МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)
|
Институт экономики
Кафедра экономики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
воспитательной работе, проф.
____________ Б.Г. Зиганшин
«17» марта 2016 г.
Рабочая программа дисциплины
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ
по направлению подготовки
38.03.01 Экономика
Направленность (профиль) подготовки
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Уровень
бакалавриата
Форма обучения
Очная, заочная
Год поступления обучающихся:
2012, 2013, 2014, 2015
Казань – 2016
Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологии «11» марта 2016 г. (протокол № 10)
Зав. кафедрой, д.э.н., профессор _________________ Газетдинов М.Х.
Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14» марта 2016 г. (протокол №10)
Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент ________________ Гатина Ф.Ф.
Согласовано:
Директор Института экономики,
д.э.н., профессор ________________ Мухаметгалиев Ф.Н.
Протокол ученого совета Института экономики № 7 от «16» марта 2016 г..
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.01 Экономика, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика отраслей»:
Код компетенции |
Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС ВО) |
Результаты освоения образовательной программы |
ОК-3 |
Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
2 этап
|
1. Знать: - базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; - основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; - условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста 2. Уметь: - использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; - искать и собирать финансовую и экономическую информацию; - анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов. 3.Владеть: - владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг); - владеть методами личного финансового планирования; - основами экономических знаний в различных сферах деятельности. |
ПК-1 |
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
2 этап
|
1. Знать: - методы сбора, анализа и обработки исходной информации для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; - источники информации и принципы работы с ними. 2. Уметь: - собрать исходные данные; - систематизировать информацию; - представить информацию в наглядном виде (в виде таблиц и графиков) - установить достоверность информации. 3. Владеть: -навыками выбора методик для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; - навыками анализа хозяйственной деятельности; - навыками применения соответствующих методик для расчета конкретных показателей; характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
|
ПК-2 |
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
2 этап
|
1. Знать: - типовые методики расчета основных экономических и социально-экономических показателей; - нормативно-правовую базу расчета основных экономических и социально-экономических показателей; - основные понятия и категории математического анализа и линейной алгебры, используемые при расчете экономических и социально-экономических показателей. - 2. Уметь: - рассчитывать экономические или социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; - составлять факторные модели и определять степень влияния различных факторов на изменение результирующего показателя. - выбрать методику расчета в соответствии поставленной задачей; - применить нормативно-правовую базу расчета экономических и социально-экономических показателей; - - рассчитать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели. 3. Владеть: - навыками расчета экономических или социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - навыками анализа хозяйственной деятельности; - современными методиками расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне; - навыками применения соответствующих методик для расчета конкретных показателей; - методами определения социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Экономика отраслей» относится к базовой части блока – Б1. «Дисциплины (модули)». Изучается в 5 семестре на 3 курсе при очной форме обучения, в 7 семестре на 4 курсе при заочной форме обучения.
Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана «Микроэкономика», «Экономическая информатика» «Макроэкономика», «Статистика».
Дисциплина является основополагающим для изучения таких дисциплин, как: «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы АПК», «Оценка бизнеса».
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Таблица 3.1 - Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий (год поступления обучающихся – 2012 г.) |
|||
Вид учебных занятий |
Очное обучение |
Заочное обучение |
|
5 семестр |
7 семестр |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) |
49 |
21 |
|
в том числе: |
|
|
|
лекции |
24 |
10 |
|
практические занятия |
24 |
10 |
|
экзамен |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего) |
59 |
123 |
|
в том числе: |
|
|
|
- подготовка к практическим занятиям |
15 |
50 |
|
- работа с тестами и вопросами для самоподготовки |
18 |
65 |
|
- подготовка к экзамену |
26 |
8 |
|
Общая трудоемкость час |
108 |
144 |
|
зач. ед. |
3 |
4 |
Таблица 3.1 - Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий (год поступления обучающихся – 2013 г., 2014 г., 2015 г.) |
|||
Вид учебных занятий |
Очное обучение |
Заочное обучение |
|
6 семестр |
7 сессия |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) |
73 |
17 |
|
в том числе: |
|
|
|
лекции |
36 |
8 |
|
практические занятия |
36 |
8 |
|
экзамен |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего) |
71 |
127 |
|
в том числе: |
|
|
|
- подготовка к практическим занятиям |
25 |
50 |
|
- работа с тестами и вопросами для самоподготовки |
29 |
69 |
|
- подготовка к экзамену |
17 |
8 |
|
Общая трудоемкость час |
144 |
144 |
|
зач. ед. |
4 |
4 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий |
|||||||||
№ темы |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость |
|||||||
лекции |
практич. занятия |
всего ауд. часов |
самост. работа |
||||||
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
||
1 |
Предмет и задачи курса «Экономика отраслей» |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
3 |
7 |
2 |
Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
3 |
8 |
3 |
Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
3 |
8 |
4 |
Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
5 |
Основные и оборотные средства отрасли |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
6 |
Трудовые ресурсы и оплата труда |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
7 |
Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
8 |
Цены и ценообразование в АПК |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
9 |
Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
10 |
10 |
Формирование доходов в отраслях АПК. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
10 |
11 |
Государственное регулирование в АПК |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
12 |
Экономика производства продукции растениеводства |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
13 |
Экономика производства продукции животноводства |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
|
Итого |
24 |
10 |
24 |
10 |
48 |
20 |
59 |
123 |
Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам |
|||
№ |
Содержание раздела (темы) дисциплины |
Время, ак.час |
|
очно |
заочно |
||
1 |
Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике |
||
|
Лекционный курс |
|
|
1.1 |
Тема лекции 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей» |
2 |
0 |
1.2 |
Тема лекции 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция. |
2 |
0 |
1.3 |
Тема лекции 3: Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства |
2 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
1.4 |
Тема практического занятия 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей» |
2 |
0 |
1.5 |
Тема практического занятия 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция. |
2 |
0 |
1.6 |
Тема практического занятия 3: Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства |
2 |
0 |
2 |
Раздел 2. Производственные ресурсы, их формирование и эффективность использования |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
2.1 |
Тема лекции 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования |
2 |
2 |
2.2 |
Тема лекции 5: Основные и оборотные средства отрасли |
2 |
2 |
2.3 |
Тема лекции 6: Трудовые ресурсы и оплата труда |
2 |
2 |
2.4 |
Тема лекции 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|
|
2.5 |
Тема практического занятия 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования |
2 |
2 |
2.6 |
Тема практического занятия 5: Основные и оборотные средства отрасли |
2 |
2 |
2.7 |
Тема практического занятия 6: Трудовые ресурсы и оплата труда |
2 |
2 |
2.8 |
Тема практического занятия 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК |
2 |
2 |
3 |
Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
3.1 |
Тема лекции 8: Цены и ценообразование в АПК |
2 |
0 |
3.2 |
Тема лекции 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК |
1 |
0 |
3.3 |
Тема лекции 10: Формирование доходов в отраслях АПК. |
1 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
3.4 |
Тема практического занятия 8: Цены и ценообразование в АПК |
2 |
0 |
3.5 |
Тема практического занятия 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК |
1 |
0 |
3.6 |
Тема практического занятия 10: Формирование доходов в отраслях АПК. |
1 |
0 |
|
Раздел 4. Экономика отдельных отраслей |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
4.1 |
Тема лекции 11: Государственное регулирование в АПК |
2 |
0 |
4.2 |
Тема лекции 12: Экономика производства продукции растениеводства |
2 |
0 |
4.3 |
Тема лекции 13: Экономика производства продукции животноводства |
2 |
2 |
Практические занятия |
|
|
|
4.4 |
Тема практического занятия 11: Государственное регулирование в АПК |
2 |
0 |
4.5 |
Тема практического занятия 12: Экономика производства продукции растениеводства |
2 |
0 |
4.6 |
Тема практического занятия 13: Экономика производства продукции животноводства |
2 |
2 |
|
Итого |
48 |
20 |
Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий |
|||||||||
№ темы |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость |
|||||||
лекции |
практич. занятия |
всего ауд. часов |
самост. работа |
||||||
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
||
1 |
Предмет и задачи курса «Экономика отраслей» |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
7 |
2 |
Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
8 |
3 |
Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства |
4 |
0 |
4 |
0 |
8 |
0 |
5 |
8 |
4 |
Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
5 |
Основные и оборотные средства отрасли |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
5 |
10 |
6 |
Трудовые ресурсы и оплата труда |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
7 |
Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
4 |
5 |
10 |
8 |
Цены и ценообразование в АПК |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
9 |
Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
10 |
Формирование доходов в отраслях АПК. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
11 |
Государственное регулирование в АПК |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
10 |
12 |
Экономика производства продукции растениеводства |
6 |
0 |
6 |
0 |
12 |
0 |
7 |
10 |
13 |
Экономика производства продукции животноводства |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
4 |
9 |
14 |
14 |
Итого |
36 |
8 |
36 |
8 |
72 |
16 |
71 |
127 |
Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам |
|||
№ |
Содержание раздела (темы) дисциплины |
Время, ак.час |
|
очно |
заочно |
||
1 |
Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике |
||
|
Лекционный курс |
|
|
1.1 |
Тема лекции 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей» |
2 |
0 |
1.2 |
Тема лекции 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция. |
2 |
0 |
1.3 |
Тема лекции 3: Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства |
4 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
1.4 |
Тема практического занятия 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей» |
2 |
0 |
1.5 |
Тема практического занятия 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция. |
2 |
0 |
1.6 |
Тема практического занятия 3: Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства |
4 |
0 |
2 |
Раздел 2. Производственные ресурсы, их формирование и эффективность использования |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
2.1 |
Тема лекции 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования |
2 |
2 |
2.2 |
Тема лекции 5: Основные и оборотные средства отрасли |
2 |
2 |
2.3 |
Тема лекции 6: Трудовые ресурсы и оплата труда |
2 |
0 |
2.4 |
Тема лекции 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК |
4 |
2 |
|
Практические занятия |
|
|
2.5 |
Тема практического занятия 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования |
2 |
2 |
2.6 |
Тема практического занятия 5: Основные и оборотные средства отрасли |
2 |
2 |
2.7 |
Тема практического занятия 6: Трудовые ресурсы и оплата труда |
2 |
0 |
2.8 |
Тема практического занятия 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК |
4 |
2 |
3 |
Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
3.1 |
Тема лекции 8: Цены и ценообразование в АПК |
2 |
0 |
3.2 |
Тема лекции 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК |
2 |
0 |
3.3 |
Тема лекции 10: Формирование доходов в отраслях АПК. |
2 |
0 |
|
Практические занятия |
|
|
3.4 |
Тема практического занятия 8: Цены и ценообразование в АПК |
2 |
0 |
3.5 |
Тема практического занятия 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК |
2 |
0 |
3.6 |
Тема практического занятия 10: Формирование доходов в отраслях АПК. |
2 |
0 |
|
Раздел 4. Экономика отдельных отраслей |
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
4.1 |
Тема лекции 11: Государственное регулирование в АПК |
2 |
0 |
4.2 |
Тема лекции 12: Экономика производства продукции растениеводства |
6 |
0 |
4.3 |
Тема лекции 13: Экономика производства продукции животноводства |
4 |
2 |
Практические занятия |
|
|
|
4.4 |
Тема практического занятия 11: Государственное регулирование в АПК |
2 |
0 |
4.5 |
Тема практического занятия 12: Экономика производства продукции растениеводства |
6 |
0 |
4.6 |
Тема практического занятия 13: Экономика производства продукции животноводства |
4 |
2 |
|
Итого |
72 |
16 |
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с.
2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с.
3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с.
4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.
5. Захаров В.П., Амирова Э.Ф. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Экономика отраслей АПК» для студентов Института экономики. – Казань, КГАУ, 2014. (электронный вариант)
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономика отраслей» представлен в приложении 1.
7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная учебная литература:
1. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
2. Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации). Ч. 1 [Электронный ресурс] : в 2-х ч. / А.С. Головачев. - 2-е изд., перер. - Минск: Выш. шк., 2011. - 463 с.
3. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
4. Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 608 с.
5. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
Дополнительная учебная литература:
1. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст]: учебное пособие / В.А.Кундиус. - М: КНОРУС, 2010. - 544 с.
2. Любушин Н.П. Экономика организаций [Текст]: учебник / Н.П.Любушин. - М: КНОРУС, 2010. - 304 с
3. Растова Ю.И. Экономика организаций (предприятий) в схемах [Текст]: учебное пособие / Ю.И.Растова, Р.Г.Малахов, О.А.Горянинская. - М: Эксмо, 2009. - 240с.- (Экономика - наглядно и просто)
4. Титов В.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В.И.Титов. - М.: Эксмо, 2007. - 416с. - (Высшее экономическое образование)
5. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие /Т.А.Симунина и др.-3-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС, 2008. - 256 с. (с грифом)
Периодические издания
1. Газета «Российская газета».
2. Газета «Финансовая газета».
3. Газета «Экономика и жизнь».
4. Журнал «Вестник экономики».
5. Журнал «Экономист».
6. Журнал «Экономика сельского хозяйства России».
7. Журнал «Компания».
8. Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий».
9. Журнал «Российский экономический журнал».
10.Журнал «Экономист».
8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»
Поисковая система Рамблер www. rambler.ru;
Поисковая система Яндекс www. yandex.ru;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/
Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/
Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru/
Министерство финансов РФ www.minfin.ru
Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru
Экономический портал http:// economicus.ru
Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru
Фондовая биржа РТС www.rts.ru
Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;
Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru
Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru
и др.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.
В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать аргументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие источники; подготовить необходимые к работе презентации.
Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.
При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.
Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.
Перечень методических указаний по дисциплине:
1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с.
2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с.
3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с.
4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.
5. Захаров В.П., Амирова Э.Ф. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Экономика отраслей АПК» для студентов Института экономики. – Казань, КГАУ, 2014. (электронный вариант)
10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Форма проведения занятия |
Используемые информационные технологии |
Перечень информационных справочных систем (при необходимости) |
Перечень программного обеспечения |
Лекции |
Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения
|
Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)
|
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed. Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, всоставе: - Word - Excel - PowerPoint - Access «Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат». программа для решения многофакторного корреляционно-регрессионного ана-лиза
|
Практические занятия |
|||
Самостоятельная работа |
11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Лекции |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),
|
Практические занятия |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44
|
Самостоятельная работа |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ), |