МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский государственный аграрный университет»
Институт экономики
Кафедра экономики сельского хозяйства
РАБОЧАЯ ТЕТЕРАДЬ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО
КУРСУ «МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»
Казань – 2012
УДК: 63 (100)(07)
ББК: У 532 р
Методические разработки подготовлены к изданию преподавателями кафедры экономики сельского хозяйства старшим преподавателем, к.э.н. Амировой Э.Ф., доцентом, к.э.н. Захарова Г.П.
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Ф.С. Зиатдинов
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической кибернетики ФГБОУ ВПО «Казанский ГАУ» М.Х. Газетдинов
Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Мировое сельское хозяйство». - Казань: КГАУ, 2012. - 44 с.
Данные методические разработки предназначаются для внутривузовского пользования как руководство студентам очного и заочного отделений Института экономики, обучающимся по специальности 08.01.05 «Финансы и кредит».
С учетом особенностей тематических планов и программ предлагаемые методические разработки могут использоваться при изучении курса «Мировое сельское хозяйство»студентами других специальностей.
При подготовке настоящих методических разработок использовались ранее издававшиеся кафедрой при участии авторов рабочие тетради и методические указания к практическим занятиям, предназначенные для студентов, обучающихся на заочных отделениях и стационаре.
© Казанский государственный аграрный университет, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения дисциплины «Мировое сельское хозяйство» являются формирование у студентов представления о тенденциях развития мирового сельского хозяйства, закономерностях размещения производительных сил, действиях экономических законов, природном и хозяйственно-экономическом развитии регионов и стран современного мира, как совокупности взаимодействующих институтов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов.
Семинарские занятия – одна из основных форм изучения мирового сельского хозяйства. Они проводятся по реферативно-докладному методу. Основной целью семинарских занятий является выработка практических навыков для изучения:
-закономерностей и особенностей развития сельскохозяйственного производства в странах мира;
-влияния современных наукоемких технологий на продуктивность и эффективность сельского хозяйства, на социально-экономическую структуру аграрного сектора;
-развития аграрных отношений в развитых и развивающихся странах;
-передового опыта ведения основных отраслей сельского хозяйства в зарубежных странах.
Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским занятиям по курсу «Мировое сельское хозяйство» предусматривает самостоятельную работу студентов.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА
«МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»
План семинара
1. Значение, предмет и методы науки «Мировое сельское хозяйство».
2. Общая характеристика сельского хозяйства регионов мира.
Методические рекомендации
Исторический опыт развития различных регионов мира. Предмет и основное содержание курса «Мировое сельское хозяйство». Цель дисциплины.
Задачи и методологическая основа дисциплины. Установление общих закономерностей развития сельского хозяйства в мировом масштабе, изучение передового опыта и разработка предложений по рациональному ведению сельского хозяйства в отдельных организациях, регионах и стране.
Общая характеристика сельского хозяйства регионов мира. Классификация стран мира по уровню развития сельского хозяйства. Типы ведения сельского хозяйства. Структура сельского хозяйства. Использование прогрессивного мирового опыта в сельском хозяйстве Российской Федерации.
Контрольные задания
Задание 1. Проанализируйте таблицу 1.1. Сравните показатели развития главных стран мира, ЕС и мира в целом. Определите долю каждого из них в общем объеме, выделив «другие страны». Отобразите графически, сделайте вывод о месте стран и регионов в мировых показателях.
Таблица 1.1 - Экономические показатели развития стран мира
Страна |
Площадь |
Население |
ВВП по |
Объем экспорта |
ВВП на душу населения, долл. |
Темпы |
||||
тыс.кв. км |
% |
млн чел. |
% |
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
|||
МИР |
148940,0 |
100 |
6928,2 |
100 |
74540,0 |
100 |
14950,0 |
100 |
11200,0 |
4,9 |
ЕС |
3976,4 |
|
492,4 |
|
14820,0 |
|
1952,0 |
|
32700,0 |
1,8 |
США |
9631,4 |
|
313,2 |
|
14660,0 |
|
1270,0 |
|
47200,0 |
2,8 |
Япония |
377,8 |
|
126,5 |
|
4310,0 |
|
765,0 |
|
34000,0 |
3,9 |
Китай |
9596,7 |
|
1336,7 |
|
10090,0 |
|
1506,0 |
|
7600,0 |
10,3 |
Другие |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
Х |
Графики и выводы:
Задание 2. Используя данные таблицы 1.2, сравните экономические показатели развития стран Евросоюза. Рассчитайте доли сельского хозяйства. Сделайте вывод о роли сельского хозяйства стран в формировании ВВП.
Таблица 1.2 - Экономические показатели развития некоторых стран |
|||||||||
№ |
Страна |
ВВП на душу на-сел., долл. |
Темпы роста ВВП, % |
Структура ВВП, % |
Структура занятости, % |
||||
усл. |
пром |
с.-х. |
усл. |
пром |
с.-х. |
||||
1 |
Австрия |
40400 |
2 |
68 |
2 |
30 |
70 |
3 |
27 |
2 |
Бельгия |
37800 |
2 |
75 |
1 |
24 |
74 |
1 |
25 |
3 |
Великобритания |
34800 |
2 |
76 |
1 |
23 |
80 |
1 |
19 |
4 |
Германия |
35700 |
1 |
69 |
1 |
30 |
64 |
3 |
33 |
5 |
Греция |
29600 |
4 |
73 |
5 |
22 |
68 |
12 |
20 |
6 |
Дания |
36600 |
3 |
73 |
2 |
25 |
76 |
3 |
21 |
7 |
Ирландия |
37300 |
5 |
49 |
5 |
46 |
64 |
8 |
28 |
8 |
Испания |
29400 |
3 |
67 |
4 |
29 |
65 |
5 |
30 |
9 |
Италия |
30500 |
0 |
69 |
2 |
29 |
63 |
5 |
32 |
10 |
Люксембург |
82600 |
4 |
86 |
1 |
13 |
86 |
1 |
13 |
11 |
Нидерланды |
40300 |
1 |
74 |
2 |
24 |
79 |
2 |
19 |
12 |
Португалия |
23000 |
0 |
68 |
5 |
27 |
60 |
10 |
30 |
13 |
Финляндия |
35400 |
2 |
68 |
3 |
29 |
70 |
8 |
22 |
14 |
Франция |
33100 |
1 |
77 |
2 |
21 |
72 |
4 |
24 |
15 |
Швеция |
39100 |
3 |
68 |
2 |
30 |
74 |
2 |
24 |
В среднем "старые |
33400 |
2 |
2 |
29 |
69 |
68 |
4 |
28 |
|
1 |
Венгрия |
18800 |
4 |
65 |
4 |
31 |
67 |
6 |
27 |
2 |
Кипр |
21000 |
4 |
76 |
4 |
20 |
54 |
7 |
39 |
3 |
Латвия |
14700 |
10 |
70 |
4 |
26 |
60 |
15 |
25 |
4 |
Литва |
16000 |
8 |
62 |
6 |
32 |
50 |
20 |
30 |
5 |
Мальта |
25600 |
1 |
74 |
3 |
23 |
75 |
3 |
22 |
6 |
Польша |
18800 |
3 |
64 |
5 |
31 |
55 |
16 |
29 |
7 |
Словакия |
22000 |
6 |
67 |
4 |
29 |
65 |
6 |
29 |
8 |
Словения |
28200 |
4 |
60 |
3 |
37 |
54 |
6 |
40 |
9 |
Чешская Республика |
25600 |
6 |
58 |
3 |
39 |
58 |
4 |
38 |
10 |
Эстония |
19100 |
10 |
67 |
4 |
29 |
69 |
11 |
20 |
11 |
Болгария |
13500 |
0 |
67 |
4 |
29 |
55 |
16 |
29 |
12 |
Румыния |
11600 |
-1 |
64 |
5 |
31 |
50 |
20 |
30 |
В среднем "новые |
17800 |
3 |
4 |
35 |
61 |
55 |
19 |
26 |
|
В среднем ЕС |
32700 |
2 |
2 |
25 |
73 |
67 |
6 |
28 |
Выводы:
Вопросы для самопроверки
1. Значение курса «Мировое сельское хозяйство».
2. Что является предметом изучения дисциплины?
3. Какие цели и задачи ставятся при изучении курса «Мировое сельское хозяйство»?
4. Какие группы стран выделяют по уровню развития сельского хозяйства в мире?
5. Какие типы ведения сельского хозяйства выделяют?
6. Перечислите отрасли сельского хозяйства?
7. Охарактеризуйте экологические проблемы мирового сельского хозяйства.
8. Опишите центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову).
ТЕМА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
План семинара
1.Тенденции эволюции современного мирового сельского хозяйства
2.Мировой агропромышленный комплекс и динамика его развития
3.Особенности развития международной агропромышленной интеграции
4.Глобальная продовольственная проблема. Необходимость обеспечения продовольственной безопасности
Методические рекомендации
Тенденции развития современного сельского хозяйства, вызванные социально-политическими сдвигами в мире. Влияние научно-технической революции на развитие сельского хозяйства. Главные направления и особенности научно-технического прогресса в странах с разным уровнем развития экономики. Цели и результаты «зеленой революции». Рост населения и уровень обеспеченности продовольствием. Трудовые ресурсы сельского хозяйства, сдвиги в социальной структуре современной деревни и положение трудящихся, занятых в сельском хозяйстве. Занятость и производительность труда в сельском хозяйстве.
Характеристика Агропромышленного комплекса (АПК) как совокупности отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя. Три основных звена АПК, их функции. Характеристика пропорций, сложившихся между отдельными звеньями АПК в различных странах.
Роль сельского хозяйства в экономике развитых и развивающихся стран. Особенности развития международной агропромышленной интеграции. Земельные ресурсы и степень их использования в сельском хозяйстве. Площадь, структура сельскохозяйственных угодий, землеобеспеченность на душу населения. Основные формы землевладения и землепользования. Водные ресурсы сельского хозяйства. Модернизация материально-технической базы сельского хозяйства, и ее производственно-экономическая характеристика.
Совокупность целей и задач отрасли, определяющих значимость с.-х. в экономике стран и регионов. Основные цели и задачи сельского хозяйства. Достижение устойчивого роста с.-х. производства. Понятие о «зеленой революции». Решение продовольственной проблемы. Приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам. Удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары и с.-х. сырье. Перестройка с.-х. на интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства аграрной продукции. Улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства. Изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения стран в экспортера продовольственной продукции. Конечная цель с.-х.
Проблема обеспечения продовольствием растущего населения планеты. Количество голодающих людей в мире. Производство продукции, выработка продовольствия на душу населения на Земле. Голод и острая нехватка продовольствия в развивающихся странах. Неравномерный рост производства продовольствия по регионам мира.
Контрольные задания
Задание 1. Определите, каким странам соответствуют приведенные в таблице 2.1 характеристики структуры экономики. Постарайтесь объяснить, в каждом случае, с какими особенностями исторического развития стран связаны различия в структуре экономики.
Первичный сектор (primary sector) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относят аграрно-промысловые предприятия (предприятия сельского хозяйства, рыболовецкие, лесоводческие, охотничьи предприятия) и предприятия по добыче и первичной переработке природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т.д.). Вторичный сектор (secondary sector) объединяет предприятия отраслей, связанных с производством готовой продукции. К вторичному сектору относят предприятия обрабатывающей промышленности и строительные предприятия. Вторичный сектор также называют производственным сектором. Третичный сектор (tertiary sector) объединяет предприятия сферы услуг. К третичному сектору относят предприятия таких отраслей, как транспорт, связь, торговля, туризм, здравоохранение и др. Третичный сектор также называют сектором услуг.
Страны: Саудовская Аравия, Норвегия, Аргентина, Великобритания, Эфиопия, Сингапур.
Таблица 2.1 - Структура ВВП по странам
Страна |
Структура ВВП, % |
||
Первичный сектор |
Вторичный сектор |
Третичный сектор |
|
1 |
3 |
67 |
30 |
2 |
0 |
34 |
66 |
3 |
49 |
9 |
42 |
4 |
1 |
26 |
73 |
5 |
2 |
42 |
56 |
6 |
9 |
36 |
55 |
Выводы:
Задание 2. Используя данные литературных источников, найдите главные отличия в мировой торговле стран с разным типом экономического развития. Заполните таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Участие в мировой торговле стран различных экономических типов
Показатели |
Экономически развитые страны |
Развивающиеся страны |
Страны с переходной экономикой |
Место в мировой торговле (доля во внешнеторговой обороте мира) |
|
|
|
География экспорта |
|
|
|
География импорта |
|
|
|
Товарная структура экспорта |
|
|
|
Товарная структура импорта |
|
|
|
Задание 3. Используя сайт Всемирной торговой организации (http://www.wto.org) и дополнительную литературу, определите страны, входящие в эту международную систему, охарактеризуйте принципы ее функционирования. Почему последствия вступления России в ВТО неоднозначны и противоречивы? Представьте в письменном виде обзор точек зрения на последствия для сельского хозяйства России вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Выводы:
Задание 4. По данным таблицы 2.4 проанализируйте изменение доли ведущих стран и групп стран в мировом сельскохозяйственном производстве.
Таблица 2.4 - Доля отдельных стран и групп стран в мировом сельскохозяйственном производстве, %
Страна, группа стран |
Годы |
||
1950 |
1980 |
2010 |
|
Весь мир |
100 |
100 |
100 |
Развитые страны |
32,03 |
30,38 |
24,44 |
США |
12,22 |
9,24 |
7,07 |
Япония |
3,20 |
2,94 |
2,87 |
Германия |
3,01 |
2,56 |
2,12 |
Великобритания |
1,05 |
0,92 |
0,85 |
Развивающиеся страны |
51,63 |
58,70 |
68,28 |
Бразилия |
1,50 |
1,96 |
2,06 |
Мексика |
0,85 |
1,01 |
1,09 |
Китай |
11,76 |
15,82 |
23,84 |
Индия |
11,11 |
10,13 |
10,91 |
Восточная Европа |
6,54 |
4,87 |
3,23 |
Россия |
5,23 |
3,16 |
2,02 |
Выводы:
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль сельского хозяйства в экономике развитых и развивающихся стран?
2. Каков объем и уровень производства сельскохозяйственных (продовольственных) продуктов?
3. Какие сложились основные формы землевладения и землепользования по системам ведения сельского хозяйства?
4. Как развивается материально-техническая база сельского хозяйства и ее производственно-экономическая характеристика?
5. Каковы тенденции развития сельского хозяйства, вызванные социально-экономическими сдвигами на мировой арене?
6. Какие социально-экономические последствия вызывает научно-технический прогресс в сельском хозяйстве развитых и развивающихся стран?
7. Что такое агропромышленная интеграция?
8. Дать оценку уровня производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях стран.
9. Сделать сравнительный анализ потребления основных продуктов питания по регионам мира.
10. Каковы основные тенденции решения продовольственной проблемы в странах мира?
ТЕМА 3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РАЗВИВАЮЩИХСЯ (АГРАРНЫХ) СТРАН
План семинара
1. Уровень и общие признаки развития аграрных стран.
2. Особенности экономики сельского хозяйства развивающихся стран.
3. Основные причины низкого уровня развития сельского хозяйства в аграрных странах.
4. Экономический рост и проблемы снижения бедности в развивающихся странах.
5. Перспективы развития аграрных стран.
Методические рекомендации
Следует ознакомиться с масштабами и структурой сельскохозяйственного производства, продовольственной сферы. Изучить распределение регионов внутри стран по их сельскохозяйственному потенциалу и доступности рынков. Ознакомится с вопросами бедности и низкой грамотности крестьянства, аграрного перенаселения. Общие признаки развития аграрных стран. Типичны традиционные отраслевые структуры народного хозяйства.
Отличительные особенности экономики сельского хозяйства развивающихся стран. Транснациональные монополии. «Зеленая» революция и ее социально-экономические последствия. Особенности сельского хозяйства в богатых полезными ископаемыми странах Африки. Особенности ведения сельского хозяйства в странах Африки к югу от Сахары.
Четыре гипотезы и другие причины низкого уровня развития сельского хозяйства в аграрных странах. Сдвиги в отдельных районах развивающихся странв производстве основных продовольственных культур.
Причины низкой эффективности сельского хозяйства в развивающихся странах. Аграрные преобразования в аграрных странах, общие тенденции, их региональные особенности. Спектр инструментов экономической политики для решения задач преодоления бедности в аграрных странах.
Контрольные задания
Задание 1. Приведет ли специализация в развивающихся странах к увеличению суммарного производства? Обоснуйте свои предложения.
Выводы:
Задание 2. Обоснуйте критерий выделения группы развивающихся стран.
Выводы:
Задание 3. Проанализируйте данные таблицы 3.1 и выявите изменения соотношения между долей занятых в различных отраслях мирового хозяйства для развивающихся стран. Сравните с другими категориями таблицы.
Таблица 3.1 - Отраслевая структура занятости в мировой экономике, %
Страна, группа стран |
Материальное производство |
Производство услуг |
|||||||
всего |
сельское хозяйство |
промышленность |
строительство |
всего |
транспорт и связь |
торговля |
финансовые услуги |
прочие услуги |
|
Весь мир |
51,4 |
33,3 |
13,9 |
5,0 |
48,6 |
3,7 |
13,2 |
10,3 |
29,4 |
Развивающиеся страны
Китай
|
56,7
64,1 |
40,7
46,5 |
11,5
12,7 |
4,4
4,9 |
43,3
35,9 |
3,1
2,8 |
11,7
6,6 |
11,7
0,4 |
27,2
21,8 |
Выводы:
Вопросы для самоконтроля
1.Аграрный вопрос и его развитие в развивающихся странах.
2.Охарактеризовать современный уровень развития сельскохозяйственного производства в аграрных странах.
4.Раскрыть социально-экономические и политические причины отсталости сельского хозяйства развивающихся стран.
5.Каковы основные формы государственных предприятий в развивающихся странах.
6.Сделать анализ данных о структуре ВВП в некоторых странах Африки и о размерах государственных плантаций.
7.Рассказать о развитии сельскохозяйственной кооперации в развивающихся странах.
8.Охарактеризовать основные особенности развития процесса интенсификации в развивающихся странах.
9.Изучить данные об изменении уровня урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных в развивающихся странах.
ТЕМА 4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНЫМ ТИПОМ ЭКОНОМИКИ
План семинара
1. Уровень развития сельского хозяйства в переходных странах
2. Структурные особенности организации сельскохозяйственного производства в переходных странах
3. Государственные реформы в области торговли, цен и субсидий в переходных странах
4. Перспективы развития переходных стран
Методические рекомендации
Типичными представители переходных стран. Производственно-отраслевая и социальная структура сельского хозяйства переходных стран. Уровень социально-экономического развития в этих странах. Отличительные особенности стран переходного типа.
Структурные особенности организации сельскохозяйственного производства в переходных странах. Структура хозяйств. Различия в сельскохозяйственном экспорте и импорте.
Общая характеристика сельского хозяйства стран региона, его технико-экономическое состояние, экономика, организация и эффективность сельскохозяйственного производства. Государственное регулирование сельского хозяйства в переходных странах. Стратегические цели политики в переходных странах. Аграрные стратегии правительств стран Концепция аграрной политики.
Приоритетный подход к развитию отдельных сельскохозяйственных отраслей как одна из основ государственной аграрной политики. Перспективы производства экспортной сельскохозяйственной продукции.
Контрольные задания
Задание 1. Определите наиболее типичных представителей переходных стран по характеристике структуры экономики, представленной в таблице 4.1. Постарайтесь объяснить, в каждом случае, с какими особенностями исторического развития стран связаны различия в структуре экономики.
Таблица 4.1 - Доля семейных ферм в аграрной структуре некоторых переходных стран |
|||
Страны |
Распределение земли по размерам хозяйств, % |
||
до 5 га |
5-100 га |
более 100 га |
|
Болгария |
30,0 |
6,0 |
64,0 |
Венгрия |
22,0 |
20,0 |
58,0 |
Латвия |
23,0 |
58,0 |
19,0 |
Литва |
33,0 |
32,0 |
35,0 |
Россия |
4,0 |
5,0 |
91,0 |
Словакия |
2,4 |
1,9 |
95,7 |
Чехия |
1,3 |
6,3 |
92,4 |
Эстония |
25,0 |
15,0 |
60,0 |
Албания |
95,0 |
2,0 |
3,0 |
Китай |
95,4 |
- |
4,6 |
Румыния |
45,0 |
10,0 |
45,0 |
Выводы:
Задание 2. Используя данные таблицы 4.2 и рассчитав недостающие данные, дайте анализ структуры и территориального распределения земельных ресурсов отдельных регионов и крупнейших стран мира, а также обеспеченности их основными видами земельных ресурсов. Объясните выявленные различия в структуре земельных и сельскохозяйственных угодий. Дайте оценку степени благоприятности структуры земельных угодий для развития производительных сил в переходных странах.
Таблица 4.2 - Земельные ресурсы отдельных регионов и стран мира
Регионы и страны |
Общая площадь, млн. га |
С.-х. угодья |
Леса |
Прочие земли |
|||||||
всего, млн. га |
% |
в т.ч. |
|||||||||
пашня |
луга и пастбища |
всего, млн. га |
% |
всего, млн. га |
% |
||||||
млн. га |
% |
млн. га |
% |
||||||||
Европа |
473 |
224 |
|
140 |
|
84 |
|
157 |
|
92 |
|
СНГ |
2210 |
543 |
|
220 |
|
317 |
|
790 |
|
877 |
|
Россия |
1707 |
223 |
|
130 |
|
88 |
|
771 |
|
713 |
|
Украина |
60 |
42 |
|
34 |
|
7 |
|
- |
|
- |
|
Казахстан |
272 |
190 |
|
35 |
|
154 |
|
- |
|
- |
|
Франция |
55 |
32,5 |
|
19,2 |
|
12,1 |
|
14,6 |
|
7,7 |
|
Швеция |
45 |
3,7 |
|
3 |
|
0,6 |
|
28 |
|
18,6 |
|
Азия |
2679 |
1129 |
|
451 |
|
678 |
|
539 |
|
1010 |
|
Китай |
957 |
436 |
|
120 |
|
200 |
|
111,8 |
|
520,9 |
|
Индия |
328 |
181,1 |
|
164 |
|
13,1 |
|
65,8 |
|
84,2 |
|
Выводы:
Вопросы для самоконтроля
1. Дать оценку уровня производства сельскохозяйственной продукции в странах Восточной Европы.
2. Сделать сравнительный анализ потребления основных продуктов питания данного региона
3. Каковы основные тенденции решения продовольственной проблемы в странах Восточной Европы в сравнении с другими странами мира?
4. используяданные таблиц 5 и 6,проанализировать динамику урожайности зерновых культур и картофеля по странам Восточной Европы, выявить страны с наивысшим уровнем урожайности и с низкой урожайностью сельскохозяйственных культур.
5. Проследить динамику валового сбора зерна по странам восточной Европы. Выявить страны с наибольшим уровнем производства зерна и с низким уровнем производства. на основании данных таблиц 5 и 6, рассчитать посевные площади, занятые под зерновыми и зернобобовыми культурами, проанализировать динамику их изменения.
6. Рассмотреть и проанализировать динамику изменения поголовья сельскохозяйственных животных. Остановиться на странах с наибольшими изменениями поголовья животных, охарактеризовать факторы, повлиявшие на сокращение поголовья.
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ (УРАБАНИЗИРОВАННЫХ) СТРАНАХ (ПРС)
План семинара
1. Общая характеристика уровня развития сельского хозяйства в развитых странах.
2. Аграрные отношения в развитых странах.
3. Уровень развития и организация работы сельскохозяйственных предприятий в развитых странах.
4. Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в урбанизированных странах.
Методические рекомендации
Состав экономически развитых стран современности. Основные признаки и тенденции развития сельского хозяйства промышленно-развитых стран. Следует ознакомиться с масштабами и структурой сельскохозяйственного производства АПК, продовольственной сферы.
Доля сельского хозяйства в экономическом росте урбанизированных стран. Повышение уровня благосостояния в натуральном сельском хозяйстве и оказание социальной поддержки. Территориальное развитие для создания новых рабочих мест на селе.
Товарные фермы, использующие научные методы, являются основной формой сельского хозяйства развитых стран. Группы фермеров добровольно объединяются в кооперативы. Фермерское хозяйство в капиталистических странах, частное товарное с.-х. предприятие предпринимательского типа. Средний размер одной фермы.
Аграрные отношения в узком и широком значении. Субъекты аграрно-экономических отношений. Пути развития аграрных отношений. Аграрные преобразования в развитых странах. Отраслевая структура и эффективность сельскохозяйственного производства. Закономерности развития производительных сил в сельском хозяйстве и формы аграрных отношений в ПРС.
Контрольные задания
Задание 1. Проанализируйте изменения в производстве продукции животноводства и покажите их с помощью диаграмм.
Таблица 5.1 - Производство животноводческой продукции в Великобритании
Виды продукции |
Годы |
|
2005 |
2010 |
|
Молоко, млн.л |
14,5 |
14,0 |
Масло сливочное, тыс.т |
140 |
166 |
Сыры, тыс.т |
340 |
376 |
Говядина, тыс.т |
707 |
692 |
Баранина, тыс.т |
361 |
268 |
Свинина, тыс.т |
727 |
572 |
Диаграммы и выводы:
Задание 2. Рассчитайте экспортные и импортные квоты Великобритании, Германии и Нидерландов. Дайте сравнительную оценку ингтегрированности экономик этих стран в мировую экономику.
Экспортная квота, или коэффициент открытости экономики, рассчитывается по формуле:
Эк = Э / ВВП ×100%,
где Эк - экспортная квота,
Э - величина валового экспорта страны,
ВВП - валовой внутренний продукт.
Импортная квота, или коэффициент импортной зависимости, рассчитывается по формуле:
Ик = И / ВВП ×100%,
где Ик - импортная квота,
И - величина валового импорта страны,
ВВП - валовой внутренний продукт.
Таблица 5.2 - Внешняя торговля некоторых стран Европы
Страны |
Объем экспорта, млрд. долл. |
Объем импорта, млрд. долл |
ВВП страны, млрд. долл |
Великобритания |
405,6 |
484 |
2 173 |
Германия |
1 337,0 |
801 |
2 940 |
Нидерланды |
451,3 |
327 |
677 |
Расчеты и выводы:
Задание 3. Постройте структурные диаграммы «Удельный вес земель Германии в товарном экспорте и импорте» по данным таблицы 5.3. Выделите земли по степени экспорто- и импортоориентированности экономик. Сделайте краткие выводы об ориентации экономик западных и восточных земель на внешний рынок.
Таблица 5.3 - Торговля товарами германских земель
№ |
Земли |
Импорт |
Экспорт |
||
млн. евро |
% |
млн. евро |
% |
||
1 |
Шлезвиг- Гольштейн |
18 069 |
|
16 323 |
|
2 |
Гамбург |
45 784 |
|
22 729 |
|
3 |
Нижняя Саксония |
54 562 |
|
60 114 |
|
4 |
Бремен |
11 409 |
|
12 790 |
|
5 |
Северный Рейн-Вестфалия |
149 748 |
|
142 960 |
|
6 |
Гессен |
56 953 |
|
39 403 |
|
7 |
Рейнланд-Пфальц |
21 013 |
|
34 100 |
|
8 |
Баден-Вюртемберг |
97 738 |
|
123 488 |
|
9 |
Бавария |
98 951 |
|
127 806 |
|
10 |
Саарланд |
10 448 |
|
11 821 |
|
11 |
Берлин |
6 894 |
|
9 931 |
|
12 |
Бранденбург |
8 459 |
|
6 554 |
|
13 |
Бремен |
2 563 |
|
2 792 |
|
14 |
Саксония |
10 752 |
|
17 525 |
|
15 |
Саксония-Анхальт |
7 231 |
|
7 595 |
|
16 |
Тюрингия |
5 515 |
|
7 780 |
|
|
Товары, которые не могут быть отнесены к одной земле |
23 046 |
|
142 475 |
|
|
Всего Германия |
629 134 |
100 |
786 186 |
100 |
Диаграммы и выводы:
Задание 4. Проанализируйте специализацию (растениеводство, животноводство) сельского хозяйства по экономическим районам Франции. Выделите экономические районы с наибольшей долей сельского хозяйства в экономике. Дайте оценку сельскохозяйственного развития главных экономических районов страны. Сделайте выводы.
Выводы:
Таблица 5.4 - Развитие сельского хозяйства по экономическим районам Франции
Районы |
Доля рабочей силы, занятой в с.-х, % |
Доля с. -х. в экономике района, % |
Удельный вес района в с.-х. Франции, % |
Удельный вес в с.-х. продукции района |
|
растение-водства, % |
животно-водства, % |
||||
Иль-де-Франс |
0,4 |
0,2 |
2,0 |
91,4 |
8,6 |
Центр |
5,6 |
3,1 |
4,7 |
73,3 |
26,7 |
Нижняя Нормандия |
8,6 |
4,3 |
3,7 |
18,1 |
81,9 |
Верхняя Нормандия |
3,4 |
1,7 |
2,2 |
47,9 |
52,1 |
Пикардия |
5,5 |
4,4 |
4,7 |
73,9 |
26,1 |
Шампань-Арденны |
8,3 |
7,9 |
6,8 |
83,8 |
15,2 |
Нор-Па-де-Кале |
2,9 |
1,4 |
3,2 |
53,5 |
46,5 |
Лотарингия |
2,8 |
2,1 |
3,0 |
35,8 |
64,2 |
Эльзас |
2,3 |
2,2 |
2,7 |
74,9 |
25,1 |
Франш-Конте |
4,5 |
3,1 |
2,2 |
79,4 |
20,6 |
Бургундия |
6,8 |
5,1 |
5,0 |
64,9 |
35,1 |
Рона-Альпы |
3,1 |
1,8 |
6,9 |
51,1 |
48,9 |
Прованс-Альпы-Лазурный берег |
2,8 |
2,1 |
5,9 |
92,5 |
7,5 |
Лангедок-Руссильон |
6,3 |
4,5 |
5,4 |
88,5 |
11,5 |
Корсика |
6,1 |
2,2 |
0,3 |
64,9 |
35,1 |
Овернь |
8,1 |
3,1 |
2,3 |
88,0 |
12,0 |
Лимузен |
8,7 |
1,7 |
0,7 |
8,8 |
91,2 |
Юг-Пиренеи |
3,5 |
3,3 |
4,9 |
47,1 |
52,9 |
Аквитания |
8,5 |
6,4 |
11,6 |
74,7 |
25,3 |
Пуату-Шаранта |
9,2 |
4,7 |
4,3 |
53,2 |
46,8 |
Земли по Луаре |
7,6 |
4,4 |
8,7 |
25,5 |
74,5 |
Бретань |
9,3 |
5,4 |
9,0 |
12,8 |
87,2 |
Франция в целом |
4,4 |
2,4 |
100,0 |
51,3 |
48,7 |
Вопросы для самоконтроля
1.Раскрыть роль сельского хозяйства в экономике развитых стран.
2.Охарактеризовать развитие аграрных отношений, аграрных реформ.
3.Проанализировать данные экспорта и импорта, выделить страны с наибольшим и наименьшим их уровнем.
4.Сделать выводы о степени интенсивности производства в развитых странах.
5.Проанализировать уровень производства продукции на душу населения, выделить страны с наименьшим и наибольшим уровнем.
6.Сделать выводы об уровне потребления основных видов продукции на душу населения.
ТЕМА 6. ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
План семинарского занятия
1.Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции.
2.биотехнологическая революция в экономически развитых странах мира.
3.сельское хозяйство и окружающая среда.
Методические рекомендации
Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Тенденции развития отраслей сельского хозяйства мира. Страны - основные производители продукции животноводства и земледелия. Продовольственная проблема.
Промышленно-отраслевая структура и особенности развития и размещения отраслей сельского хозяйства. Современное сельское хозяйство включает две макроотрасли – растениеводство (земледелие) и животноводство. В структуре мирового аграрного сектора их доли примерно равны, но животноводство является ведущей отраслью в индустриально развитых странах и некоторых развивающихся, где природно-климатические условия не позволяют обрабатывать землю, а растениеводство в основном в развивающихся странах, большинство из которых расположено в пределах тропических и субтропических поясов.
Растениеводство как важнейшая отрасль с.-х. Зерновое хозяйство как основа всего с.-х. производства. Основные зерновые культуры их география. Технические культуры, ареалы развития. Овощеводство. Виноградарство и Садоводство. Мировое производство зерна, особенности размещения на рынке. Страны лидеры по экспорту зерновых культур. Мировые импортеры зерна, причины и следствия. Цены зернового рынка. Характер влияния на рынок высокоурожайного производства в развитых странах.
Животноводство 2-я отрасль сельского хозяйства, особенности развития и размещения. Связь животноводства с растениеводческой и пищевой промышленностью. Территориально-отраслевая структура животноводства. Особенности мирового скотоводства. Поголовье крупного рогатого скота, особенности размещения по регионам мира. Страны лидеры по поголовью КРС. Молочно-мясное и молочное направление скотоводства. Свиноводство. Птицеводство. Овцеводство. Коневодство.
Контрольные задания
Задание 1. Определите центры происхождения для 16 основных сельскохозяйственных культур. Заполните таблицу 6.3, используя таблицы 6.1, 6.2. Сделайте вывод о соотношении центра происхождения культурных растений и стран-лидеров в производстве данных сельскохозяйственных культур.
Выводы:
Таблица 6.1 - Центры происхождения культурных растений
Название центра |
Культурные растения |
1.Восточноазиатский (Китайский, Китайско-Японский) |
Соя, просо, гречиха, китайский ямс, горчица, олива, корица, чай, шелковица, слива, вишня. |
2.Южноазиатский тропический (Индонезийско-Индокитайский) |
Рис, баклажан, огурец, манго, лимон, апельсин, сахарный тростник, кунжут, хлопчатник. |
А) Индийский |
|
Б) Индо-Малайский |
Ямс, банан, кокосовая пальма, хлебно дерево, черный перец, мускатный орех. |
3.Юго-западноазиатский |
|
А) Среднеазиатский |
Горох, чечевица, морковь, конопля, абрикос, персик, яблоня, груша, миндаль, виноград, грецкий орех. |
Б) Переднеазиатский |
Пшеница, рожь, ячмень, овес, лен, мак, дыня, тыква, капуста, гранат, яблоня, груша, вишня, виноград, абрикос. |
4.Средиземноморский |
Пшеница, оливковое дерево, капуста, сахарная свекла, маслины, лен, сельдерей, укроп, мята. |
5.Абиссинский (Африканский) |
Пшеница (твердая), ячмень, кофейное дерево, сорго, бананы, кунжут, хлопчатник, арбуз. |
6.Центральноамериканский (Южномексиканский) |
Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, батат, подсолнечник, дынное дерево, томат. |
7.Южноамериканский |
Картофель, томат, тыква, хлопчатник, табак, ананас, маниок, арахис, хинное дерево, каучуконосное дерево, какао. |
Таблица 6.2 - Страны-лидеры по производству важнейших сельскохозяйственных растений
Сельскохозяйственные культуры |
Страны |
1. Пшеница |
А. США, Бразилия, Аргентина, Китай |
2. Кукуруза |
Б. Китай, Индия, США, Россия, Франция, Канада, Германия, Австралия |
3. Рис |
В. Кот-д’Ивуар, Гана, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Камерун |
4. Соя |
Г. Таиланд, Индонезия, Малайзия, Индия, Китай, Филиппины |
5. Подсолнечник |
Д. Китай, США, Индия, Пакистан, Бразилия, Узбекистан, Турция |
6. Сахарный тростник |
Е. Бразилия, Индия, Китай, Таиланд, Пакистан, Мексика |
7. Сахарная свекла |
Ж. Франция, США, Россия, Германия, Украина, Польша, Испания |
8. Картофель |
З. Россия, Аргентина, Украина, США, Франция, Китай, Индия |
9. Батат |
И. Индия, Китай, Шри-Ланка, Кения, Индонезия, Турция, Япония |
10. Маниок |
К. США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция, ЮАР, Индия, Аргентина |
11. Кофе |
Л. Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Мьянма |
12. Какао |
М. Бразилия, Вьетнам, Индонезия, Колумбия, Мексика, Кот-д’Ивуар |
13. Чай |
Н. Китай, Бразилия, Индия, США |
14. Хлопчатник |
О. Китай, Уганда, Нигерия; Индонезия; Вьетнам; Япония; Индия |
15. Табак |
П. Китай, Россия, Индия, США, Польша, Украина, Германия |
16. Натуральный каучук |
Р. Нигерия, Таиланд, Индия, ДР Конго, Бразилия, Гана, Ангола, Индия |
Сельскохозяйственные культуры |
Центры происхождения культурных растений |
1. Пшеница |
|
2. Кукуруза |
|
3. Рис |
|
4. Соя |
|
5. Подсолнечник |
|
6. Сахарный тростник |
|
7. Сахарная свекла |
|
8. Картофель |
|
9. Батат |
|
10. Маниок |
|
11. Кофе |
|
12. Какао |
|
13. Чай |
|
14. Хлопчатник |
|
15. Табак |
|
16. Натуральный каучук |
|
Таблица 6.3 - Основные сельскохозяйственные культуры по центрам их происхождения
Задание 2.на основании данных таблицы 6.4 провести анализ размеров экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья по странам мира.
Таблица 6.4 - Первые десять стран мира по размерам экспорта и импорта
продовольствия и сельскохозяйственного сырья
Страна |
Экспорт, млрд.долл. |
Страна |
Импорт, млрд.долл. |
США |
71 |
США |
66 |
Франция |
36 |
Япония |
62 |
Канада |
35 |
Германия |
41 |
Нидерланды |
34 |
Великобритания |
32 |
Германия |
28 |
Франция |
30 |
Бельгия |
20 |
Нидерланды |
21 |
Великобритания |
17 |
Италия |
20 |
Китай |
16 |
Бельгия |
19 |
Италия |
16 |
Китай |
19 |
Австралия |
16 |
Канада |
15 |
Выводы:
Задание 3. Какие из среднегодовых показателей урожайности зерновых культур соответствуют каждой из перечисленных стран? Объясните, какими факторами обусловлены различия урожайности в этих странах.
Урожайность (центнеров с гектара): 6, 10, 19, 68, 74.
Страны: Ангола, Нигерия, Россия, США, Франция.
Выводы:
Задание 4. Ведущими производителями этой сельскохозяйственной продукции являются (в порядке убывания) Бразилия, Индия, Китай, США, Мексика. Определите, что это за продукт. Из каких двух видов сырья он производится? Опишите агроклиматические условия необходимые для возделывания культур. Для каждой из стран определите основной источник сырья.
Выводы:
Задание 5. Главным источником получения данного вида сырья служит тропическое древесное растение. Основной район возделывания этого растения – Юго-Восточная Азия. Особо выделяются Таиланд, Индонезия, Малайзия, которые вместе обеспечивают 2/3 мирового производства этого сырья. Определите, что это за растение. Какой вид сырья получают из него? В какой стране его впервые стали добывать в промышленных масштабах, а в какой научились производить химическим путем? Какие страны (помимо тройки лидеров) выращивают это растение?
Выводы:
Задание 6. По данным о поголовье различных видов домашних животных (таблица 6.5) определите, каким из перечисленных ниже стран соответствуют строки таблицы. Объясните свое решение. Для каждой страны укажите животных, которые были одомашнены на ее территории. Если животноводство играет важную роль в современной специализации страны в международном разделении труда, перечислите основные товары, которые дает эта отрасль или отрасли.
Страны: Бахрейн, Боливия, Индия, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Судан.
Таблица 6.5 - Поголовье различных видов домашних животных, тыс. голов
Страна |
Крупный рогатый скот |
Свиньи |
Овцы |
Лошади |
Ламы |
Верблюды |
Буйволы |
А |
10 |
- |
40 |
- |
- |
200 |
- |
Б |
6600 |
2900 |
9150 |
320 |
1900 |
- |
- |
В |
9630 |
400 |
38000 |
80 |
- |
- |
- |
Г |
185000 |
18000 |
64000 |
800 |
- |
900 |
95000 |
Д |
4050 |
13000 |
1400 |
120 |
- |
- |
- |
Е |
38400 |
- |
51000 |
30 |
- |
3200 |
- |
Ж |
20600 |
20 |
15000 |
3100 |
- |
350 |
- |
Выводы:
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризовать роль сельского хозяйства в экономике стран мира.
2. Назвать основные сельскохозяйственные районы мира.
3. Выделить основные этапы проведения биотехнологической революции.
4. Охарактеризовать отличительные черты «альтернативного» сельского хозяйства от традиционного.
5. Определить суть «устойчивого» сельского хозяйства».
6. Назвать основные центры происхождения культурных растений.
7. Выделить основные регионы производства зерна в мире.
8. Охарактеризовать основные типы ведения зерновой отрасли в странах мира.
9. Проследить динамику экспорта зерна по отдельным регионам мира и сделать выводы.
10. Раскрыть значение и особенности развития животноводства в различных странах мира.
11. Выделить основные типы животноводческих районов мира.
12. Назвать главные страны-экспортеры продукции животноводства.
13. Перечислить основные проблемы рационального хозяйственного природопользования мира.
14. Объясните, почему по размерам посевной площади рис уступает пшенице более, чем в 1,5 раза, а по размерам валового сбора приближается к ней.
15. Одна из главных отраслей сельского хозяйства Великобритании и Монголии – овцеводство. Чем вы объясните сходство в специализации сельского хозяйства стран, столь различных по природным условиям и истории экономического развития?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Аксенова Л.А. Сдвиги в географии мирового сельского хозяйства / География мирового развития. Вып. 1. Сборник научных трудов. Под ред. Л.М. Синцерова. - М.: Институт географии РАН, 2009. – 373 -392.
2. Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития. Всемирный банк. - М.: Весь мир, 2008. - 424 с.
3. Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства: пространственный анализ / Под ред. Н.С. Мироненко. М.: Пресс-Соло, 2002. – 472 с.
4. Новый взгляд на экономическую географию: Доклад о мировом развитии 2009. – М: Весь мир, 2009. – 384с.
5. Пирожник И.И. Геополитика в современном мире: учебное пособие / И.И. Пирожник. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 272 с.
6. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. - М.: КМК, 2005. - 624 с.
7. Шишкин А. Ф. Мировая экономика / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина, Е. Б. Фалькович. - М.: Академический Проект. 2008. - 608 с.
Дополнительная
1.Вавилов В.Е. Экономическая и социальная география мира: учеб-ное пособие. М.: Гардарики, 2006. - 175с.
2.Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.Н. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учебное пособие для вузов / М.: Финансы и статистика, 2008. – 240 с.
3.Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Г. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник. – М.: Академия, 2008. – 464с.
4.Горкин А.П. Уровень постиндустриальности развития стран мира (концепции и оценки). – Известия РАН. Серия географическая. – 2007. - № 2. – С. 9-18.
5.Лопатников Д.Л. Географическое разделение труда постиндустриального времени / География мирового развития. Вып. 1. Сборник научных трудов. Под ред. Л.М. Синцерова. - М.: Институт гео-графии РАН, 2009. –С. 118 - 129301-324.
6.Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира / В.П. Максаковский. — М.: Дрофа, 2009.-480с.
7.Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций: в 2 частях. Часть 1. / В.П. Максаковский. — М.: Владос, 2009. – 368 с.
8.Попцов А. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах //АПК: экономика, управление.-2010.-№11.-с.68.
9.Степанюга Н.А. Социально-экономическая география зарубеж-ных стран: учебное пособие / Н.А. Степанюга, З.Я.Андриевская. – Мн.: Высшая школа, 2008. – 477с.
Журналы
1. Вопросы экономики
2. Внешняя торговля
3. Внешнеэкономический бюллетень
4. Внешнеэкономический комплекс России
5. Коммерсант
6. Мировая экономика и международные отношения (МЭ и МО).
7. Мировое сельское хозяйство
8. Российский экономический журнал
9. Экономист
Газеты
1. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)
2. Известия
3. Независимая газета
4. Российская газета
5. Экономика и жизнь
РесурсыInternet
1. http://www.worldbank.org – официальный сайт Всемирного банка (World Development Report).
2. http://www.wto.org – официальный сайт Всемирной Торговой Организации (World Trade Organization).
3. http://epp.eurostat.ec.europa.eu – сайт информации Европейского Союза (статистика по регионам стран – Eurostat regional yearbook 2010)
4. http://www.unido.org – официальный сайт Комиссии ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
5. http://www.bp.com – сайткорпорацииBritish Petroleum (статистикапоэнергетике– Statistical Review of World Energy).
6. https://www.oica.net – сайтOICA (статистикапоавтомобилестроению– International Organization of Motor Vehicle Manu-facturers)
7. http://www.fao.org – сайтFAO (статистикапосельскомухозяйству– Food and Agricultural Organization of the United Nations).
8. http://money.cnn.com – сайткомпанииCNN (рейтингТНКпостранамиотраслям- World's Largest Corporations)
9. http://www.world-gazetteer.com – сайт региональной статистики (площадь и численность населения административных единиц и городов стран)
10. https://www.cia.gov – сайт ЦРУ США (статистика по странам World Factbook)
11. http://www.oecd.org – сайтОЭСР(статистикапостранам–Organisation for Economic Co-operation and Development, Statistics)
12. http://www.statistik-portal.de – сайтстатистическойинформациипоземлямФРГ(Federal Statistical Office and the statistical Offices of the Län-der)
13. http://www.chinasourcingblog.org – сайт статистической информации по Китаю (The China Compass 2010)
14. http://www.insee.fr/fr/regions – сайтстатистическойинформациипоИталии(National Institute of Statistics and Economic Studies)
15. http://factfinder2.census.gov – сайтстатистическойинформациипоСША(National Institute of Statistics and Economic Studies)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»………………………..........................……...
ТЕМА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА................... ТЕМА 3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РАЗВИВАЮЩИХСЯ (АГРАРНЫХ) СТРАН.................................................................................................
ТЕМА 4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНЫМ ТИПОМ ЭКОНОМИКИ...........................
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ (УРАБАНИЗИРОВАННЫХ) СТРАНАХ (ПРС).........................................
ТЕМА 6. ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.........................................................................
|
3
4
8
14
18
22
29 |