МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)
|
Институт экономики
Кафедра экономики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
воспитательной работе, проф.
____________ Б.Г. Зиганшин
«25» апреля 2016 г.
Рабочая программа дисциплины
Экономика ПРЕДПРИЯТИЯ
по направлению подготовки
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) подготовки
«Государственная и муниципальная служба»
Уровень
бакалавриата
Форма обучения
Очная, заочная
Год поступления обучающихся:
2016
Казань – 2016
Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологий 15 апреля 2016 года (протокол № 11)
Зав. кафедрой, д.э.н., профессор _________________ Газетдинов М.Х.
Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «18» апреля 2016 г. (протокол №11)
Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент ________________ Гатина Ф.Ф.
Согласовано:
Директор Института экономики,
д.э.н., профессор ________________ Мухаметгалиев Ф.Н.
Протокол ученого совета Института экономики №8/1 от «25» апреля 2016 г.
.
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 Менеджмент, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика предприятия»:
Таблица 1.1 – Требования к результатам освоения дисциплины
ПК-1 |
умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения Эттап 1 |
1. Знать: - виды управленческих решений и методы их принятия; - основные математические модели принятия решений; - методы принятия управленческих решений в условия неопределенности и рисков ; - нормативно-правовую базу, регулирующую финансово-хозяйственную деятельность организации; - методы оценки деятельности организации; - методы планирования в организации и обоснования управленческих решений. 2. Уметь: - решать типовые задачи, используемые при принятии управленческих решений; анализировать эффективность принятых управленческих решений - вырабатывать управленческие решения, исходя из различных вариантов, в целях повышения эффективности деятельности организации; - осуществлять управление реализацией конкретного экономического проекта; - проводить анализ финансовой отчетности; - формировать систему показателей и использовать современные технологии сбора и обработки информации в целях оценки деятельности организации 3. Владеть: - количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач; - методами и приемами отбора вариантов решения в различных проблемных ситуациях; - навыками оценки эффективности управленческих решений навыками сбора и обработки необходимых данных для разработки планов и обоснования управленческих решений; методами планирования деятельности организации; - методами оценки деятельности организации; методами выявления резервов повышения эффективности деятельности организации |
ПК-13 |
способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий |
1. Знать: - принципы целеполагания, виды и методы регулирования инновационных процессов; - принципы целеполагания, виды и сущность проектов; - особенности управленческой деятельности в условиях риска и неопределенности; - основные государственные программы федерального и регионального уровней в сфере инноваций; - экономические, социальные и политические условия осуществления государственных программ развития; - виды рисков и методы их снижения при разработке и реализации проектов; - принципы принятия и методы обоснования решений о реализации инновационных и инвестиционных проектов; - принципы оценки выгод реализации инвестиционных проектов; - особенности разработки социально-экономических проектов (программ развития); - критерии оценки последствий (результатов) реализации проектов (программ развития); - основные источники финансирования проектов; виды рисков и методы их снижения при разработке и реализации проектов 2. Уметь: - применять методы прогнозирования инновационных процессов; - вырабатывать решения с учетом неопределенности и рисков; - обосновывать решения о реализации инновационных и инвестиционных проектов; ставить цели и формулировать задачи программ развития; - использовать современные методы для разработки программ развития ; - обосновывать решения о реализации инновационных и инвестиционных проектов; - осуществлять оценку отдачи от инвестиций и проводить соответствующие расчеты; - ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ развития); - использовать современные методы для разработки социально-экономических проектов (программ развития); - готовить документацию для разработки и реализации различных проектов 3. Владеть: - приемами оценки различных условий инвестирования и финансирования; - методами государственной поддержки инновационной деятельности; - подходами к разработке программ развития; - навыками применения своих профессиональных знаний и навыков для оценки конкурентной среды территории, формирования и разработки социально-экономических проектов (программ развития); приемами анализа и оценки рисков проектов и выполнения соответствующих расчетов; - готовность к реализации проектов с использованием современных инновационных технологий - приемами оценки различных условий инвестирования и финансирования; - навыками выполнения необходимых расчетов в ходе планирования и прогнозирования с учетом неопределенности и рисков; - подходами к разработке социально-экономических проектов (программ развития); навыками оценки экономических и социальных условий их осуществления |
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план согласно ФГОС ВО и учебного плана направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Экономика предприятий (организаций)» являются:
- в теоретико-методологическом направлении – "Философия", «Микроэкономика», "Макроэкономика»;
- в направлении, обеспечивающем изучение количественных форм экономических явлений и процессов – "Статистика", "Теория бухгалтерского учета», «Информационные технологии и системы в экономике»;
- в направлении, обеспечивающем связь и взаимосвязь экономических процессов внутри предприятия - "Мировая экономика и международные экономические отношения», "Менеджмент", "Финансы".
3. Объем дисциплины в зачетных единицахс указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Таблица 3.1 - Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий (год поступления обучающихся – 2016 г.) |
|||
Вид учебных занятий |
Очное обучение |
Заочное обучение |
|
1, 2 семестр |
8 семестр |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) |
55 |
9 |
|
в том числе: |
|
|
|
лекции |
18 |
4 |
|
практические занятия |
36 |
4 |
|
экзамен |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего) |
89 |
135 |
|
в том числе: |
|
|
|
- подготовка к практическим занятиям |
26 |
60 |
|
- работа с тестами и вопросами для самоподготовки |
36 |
66 |
|
- подготовка к экзамену |
27 |
9 |
|
Общая трудоемкость час |
144 |
144 |
|
зач. ед. |
4 |
4 |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам и темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий |
|||||||||
№ темы |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость |
|||||||
лекции |
практич. занятия |
всего ауд. часов |
самост. работа |
||||||
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
||
1 |
Предмет, метод и содержание дисциплины |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
2 |
Предприятие и предпринимательство в рыночной среде |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
7 |
10 |
3 |
Организация деятельности предприятия. Производственная программа предприятия |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
7 |
10 |
4 |
Земельный ресурсы предприятия и пути улучшения их использования |
2 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
7 |
10 |
5 |
Основной капитал предприятия |
2 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
7 |
10 |
6 |
Оборотные средства предприятия |
2 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
7 |
10 |
7 |
Организация, оплата и рынок труда |
2 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
7 |
10 |
8 |
Планирование деятельности предприятия |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
7 |
10 |
9 |
Управление качеством продукции |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
7 |
10 |
10 |
Инвестиционная и инновационная политика предприятия (организации) |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
7 |
10 |
11 |
Финансовая и налоговая система организации |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
7 |
10 |
12 |
Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации |
2 |
2 |
4 |
2 |
6 |
4 |
7 |
10 |
13 |
Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояние его баланса |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
7 |
15 |
|
Итого |
18 |
4 |
36 |
4 |
54 |
8 |
89 |
135 |
Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам |
|||
№ |
Содержание раздела (темы) дисциплины |
Время, ак.час |
|
очно |
заочно |
||
1 |
Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике |
||
|
Лекционный курс |
|
|
1.1 |
Тема лекции 1: Предмет, метод и содержание дисциплины |
2 |
0 |
1.2 |
Тема лекции 2: Предприятие и предпринимательство в рыночной среде |
2 |
0 |
1.3 |
Тема лекции 3: Организация деятельности предприятия. Производственная программа предприятия |
0 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
1.4 |
Тема практического занятия 1: Предмет, метод и содержание дисциплины |
2 |
0 |
1.5 |
Тема практического занятия 2: Предприятие и предпринимательство в рыночной среде |
2 |
0 |
1.6 |
Тема практического занятия 3: Организация деятельности предприятия. Производственная программа предприятия |
2 |
0 |
2 |
Раздел 2. Производственные ресурсы, их формирование и эффективность использования |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
2.1 |
Тема лекции 4: Земельный ресурсы предприятия и пути улучшения их использования |
2 |
0 |
2.2 |
Тема лекции 5: Основной капитал предприятия |
2 |
0 |
2.3 |
Тема лекции 6: Оборотные средства предприятия |
2 |
0 |
2.4 |
Тема лекции 7: Организация, оплата и рынок труда |
2 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
2.5 |
Тема практического занятия 4: Земельный ресурсы предприятия и пути улучшения их использования |
4 |
0 |
2.6 |
Тема практического занятия 5: Основной капитал предприятия |
4 |
0 |
2.7 |
Тема практического занятия 6: Оборотные средства предприятия |
4 |
0 |
2.8 |
Тема практического занятия 7: Организация, оплата и рынок труда |
4 |
0 |
3 |
Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
3.1 |
Тема лекции 8: Планирование деятельности предприятия |
2 |
0 |
3.2 |
Тема лекции 9: Управление качеством продукции |
0 |
0 |
3.3 |
Тема лекции 10: Инвестиционная и инновационная политика предприятия (организации) |
0 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
3.4 |
Тема практического занятия 8: Планирование деятельности предприятия |
2 |
0 |
3.5 |
Тема практического занятия 9: Управление качеством продукции |
2 |
0 |
3.6 |
Тема практического занятия 10: Инвестиционная и инновационная политика предприятия (организации) |
2 |
0 |
|
Раздел 4. Финансовая система и результаты хозяйственной деятельности предприятия |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
4.1 |
Тема лекции 11: Финансовая и налоговая система организации |
0 |
0 |
4.2 |
Тема лекции 12: Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации |
2 |
2 |
4.3 |
Тема лекции 13: Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояние его баланса |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|
|
4.4 |
Тема практического занятия 11: Финансовая и налоговая система организации |
2 |
0 |
4.5 |
Тема практического занятия 12: Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации |
4 |
2 |
4.6 |
Тема практического занятия 13: Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояние его баланса |
2 |
2 |
|
Итого |
54 |
8 |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с.
2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с.
3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с.
4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» представлен в приложении 1.
7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная учебная литература:
1. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
2. Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации). Ч. 1 [Электронный ресурс] : в 2-х ч. / А.С. Головачев. - 2-е изд., перер. - Минск: Выш. шк., 2011. - 463 с.
3. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
4. Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 608 с.
5. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
Дополнительная учебная литература:
1. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст]: учебное пособие / В.А.Кундиус. - М: КНОРУС, 2010. - 544 с.
2. Любушин Н.П. Экономика организаций [Текст]: учебник / Н.П.Любушин. - М: КНОРУС, 2010. - 304 с
3. Растова Ю.И. Экономика организаций (предприятий) в схемах [Текст]: учебное пособие / Ю.И.Растова, Р.Г.Малахов, О.А.Горянинская. - М: Эксмо, 2009. - 240с.- (Экономика - наглядно и просто)
4. Титов В.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В.И.Титов. - М.: Эксмо, 2007. - 416с. - (Высшее экономическое образование)
5. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие /Т.А.Симунина и др.-3-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС, 2008. - 256 с. (с грифом)
Периодические издания
1. Газета «Российская газета».
2. Газета «Финансовая газета».
3. Газета «Экономика и жизнь».
4. Журнал «Вестник экономики».
5. Журнал «Экономист».
6. Журнал «Экономика сельского хозяйства России».
7. Журнал «Компания».
8. Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий».
9. Журнал «Российский экономический журнал».
10.Журнал «Экономист».
8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»
Поисковая система Рамблер www. rambler.ru;
Поисковая система Яндекс www. yandex.ru;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/
Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/
Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru/
Министерство финансов РФ www.minfin.ru
Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru
Экономический портал http:// economicus.ru
Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru
Фондовая биржа РТС www.rts.ru
Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;
Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru
Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru
и др.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.
В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать аргументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие источники; подготовить необходимые к работе презентации.
Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.
При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.
Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.
Перечень методических указаний по дисциплине:
1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с.
2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с.
3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с.
4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.
10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Форма проведения занятия |
Используемые информационные технологии |
Перечень информационных справочных систем (при необходимости) |
Перечень программного обеспечения |
Лекции |
Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения
|
Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)
|
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed. Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, всоставе: - Word - Excel - PowerPoint - Access «Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат». программа для решения многофакторного корреляционно-регрессионного ана-лиза
|
Практические занятия |
|||
Самостоятельная работа |
11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Лекции |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),
|
Практические занятия |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44
|
Самостоятельная работа |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ), |