Перейти к основному содержанию

Graphic1

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)

 

 

 

Институт экономики

 

Кафедра экономики и информационных технологий

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

воспитательной работе, проф.

____________ Б.Г. Зиганшин

«17»   марта   2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА)

 

 

 

по направлению подготовки

38.03.04 «Государственное муниципальное управление»

 

Направленность (профиль) подготовки

«Государственная и муниципальная служба»

 

 

 

Уровень

бакалавриата

 

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Год поступления обучающихся:

2012, 2014, 2015

 

 

 

 

Казань – 2016

 

Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологии  «11» марта 2016 г. (протокол № 10)

 

Зав. кафедрой, д.э.н., профессор  _________________   Газетдинов М.Х.

 

 

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14»  марта 2016 г. (протокол №10)

     

                     Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент   ________________ Гатина Ф.Ф.

 

 

 

 

Согласовано:

Директор  Института экономики,

д.э.н., профессор                                               ________________        Мухаметгалиев Ф.Н.

 

 

Протокол ученого совета Института экономики  № 7 от «16» марта 2016 г.

 

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 «Государственное муниципальное управление», обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)»:

 

Код компетенции

Содержание компетенций

(в соответствии с ФГОС ВО)

Результаты освоения образовательной программы

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

 

1 этап

 

 

 

1. Знать:

- базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов;

- основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков;

- условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста

2. Уметь:

- использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; 

- искать и собирать финансовую и экономическую информацию;

- анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов.

3.Владеть:

- владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг);

- владеть методами личного финансового планирования;

- основами экономических знаний в различных сферах деятельности.

 

 

 

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» относится к базовой части блока – Б1. «Дисциплины (модули)». Изучается в 1-2 семестрах на 1 курсе при очной форме обучения.

Дисциплина «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ОПОП бакалавра экономики.

 

 

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий  (год поступления обучающихся – 2012 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное обучение

Заочное обучение

 

1, 2 семестр

3, 4 семестр

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

86

0

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

42

 

 

практические занятия

42

 

 

экзамен - 1 семестр

1

 

 

экзамен - 2 семестр

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

94

0

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

25

 

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

26

 

 

 - подготовка к экзамену

43

 

 

Общая трудоемкость                                             час

180

0

 

                                                       зач. ед.

5

0

 
       

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий  (год поступления обучающихся – 2014 г., 2015 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное обучение

Заочное обучение

 

1, 2 семестр

5, 6 сессия

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

74

0

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

36

 

 

практические занятия

36

 

 

зачет

1

 

 

экзамен

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

106

0

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

30

 

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

40

 

 

 - подготовка к зачету

10

 

 

 - подготовка к экзамену

26

 

 

Общая трудоемкость                                             час

180

0

 

                                                       зач. ед.

5

0

 

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся – 2012 г .)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич. занятия

всего ауд. часов

самост. работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет и метод экономической теории.

2

0

2

0

4

0

2

0

2

Общие черты экономического развития.

2

0

2

0

4

0

4

0

3

Собственность и ее роль в экономических системах.

2

0

2

0

4

0

4

0

4

Общая характеристика рыночной экономики.

2

0

2

0

4

0

4

0

5

Механизм совершенной конкуренции.

2

0

2

0

4

0

4

0

6

Механизм несовершенной конкуренции.

2

0

2

0

4

0

4

0

7

Предприятия (фирмы).

2

0

2

0

4

0

4

0

8

Издержки производства и прибыль.

2

0

2

0

4

0

4

0

9

Рынки факторов производства.

2

0

2

0

4

0

4

0

10

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

0

2

0

4

0

5

0

11

Государство в рыночной экономике.

2

0

2

0

4

0

5

0

12

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

0

2

0

4

0

5

0

13

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

0

2

0

4

0

5

0

14

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

0

2

0

4

0

5

0

15

Занятость и безработица.

2

0

2

0

4

0

5

0

16

Социальная политика государства.

2

0

2

0

4

0

5

0

17

Финансы и фискальная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

18

Денежно-кредитная система.

2

0

2

0

4

0

5

0

19

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

20

Мировая торговля.

2

0

2

0

4

0

5

0

21

Международные валютные отношения.

2

0

2

0

4

0

5

0

 

Итого

42

0

42

0

84

0

94

0

 

 

 

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2012 г .)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Раздел 1. Общие основы экономической теории.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1:

Предмет и метод экономической теории.

2

 

1.2

Тема лекции 2:

Общие черты экономического развития.

2

 

1.3

Тема лекции 3: 

Собственность и ее роль в экономических системах.

2

 

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1:

Предмет и метод экономической теории.

2

 

1.5

Тема практического занятия 2:

Общие черты экономического развития.

2

 

1.6

Тема практического занятия 3:

Собственность и ее роль в экономических системах.

2

 

2

Раздел 2. Микроэкономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

2

 

2.2

Тема лекции 5:

Механизм совершенной конкуренции.

2

 

2.3

Тема лекции 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

2

 

2.4

Тема лекции 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.5

Тема лекции 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.6

Тема лекции 9:

Рынки факторов производства.

2

 

 

Практические занятия

 

 

2.7

Тема практического занятия 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

2

 

2.8

Тема практического занятия 5:

Механизм совершенной конкуренции.

2

 

2.9

Тема практического занятия 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

2

 

2.10

Тема практического занятия 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.11

Тема практического занятия 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.12

Тема практического занятия 9:

Рынки факторов производства.

2

 

3

Раздел 3 Макроэкономика

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.2

Тема лекции 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.3

Тема лекции 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.4

Тема лекции 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.5

Тема лекции 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.6

Тема лекции 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.7

Тема лекции 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.8

Тема лекции 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.9

Тема лекции 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.10

Тема лекции 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Практические занятия

 

 

3.11

Тема практического занятия 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.12

Тема практического занятия 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.13

Тема практического занятия 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.14

Тема практического занятия 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.15

Тема практического занятия 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.16

Тема практического занятия 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.17

Тема практического занятия 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.18

Тема практического занятия 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.19

Тема практического занятия 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.20

Тема практического занятия 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Раздел 4. Мировая экономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 20:

Мировая торговля

2

 

4.2

Тема лекции 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Практические занятия

 

 

4.3

Тема практического занятия 20:

Мировая торговля

2

 

4.4

Тема практического занятия 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Итого

84

0

 

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся –  2014 г., 2015 г.)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич. занятия

всего ауд. часов

самост. работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет и метод экономической теории.

1

0

1

0

2

0

5

0

2

Общие черты экономического развития.

1

0

1

0

2

0

5

0

3

Собственность и ее роль в экономических системах.

1

0

1

0

2

0

5

0

4

Общая характеристика рыночной экономики.

1

0

1

0

2

0

5

0

5

Механизм совершенной конкуренции.

1

0

1

0

2

0

5

0

6

Механизм несовершенной конкуренции.

1

0

1

0

2

0

5

0

7

Предприятия (фирмы).

2

0

2

0

4

0

5

0

8

Издержки производства и прибыль.

2

0

2

0

4

0

5

0

9

Рынки факторов производства.

2

0

2

0

4

0

5

0

10

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

0

2

0

4

0

5

0

11

Государство в рыночной экономике.

2

0

2

0

4

0

5

0

12

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

0

2

0

4

0

5

0

13

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

0

2

0

4

0

5

0

14

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

0

2

0

4

0

5

0

15

Занятость и безработица.

2

0

2

0

4

0

5

0

16

Социальная политика государства.

2

0

2

0

4

0

5

0

17

Финансы и фискальная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

18

Денежно-кредитная система.

2

0

2

0

4

0

5

0

19

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

20

Мировая торговля

2

0

2

0

4

0

5

0

21

Международные валютные отношения

2

0

2

0

4

0

6

0

 

Итого

36

0

36

0

72

0

106

0

 

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2014, 2015 г .)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Раздел 1. Общие основы экономической теории.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1:

Предмет и метод экономической теории.

1

 

1.2

Тема лекции 2:

Общие черты экономического развития.

1

 

1.3

Тема лекции 3: 

Собственность и ее роль в экономических системах.

1

 

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1:

Предмет и метод экономической теории.

1

 

1.5

Тема практического занятия 2:

Общие черты экономического развития.

1

 

1.6

Тема практического занятия 3:

Собственность и ее роль в экономических системах.

1

 

2

Раздел 2. Микроэкономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

1

 

2.2

Тема лекции 5:

Механизм совершенной конкуренции.

1

 

2.3

Тема лекции 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

1

 

2.4

Тема лекции 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.5

Тема лекции 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.6

Тема лекции 9:

Рынки факторов производства.

2

 

 

Практические занятия

 

 

2.7

Тема практического занятия 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

1

 

2.8

Тема практического занятия 5:

Механизм совершенной конкуренции.

1

 

2.9

Тема практического занятия 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

1

 

2.10

Тема практического занятия 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.11

Тема практического занятия 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.12

Тема практического занятия 9:

Рынки факторов производства.

2

 

3

Раздел 3 Макроэкономика

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.2

Тема лекции 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.3

Тема лекции 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.4

Тема лекции 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.5

Тема лекции 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.6

Тема лекции 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.7

Тема лекции 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.8

Тема лекции 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.9

Тема лекции 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.10

Тема лекции 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Практические занятия

 

 

3.11

Тема практического занятия 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.12

Тема практического занятия 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.13

Тема практического занятия 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.14

Тема практического занятия 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.15

Тема практического занятия 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.16

Тема практического занятия 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.17

Тема практического занятия 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.18

Тема практического занятия 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.19

Тема практического занятия 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.20

Тема практического занятия 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Раздел 4. Мировая экономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 20:

Мировая торговля

2

 

4.2

Тема лекции 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Практические занятия

 

 

4.3

Тема практического занятия 20:

Мировая торговля

2

 

4.4

Тема практического занятия 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Итого

72

0

 

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

1.   Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2011. - 137 с.

2.   Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работ по дисциплине «Экономическая теория» для бакалавров Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2015. – 94 с.

3.   Сафиуллин Н.З., Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Микроэкономика» для бакалавров. Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2012. – 92с.

 

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» представлен в приложении 1.

 

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Основная учебная  литература:

1.   Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2 [Электронный ресурс] : Учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 934 с

2.   Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.

3.   Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. — 367 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53623 — Загл. с экрана.

4.   Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с. ISBN 978-5-16-006491-8

5.   Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.

 

Дополнительная учебная литература:

1.   Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общей ред. Д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

2.   Киселева Е. А.     Макроэкономика [Текст] : экспресс-курс: Учебное пособие / Е. А. Киселева. – М.: из-во КНОРУС, 2008. - 384 с..

3.   Леонтьев В. Межотраслевая экономика. - М.: Экономика, 1997. – 168с.

4.   Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.: «Инфра-М». - 2012. – 540с.

5.   Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. – М.: Звезда, 1981 – 345с.

6.   Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 2013 – 238с.

7.   Нобелевские лауреаты по экономике. Библиографический словарь 1969-19927 - М.: Информарт, 2004 – 98с.

8.   Сафиуллин Н.З. Многомерный рынок: теория и методология (монография). - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.- 214с.

9.   Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М.: Экономика, 1991. – 324с.

 

Периодические издания

1.   Газета «Российская газета».

2.   Газета «Финансовая газета».

3.   Газета «Экономика и жизнь».

4.   Журнал «Вестник экономики».

5.   Журнал «Власть».

6.   Журнал «Деньги».

7.   Журнал «Компания».

8.   Журнал «Демография».

9.   Журнал «Российский экономический журнал».

10.Журнал «Экономист».

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»

 

Поисковая система Рамблер www. rambler.ru; 

Поисковая система Яндекс www. yandex.ru; 

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/

Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

Федеральная служба государственной статистики РФ  http://www.gks.ru/

Министерство финансов РФ www.minfin.ru

Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru

Экономический портал http:// economicus.ru

Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru  

Фондовая биржа РТС www.rts.ru

Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;

Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru

Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru

и др.

 

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Демография», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.

В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулиров­ках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказа­тельностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать ар­гументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие ис­точники; подготовить необходимые к работе презентации.

Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.

При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.

Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.

 

Перечень методических указаний по дисциплине:

1.   Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2011. - 137 с.

2.   Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работ по дисциплине «Экономическая теория» для бакалавров Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2015. – 94 с.

3.   Сафиуллин Н.З., Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Микроэкономика» для бакалавров. Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2012. – 92с.

 

10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

Форма проведения занятия

Используемые информационные технологии

Перечень информационных справочных систем

(при необходимости)

Перечень программного обеспечения

Лекции

Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения

 

Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)

 

Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed.

Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, в составе:

- Word

- Excel

- PowerPoint

- Access

«Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат».

 

 

Практические занятия

Самостоятельная работа

 

 

11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Лекции

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),

 

Практические занятия

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44

 

Самостоятельная работа

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ),