Перейти к основному содержанию

ТЕМА 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ТЕМА 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.  Экономика и система экономических наук      

2.  Предмет и функции экономической теории

3.   Методы экономического исследования

 

1.  Экономика и система экономических наук

Современные общества называют потребительскими за их ярко выраженный консьюмеризм (от лат. consumere - потреблять) - чрезмерная озабоченность, поглощённость людей приобретением и потреблением товаров и услуг. И действительно, многие представители "золотого миллиарда"- население развитых, благоустроенных стран (с демократическим, правовым государством, с сильным гражданским обществом и широкими слоями среднего класса), которое имеет очень высокий по сравнению с третьим миром уровень благосостояния и жизненных стандартов, потребляют огромную, всё чаше избыточную массу самых разнообразных благ. Однако прежде чем быть потреблёнными, эти блага должны быть произведены, распределены и доставлены потребителям. Этим многосложным процессом и занимается экономика, создавая материальные условия для жизни людей. Когда она выполняет свои задачи исправно, в обществе царят удовлетворённость, порядок и мир.

Само слово "экономика" происходит от греческого оikonomike - искусство ведения домашнего хозяйство, домоводство (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») . Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения.

Во-первых, экономика- это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

Во-вторых, экономика- это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, края, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Вологды, народное хозяйство Татарстана или России в целом, экономика африканских стран, мировое хозяйство.

Наконец, в-третьих, экономикойназывают научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества (экономика сельского хозяйства, промышленности, водного транспорта, экономика труда).

На основе этих трёх значений можно дать и более общее определение нашего термина. Экономика — это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Значение экономикиопределяется тем, что она:

а) выступает как главная сфера удовлетворения потребности человека в труде, как сфера его самореализации в творчестве;

б) является двигателем материально-технического и интеллектуального прогресса общества (на её базе человечество развивает свои способности, культуру и улучшает условия жизни);

в) служит главным источником доходов людей, необходимых для их жизнеобеспечения;

г) наконец, экономика - это источник самих материальных благ, продуктов, услуг.

Курс экономической теории (ЭТ) имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной. Экономика тут выступает как экономическая наука, т.е. как теоретически систематизированные объективные знания о хозяйстве, об управлении экономикой и об экономических отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. По мере развития и отраслевого деления экономики усложнялась и разветвлялась экономическая наука. Сегодня экономических наук много - это уже целая система, в которой, однако, можно выделить две главные линии.

 1.Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики,

 2.Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (скажем, экономику определённой отрасли национального хозяйства, сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны и пр.).

Таким образом, если экономическая теория изучает основы и общие принципы экономики, то все другие экономические науки - проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности, сельском хозяйстве, торговом, банковском деле).

 

2. Предмет и функции экономической теории

У всякой науки свой предмет, то есть своя главная тема исследований. ЭТ - наука социальная, или общественная. Это означает, что наряду с другими такими же науками (историей, педагогикой, социологией, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нём людей. При этом, однако, у каждой общественной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера действия, свой круг проблем. К примеру, у политологии - сфера политики, у педагогики - проблемы духовной жизни (образования, обучения, воспитания).

В центре внимания ЭТ - хозяйственная, производственная жизнь общества: экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. В то же время наука обязательно связана с поиском чего-то нового и более оптимального. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, т.е. того, чтобы общество получало максимум нужных ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат и социальных издержек (бедность, безработица; кризисы, рост цен, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и пр.). Отсюда предмет экономической теории - изучение хозяйственной жизни общества и определение путей достижения максимальной социально-экономической эффективности.

Из многих функций экономической теории выделим четыре самые важные:

1. Эмпирическая функция.Она говорит о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), т.е. основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

2. Теоретическая функция(иногда её называют теоретико-методологической). Проявляется тогда, когда ученые обобщает и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности н принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иныхпонятий, терминов, определений (или дефиниций) и методов, а также в виде теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов, а конкретные экономические науки не получили бы теоретическую и методологическую базу для своих исследований.

Отдельного упоминания заслуживают законы, которые выявляются при теоретических разработках. Экономические законы – это устойчивые причинно-следственные связи между явлениями хозяйственной жизни. К примеру, цена товара и спрос на него чаще всего связаны взаимообратной зависимостью: ниже пена - выше спрос и наоборот. Такую связь и называют законом спроса.

Экономические законы, как и законы природы, объективны, то сеть не зависят от сознания и воли людей. Но люди могут их познавать, чтобы действовать не наперекор, а заодно с ними, повышая тем самым эффективность своей деятельности. Так, зная закон спроса, разумный продавец гибко снижает цены по мере падения спроса на свой товар и, ускоряя торговый оборот, увеличивает доходы.

3. Образовательная функция.Благодаря ей многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека пронизана экономикой. Знание её законов и принципов дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в разных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров, найме на работу, размещении сбережений, при пользовании кредитом и т.д.).

4.  Практическая функция. Её также называют прикладной или прагматической, потому что она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

 

3. Методы экономического исследования

Исследуя хозяйственные процессы, ЭТ применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшие из них для экономики - девять (рис. 1).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • наблюдение и сбор фактов
  • эксперимент
  • моделирование
  • метод научных абстракций
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • исторический и логический методы
  • графический метод
  • системный подход

Рис. 1.1. Основные методы экономических исследований

1. Так, очевидно, что эмпирическая функция ЭТ предполагает наблюдение (преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря полученной таким образом информации можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий.

2. В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

3. В свою очередь моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому, виртуальному образцу - по модели, которая замещает сам объект исследования (особенно эффективно моделирование на компьютерах).

4.Метод научных абстракций (абстрагирование) - особый мыстельный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия - абстракции (от лат. abstractio - отвлечение), или категории (стоимость, цена, деньги, рынок, дорогой, дешёвый и др.).

К примеру, понятие товара - как его определить? Если отталкиваться от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем разнотоварье - больших-малых, съедобных-несъедобных, жидких-сыпучих. Как привести это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное? Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: ТО, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

5. Методы анализа и синтезапредполагают изучение экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis - расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis - соединение). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Это важно, ибо вся экономика (и не только она) состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников).

С анализом и синтезом логически связано деление ЭТ на микро- и макроэкономику. Оно предполагает два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домохозяйство;

а также б) отдельные рынки (скажем, рынок зерна), производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - госсектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими (агрегатными) показателями типа валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение таких общих понятий, как стоимость, рынок, бюджет, налоги и пр.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать, поскольку они тесно взаимосвязаны, переплетены. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

6. Далее индукция и дедукция. Это два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу-это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Рассуждение же в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией  (от лат. deductio - выведение). Так, когда мы видим в какой-то стране, что почти все граждане имеют работу, что их растущие доходы опережают повышение цен, а магазины наполнены отечественными товарами, то это наводит на мысль об экономическом росте (индукция). И обратный пример по дедукции. Если страна слывёт отсталой и бедной, то из этого общего представления можно наверняка сделать выводы: в ней царят произвол и продажность чиновников, беззаконие и преступность, безработица и хозяйственный застой.

7. Исторический и логический методы (подходы)тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

8. Широкое применение в ЭТ получил графический метод.Он отображает хозяйственные явления с помощью схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала.