся на рынок отраслей. Поэтому ключевым условием экономического роста является урожайность основных культур.
Второй аргументзаключается в том, что среди отраслей, ориентированных на рынок, сырьевые отрасли (сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность) и переработка сельскохозяйственной продукции еще в течение многих лет будут иметь сравнительные преимущества ввиду обеспеченности ресурсами и неблагоприятных условий для инвестирования в обрабатывающую промышленность. Для большинства стран основным источником иностранной валюты является экспорт различных видов необработанного и обработанного сырья, а также туризм. Кроме того, рост как нерыночных, так и рыночных подотраслей сельского хозяйства стимулирует высокие темпы роста в других секторах экономики за счет мультиплицирующего воздействия. Именно поэтому на протяжении еще многих лег стратегии экономического роста в большинстве аграрных стран необходимо будет основывать на развитии сельского хозяйства. Существуют многочисленные свидетельства успешного использования сельского хозяйства как основы экономического роста на начальной стадии процесса развития. Рост сельскохозяйственного производства предшествовал промышленным революциям, прокатившимся по странам умеренного климатического пояса, начиная с Англии в середине XVIII века и заканчивая Японией в конце XIX века. В недавнем прошлом быстрый рост сельского хозяйства в Китае, Индии и Вьетнаме стал предвестником подъема промышленности. Хорошо известно, что сельское хозяйство обладает особым потенциалом как в отношении борьбы с бедностью, так и в качестве основы экономического роста на первых его этапах. Однако возможности сельского хозяйства для развития используются далеко не в полной мере. Наряду с этими успехами имели место и неудачи в попытках использовать сельское хозяйство в интересах развития. Во многих странах с аграрной экономикой прирост сельскохозяйственного производства в расчете на душу населения всё ещё очень невысок, а структурные преобразования идут медленно (на фоне роста ВВП в расчете на душу населения доля сельского хозяйства в ВВП снижается, а доля промышленности и УСЛУГ растет). Быстрый рост населения, сокращение размеров крестьянских хозяйств, истощение почв и неиспользованные возможности для диверсификации доходов и миграции - вес это создает тяжелую ситуацию, и возможности сельского хозяйства повлиять на развитие остаются невостребованными.
Список использованной литературы
1. Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития. - М.: Весь мир, 2008. - 424 с.
2. База данных Евростат. - Режим доступа свободный: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ portal/page/portal/eurostat/home/
3. База данных по сельскому хозяйству США. - Режим доступа свободный: http://www.usa.gov/
4. Ежедневное аграрное обозрение. - Режим доступа свободный: http://agroobzor.ru/article/a-371.html.
5. Лекции по Мировому сельскому хозяйству / Амирова Э.Ф. - Режим доступа свободный: agroekonomika.ru.
6. Профили ФАО - страны. Режим доступа свободный: http://www.fao.org/countryprofiles/lifdc/en/.
7. Шишкин А. Ф. Мировая экономика / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина, Е. Б. Фалькович. - М.: Академический Проект. 2008. - 608 с.