МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)
|
Институт экономики
Кафедра экономики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
воспитательной работе, проф.
____________ Б.Г. Зиганшин
«17» марта 2016 г.
Рабочая программа дисциплины
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА)
по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное муниципальное управление»
Направленность (профиль) подготовки
«Государственная и муниципальная служба»
Уровень
бакалавриата
Форма обучения
Очная
Год поступления обучающихся:
2012, 2014, 2015
Казань – 2016
Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологии «11» марта 2016 г. (протокол № 10)
Зав. кафедрой, д.э.н., профессор _________________ Газетдинов М.Х.
Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14» марта 2016 г. (протокол №10)
Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент ________________ Гатина Ф.Ф.
Согласовано:
Директор Института экономики,
д.э.н., профессор ________________ Мухаметгалиев Ф.Н.
Протокол ученого совета Института экономики № 7 от «16» марта 2016 г.
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 «Государственное муниципальное управление», обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)»:
Код компетенции |
Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС ВО) |
Результаты освоения образовательной программы |
ОК-3 |
Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
1 этап
|
1. Знать: - базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; - основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; - условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста 2. Уметь: - использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; - искать и собирать финансовую и экономическую информацию; - анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов. 3.Владеть: - владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг); - владеть методами личного финансового планирования; - основами экономических знаний в различных сферах деятельности. |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» относится к базовой части блока – Б1. «Дисциплины (модули)». Изучается в 1-2 семестрах на 1 курсе при очной форме обучения.
Дисциплина «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.
Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ОПОП бакалавра экономики.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
Таблица 3.1 - Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий (год поступления обучающихся – 2012 г.) |
|||
Вид учебных занятий |
Очное обучение |
Заочное обучение |
|
1, 2 семестр |
3, 4 семестр |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) |
86 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
лекции |
42 |
|
|
практические занятия |
42 |
|
|
экзамен - 1 семестр |
1 |
|
|
экзамен - 2 семестр |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего) |
94 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
- подготовка к практическим занятиям |
25 |
|
|
- работа с тестами и вопросами для самоподготовки |
26 |
|
|
- подготовка к экзамену |
43 |
|
|
Общая трудоемкость час |
180 |
0 |
|
зач. ед. |
5 |
0 |
|
Таблица 3.1 - Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий (год поступления обучающихся – 2014 г., 2015 г.) |
|||
Вид учебных занятий |
Очное обучение |
Заочное обучение |
|
1, 2 семестр |
5, 6 сессия |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) |
74 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
лекции |
36 |
|
|
практические занятия |
36 |
|
|
зачет |
1 |
|
|
экзамен |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего) |
106 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
- подготовка к практическим занятиям |
30 |
|
|
- работа с тестами и вопросами для самоподготовки |
40 |
|
|
- подготовка к зачету |
10 |
|
|
- подготовка к экзамену |
26 |
|
|
Общая трудоемкость час |
180 |
0 |
|
зач. ед. |
5 |
0 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий |
|||||||||
№ темы |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость |
|||||||
лекции |
практич. занятия |
всего ауд. часов |
самост. работа |
||||||
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
||
1 |
Предмет и метод экономической теории. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
2 |
0 |
2 |
Общие черты экономического развития. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
3 |
Собственность и ее роль в экономических системах. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
4 |
Общая характеристика рыночной экономики. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
5 |
Механизм совершенной конкуренции. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
6 |
Механизм несовершенной конкуренции. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
7 |
Предприятия (фирмы). |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
8 |
Издержки производства и прибыль. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
9 |
Рынки факторов производства. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
10 |
Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства.. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
11 |
Государство в рыночной экономике. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
12 |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
13 |
Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
14 |
Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
15 |
Занятость и безработица. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
16 |
Социальная политика государства. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
17 |
Финансы и фискальная политика. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
18 |
Денежно-кредитная система. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
19 |
Инфляция и антиинфляционная политика. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
20 |
Мировая торговля. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
21 |
Международные валютные отношения. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
|
Итого |
42 |
0 |
42 |
0 |
84 |
0 |
94 |
0 |
Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам |
||||
№ |
Содержание раздела (темы) дисциплины |
Время, ак.час |
||
очно |
заочно |
|||
1 |
Раздел 1. Раздел 1. Общие основы экономической теории. |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
1.1 |
Тема лекции 1: |
Предмет и метод экономической теории. |
2 |
|
1.2 |
Тема лекции 2: |
Общие черты экономического развития. |
2 |
|
1.3 |
Тема лекции 3: |
Собственность и ее роль в экономических системах. |
2 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
1.4 |
Тема практического занятия 1: |
Предмет и метод экономической теории. |
2 |
|
1.5 |
Тема практического занятия 2: |
Общие черты экономического развития. |
2 |
|
1.6 |
Тема практического занятия 3: |
Собственность и ее роль в экономических системах. |
2 |
|
2 |
Раздел 2. Микроэкономика. |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
2.1 |
Тема лекции 4: |
Общая характеристика рыночной экономики. |
2 |
|
2.2 |
Тема лекции 5: |
Механизм совершенной конкуренции. |
2 |
|
2.3 |
Тема лекции 6: |
Механизм несовершенной конкуренции. |
2 |
|
2.4 |
Тема лекции 7: |
Предприятия (фирмы). |
2 |
|
2.5 |
Тема лекции 8: |
Издержки производства и прибыль. |
2 |
|
2.6 |
Тема лекции 9: |
Рынки факторов производства. |
2 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
2.7 |
Тема практического занятия 4: |
Общая характеристика рыночной экономики. |
2 |
|
2.8 |
Тема практического занятия 5: |
Механизм совершенной конкуренции. |
2 |
|
2.9 |
Тема практического занятия 6: |
Механизм несовершенной конкуренции. |
2 |
|
2.10 |
Тема практического занятия 7: |
Предприятия (фирмы). |
2 |
|
2.11 |
Тема практического занятия 8: |
Издержки производства и прибыль. |
2 |
|
2.12 |
Тема практического занятия 9: |
Рынки факторов производства. |
2 |
|
3 |
Раздел 3 Макроэкономика |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
3.1 |
Тема лекции 10: |
Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства.. |
2 |
|
3.2 |
Тема лекции 11: |
Государство в рыночной экономике. |
2 |
|
3.3 |
Тема лекции 12: |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
|
3.4 |
Тема лекции 13: |
Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения. |
2 |
|
3.5 |
Тема лекции 14: |
Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост. |
2 |
|
3.6 |
Тема лекции 15: |
Занятость и безработица. |
2 |
|
3.7 |
Тема лекции 16: |
Социальная политика государства. |
2 |
|
3.8 |
Тема лекции 17: |
Финансы и фискальная политика. |
2 |
|
3.9 |
Тема лекции 18: |
Денежно-кредитная система. |
2 |
|
3.10 |
Тема лекции 19: |
Инфляция и антиинфляционная политика. |
2 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
3.11 |
Тема практического занятия 10: |
Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства.. |
2 |
|
3.12 |
Тема практического занятия 11: |
Государство в рыночной экономике. |
2 |
|
3.13 |
Тема практического занятия 12: |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
|
3.14 |
Тема практического занятия 13: |
Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения. |
2 |
|
3.15 |
Тема практического занятия 14: |
Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост. |
2 |
|
3.16 |
Тема практического занятия 15: |
Занятость и безработица. |
2 |
|
3.17 |
Тема практического занятия 16: |
Социальная политика государства. |
2 |
|
3.18 |
Тема практического занятия 17: |
Финансы и фискальная политика. |
2 |
|
3.19 |
Тема практического занятия 18: |
Денежно-кредитная система. |
2 |
|
3.20 |
Тема практического занятия 19: |
Инфляция и антиинфляционная политика. |
2 |
|
|
Раздел 4. Мировая экономика. |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
4.1 |
Тема лекции 20: |
Мировая торговля |
2 |
|
4.2 |
Тема лекции 21: |
Международные валютные отношения |
2 |
|
Практические занятия |
|
|
||
4.3 |
Тема практического занятия 20: |
Мировая торговля |
2 |
|
4.4 |
Тема практического занятия 21: |
Международные валютные отношения |
2 |
|
|
Итого |
84 |
0 |
Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий |
|||||||||
№ темы |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость |
|||||||
лекции |
практич. занятия |
всего ауд. часов |
самост. работа |
||||||
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
очно |
заочно |
||
1 |
Предмет и метод экономической теории. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
2 |
Общие черты экономического развития. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
3 |
Собственность и ее роль в экономических системах. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
4 |
Общая характеристика рыночной экономики. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
5 |
Механизм совершенной конкуренции. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
6 |
Механизм несовершенной конкуренции. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
7 |
Предприятия (фирмы). |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
8 |
Издержки производства и прибыль. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
9 |
Рынки факторов производства. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
10 |
Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства.. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
11 |
Государство в рыночной экономике. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
12 |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
13 |
Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
14 |
Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
15 |
Занятость и безработица. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
16 |
Социальная политика государства. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
17 |
Финансы и фискальная политика. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
18 |
Денежно-кредитная система. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
19 |
Инфляция и антиинфляционная политика. |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
20 |
Мировая торговля |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
21 |
Международные валютные отношения |
2 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
|
Итого |
36 |
0 |
36 |
0 |
72 |
0 |
106 |
0 |
Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам |
||||
№ |
Содержание раздела (темы) дисциплины |
Время, ак.час |
||
очно |
заочно |
|||
1 |
Раздел 1. Раздел 1. Общие основы экономической теории. |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
1.1 |
Тема лекции 1: |
Предмет и метод экономической теории. |
1 |
|
1.2 |
Тема лекции 2: |
Общие черты экономического развития. |
1 |
|
1.3 |
Тема лекции 3: |
Собственность и ее роль в экономических системах. |
1 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
1.4 |
Тема практического занятия 1: |
Предмет и метод экономической теории. |
1 |
|
1.5 |
Тема практического занятия 2: |
Общие черты экономического развития. |
1 |
|
1.6 |
Тема практического занятия 3: |
Собственность и ее роль в экономических системах. |
1 |
|
2 |
Раздел 2. Микроэкономика. |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
2.1 |
Тема лекции 4: |
Общая характеристика рыночной экономики. |
1 |
|
2.2 |
Тема лекции 5: |
Механизм совершенной конкуренции. |
1 |
|
2.3 |
Тема лекции 6: |
Механизм несовершенной конкуренции. |
1 |
|
2.4 |
Тема лекции 7: |
Предприятия (фирмы). |
2 |
|
2.5 |
Тема лекции 8: |
Издержки производства и прибыль. |
2 |
|
2.6 |
Тема лекции 9: |
Рынки факторов производства. |
2 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
2.7 |
Тема практического занятия 4: |
Общая характеристика рыночной экономики. |
1 |
|
2.8 |
Тема практического занятия 5: |
Механизм совершенной конкуренции. |
1 |
|
2.9 |
Тема практического занятия 6: |
Механизм несовершенной конкуренции. |
1 |
|
2.10 |
Тема практического занятия 7: |
Предприятия (фирмы). |
2 |
|
2.11 |
Тема практического занятия 8: |
Издержки производства и прибыль. |
2 |
|
2.12 |
Тема практического занятия 9: |
Рынки факторов производства. |
2 |
|
3 |
Раздел 3 Макроэкономика |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
3.1 |
Тема лекции 10: |
Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства.. |
2 |
|
3.2 |
Тема лекции 11: |
Государство в рыночной экономике. |
2 |
|
3.3 |
Тема лекции 12: |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
|
3.4 |
Тема лекции 13: |
Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения. |
2 |
|
3.5 |
Тема лекции 14: |
Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост. |
2 |
|
3.6 |
Тема лекции 15: |
Занятость и безработица. |
2 |
|
3.7 |
Тема лекции 16: |
Социальная политика государства. |
2 |
|
3.8 |
Тема лекции 17: |
Финансы и фискальная политика. |
2 |
|
3.9 |
Тема лекции 18: |
Денежно-кредитная система. |
2 |
|
3.10 |
Тема лекции 19: |
Инфляция и антиинфляционная политика. |
2 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
3.11 |
Тема практического занятия 10: |
Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства.. |
2 |
|
3.12 |
Тема практического занятия 11: |
Государство в рыночной экономике. |
2 |
|
3.13 |
Тема практического занятия 12: |
Совокупный спрос и совокупное предложение |
2 |
|
3.14 |
Тема практического занятия 13: |
Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения. |
2 |
|
3.15 |
Тема практического занятия 14: |
Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост. |
2 |
|
3.16 |
Тема практического занятия 15: |
Занятость и безработица. |
2 |
|
3.17 |
Тема практического занятия 16: |
Социальная политика государства. |
2 |
|
3.18 |
Тема практического занятия 17: |
Финансы и фискальная политика. |
2 |
|
3.19 |
Тема практического занятия 18: |
Денежно-кредитная система. |
2 |
|
3.20 |
Тема практического занятия 19: |
Инфляция и антиинфляционная политика. |
2 |
|
|
Раздел 4. Мировая экономика. |
|
|
|
|
Лекционный курс |
|
|
|
4.1 |
Тема лекции 20: |
Мировая торговля |
2 |
|
4.2 |
Тема лекции 21: |
Международные валютные отношения |
2 |
|
|
Практические занятия |
|
|
|
4.3 |
Тема практического занятия 20: |
Мировая торговля |
2 |
|
4.4 |
Тема практического занятия 21: |
Международные валютные отношения |
2 |
|
|
Итого |
72 |
0 |
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
1. Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2011. - 137 с.
2. Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работ по дисциплине «Экономическая теория» для бакалавров Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2015. – 94 с.
3. Сафиуллин Н.З., Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Микроэкономика» для бакалавров. Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2012. – 92с.
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» представлен в приложении 1.
7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная учебная литература:
1. Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2 [Электронный ресурс] : Учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 934 с
2. Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.
3. Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. — 367 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53623 — Загл. с экрана.
4. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с. ISBN 978-5-16-006491-8
5. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
Дополнительная учебная литература:
1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общей ред. Д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
2. Киселева Е. А. Макроэкономика [Текст] : экспресс-курс: Учебное пособие / Е. А. Киселева. – М.: из-во КНОРУС, 2008. - 384 с..
3. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. - М.: Экономика, 1997. – 168с.
4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.: «Инфра-М». - 2012. – 540с.
5. Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. – М.: Звезда, 1981 – 345с.
6. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 2013 – 238с.
7. Нобелевские лауреаты по экономике. Библиографический словарь 1969-19927 - М.: Информарт, 2004 – 98с.
8. Сафиуллин Н.З. Многомерный рынок: теория и методология (монография). - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.- 214с.
9. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М.: Экономика, 1991. – 324с.
Периодические издания
1. Газета «Российская газета».
2. Газета «Финансовая газета».
3. Газета «Экономика и жизнь».
4. Журнал «Вестник экономики».
5. Журнал «Власть».
6. Журнал «Деньги».
7. Журнал «Компания».
8. Журнал «Демография».
9. Журнал «Российский экономический журнал».
10.Журнал «Экономист».
8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»
Поисковая система Рамблер www. rambler.ru;
Поисковая система Яндекс www. yandex.ru;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/
Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/
Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru/
Министерство финансов РФ www.minfin.ru
Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru
Экономический портал http:// economicus.ru
Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru
Фондовая биржа РТС www.rts.ru
Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;
Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru
Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru
и др.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Демография», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.
В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать аргументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие источники; подготовить необходимые к работе презентации.
Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.
При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.
Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.
Перечень методических указаний по дисциплине:
1. Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2011. - 137 с.
2. Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работ по дисциплине «Экономическая теория» для бакалавров Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2015. – 94 с.
3. Сафиуллин Н.З., Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Микроэкономика» для бакалавров. Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2012. – 92с.
10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Форма проведения занятия |
Используемые информационные технологии |
Перечень информационных справочных систем (при необходимости) |
Перечень программного обеспечения |
Лекции |
Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения
|
Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)
|
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed. Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, в составе: - Word - Excel - PowerPoint - Access «Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат».
|
Практические занятия |
|||
Самостоятельная работа |
11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Лекции |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),
|
Практические занятия |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44
|
Самостоятельная работа |
Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ), |