Перейти к основному содержанию

Статьи и лекции по экономике

На сайте представлены лекции, статьи и методические материалы по экономике
 

Статьи и лекции по экономике

ЛЕКЦИЯ 1

РАЗДЕЛ I.  ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.    Когда и как возникла реальная экономика?    

2.    Главная цель хозяйственной деятельности людей.

3.    Значение производства для развития экономики.

4.    Новые потребности как движущая сила экономики.

5.    Пути преобразованияпроизводства.

 

1.    Когда и как возникла реальная экономик?

 

В отечественных и зарубежных учебниках по экономической теории ничего не говорится о том, ко­гда и почему возникла хозяйственная деятельность людей. Некото­рые студенты дают собственный ответ на этот вопрос. Они заявляют,  что экономику «открыл» выдающийся ученый Древней Греции Арис­тотель. Но в таком ответе ошибочно отождествляется определение Аристотелем термина «экономика» с практическим процессом со­здания реальной (от лат.Realis-существующего в действительном положении вещей) экономики.

Вместе с тем очень важно получить правильные представления об экономике, существовавшей с самого начала и развивающейся в на­стоящее время. Иначе невозможно определить исторические сроки развития хозяйственной деятельности людей, выяснить качествен­ные изменения в различные периоды экономического развития, включая XXI столетие.

Практика

 Задача 1.1. Когда и как возникла экономика? Чтобы решить эту задачу, требуется:

а) использовать фактические данные исторической науки о начале существования человеческого общества;

б) знать, какие способности были необходимы людям для организации хозяйственной деятельности;

в) установить причины, побудившие человека постоянно заниматься экономикой.

Студентам, которые справились с этой задачей, можно сверить полученные результаты с ответом:

Как определила историческая наука, хозяйственная деятельность людей началась на завершающем этапе «каменного века», который был назван неолит (от греч. neos — новый, litos — камень). Предки человека примерно 2 млн лет назад еще мало отличались от остальных живых существ в поисках пищи — они занимались собирательством «даров природы» и охотой. Такой способ жизнедеятельности позволял людям питаться примерно один раз в три дня. Средняя продолжительность жизни человека составляла 40 лет. В результате усиливалась угроза гибели людей.

Вместе с тем предки современных людей отличались необычными и решающими особенностями: прямохождением на двух ногах, высокой приспособленностью рук к трудовой деятельности. К тому же благодаря наличию у людей высокой организации нервной системы они были способны к полезной интеллектуальной деятельности. Вполне заслуженно человек был отнесен к биологическому виду Homo Sapiens («человек разумный»).

Примерно 10 тыс. лет назад был найден спасительный выход. Состоялся исторически решающий переход от простого собирательства природных продуктов к производству экономических благ. Этот переход многие исследователи назвали «неолитическая революция». Такая революция была связана с изготовлением орудий труда из камня с помощью пиления, сверления и шлифования. Одновременно создавались: кремниевые ножи, наконечники стрел и копий для охоты на диких животных; изделия из кости и рога для рыболовства. Из дерева делали долбленные челны, весла, лыжи, сани. Изготавливалась глиняная посуда и др. Хозяйственная деятельность в первобытных общинах приняла два вида:

1)        земледелие (с обработкой почвы с помощью мотыг) и скотоводство;

2)        развитие охоты и рыболовства.

Неолитическая революция внесла большие перемены в жизнедеятельность людей: утвердился оседлый образ жизни, резко увеличилась численность населения. Если в начале каменного века плотность населения была очень низкой (менее одного человека на 3 км2), то в неолите она увеличилась примерно в 10 раз.

Для выяснения сущности и роли реальной экономики, необходимо знать ее главную цель и пути ее достижения.

 

2.    Главная цель хозяйственной деятельности людей.

 

Несомненно, что целью экономики является создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом при­нято понимать то, что удовлетворяет потребности человека, отвеча­ет его жизненным задачам. Все разнообразие благ можно подразде­лить на два рода:

а)      естественные блага — продукты природы (лес, земля, плоды

растений и деревьев и т.д.); естественные блага делят­ся на два вида:

-     готовые предметы потребления, именуемые «дары природы»;

-     природные ресурсы (средства, запасы), из которых создаются средства производства.

б) экономические блага — результат созидательной деятельности

людей; экономических благ, также подразделяются на два вида:

-     средства производства — природные вещества, используемые для изготовления предметов потребления;

-     предметы потребления — блага потребительского назначения.

Наглядное представление о взаимозависимости всех видов благ дает рис. 1.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Связь между видами естественных и экономических благ

 

Изображенное на рис. 1 различие между двумя видами благ мате­риального производства указывает на два основных подразделения:

а)      производство средств производства;

б)      производство предметов потребления.

 

 

 

Практика

Чтобы лучше уяснить такое деление производства благ, попробу­ем решить следующую задачу. Для этого потребуется использовать личный опыт и практику хозяйственной деятельности.

Задача 1.2. Какие экономические блага являются средствами производства, а какие — предметами потребления:

а) сахар-песок; б) автомашина; в) добытая из скважин нефть; г) персональные компьютеры; д) конфеты.

Используются для личного потребления конфеты. Средством производства является нефть. Блага двойного назначения (средства производства и предметы потребления):

а)   сахар-песок (его подавляющая часть поступает на предприятия в качестве средств производства для изготовления кондитерских изделий и т.п.; остальную часть приобретает население для личного потребления;

б)   автомашины (их различают на грузовые — преимущественно для производственных целей и легковые — для личного использования);

в)    персональные компьютеры (их значительную часть используют предприятия и учреждения, а другую часть покупают граждане для личного использования).

 

Сейчас, имея некоторые представления о внутренней структуре и результатах хозяйственной деятельности, мы приступим к важному вопросу о значении главного звена реальной экономики — произ­водства.

 

3.    Значение производства для развития экономики.

 

Важнейшим принципом (от лат. principium— основа) хозяйствен­ной деятельности является обеспечение ее непрерывности. От этого зависит постоянное поддержание человеческой жизни. В свою очередь, такая жизненная необходимость обеспечивается благодаря без­остановочному развитию производства. Производство служит начальным звеном всей цепочки хозяй­ствования. Возьмем для примера простое крестьянское хозяйство. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для своей семьи, а остальное продает. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). На­конец, материальные блага доходят до конечного пункта - лично­го потребления. Вся цепочка хозяйственных связей отображена на рис. 2.

 
 

 

 

 

Рис. 2. Последовательность хозяйственных действий

 

Из сказанного напрашиваются следующие выводы:

-    от количества создаваемых благ в решающей степени зависят все другие составные части экономики — сколько продуктов рас­пределяется, обменивается и потребляется;

-    объем и качество изготавливаемых на производстве продуктов в первую очередь определяют уровень и качество жизни членов общества.

Практика

Учитывая решающую роль производства в развитии экономики, важно разобраться в вопросе: каковы могут быть возможные изме­нения производственной деятельности? В связи с этим предлагается решить следующую задачу.

Задача 1.3. Изобразите графически основные варианты динамики производства.

Первый вариант может быть изображен в виде замкнутого круга: про­изводство — распределение — обмен — потребление — производство (рис. 1).

 

Рис. 1. Графическое изображение кругового повторения движения благ

 Такое круговое движение благ означает застойное состояние эконо­мики. На протяжении многих веков это было типично, например, сель­скому хозяйству, где применялся ручной труд. Второй вид графического видоизменения реальной экономики мож­но уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, как те можно увидеть в воронке водоворота (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Графическое изображение упадка реальной экономики

 

В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных бедных странах Африки и Азии, а также во время экономического кризиса, падения производства в высокоразвитых странах.

Третий вид графического видоизменения производства и потребления выглядит как спиралевидное движение с расширяющимися оборотами (рис. 3). Это свидетельствует о прогрессе (от лат.progresus— движение вперед) — развитии реальной экономики к более совершенному и передовому состоянию.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Графическое изображение прогресса производства и потребления

 

После сопоставления трех вариантов возможных изменений со­стояния производства можно легко найти самое предпочтительное изменение. Им является прогрессивное развитие производственной деятельности. Что означает этот прогресс?

 

4.    Новые потребности как движущая сила экономики.

 

Теперь нам предстоит рассмотреть такое неотъемлемое звено ре­альной экономики, которое входит в механизм его движения. Речь идет о потребностях людей. Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности чело­века, социальной группы и общества в целом.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития матери­альной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

-    физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и др.);

-    потребность в безопасности (защите от внешних врагов и пре­ступников, помощи при болезни и т.п.);

-    потребность в социальных контактах (общении с людьми, име­ющими те же интересы; в дружбе и др.);

-    потребность в уважении (уважении со стороны других людей, приобретении определенного общественного положения);

-    потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возмож­ностей и способностей).

Весьма характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность (гибкость, растяжимость). Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. Важно также отметить: что касается верхнего предела роста всех нужд и запросов, человек по­разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание — удовлетворить только естественные биологические по­требности. У людей такого ограничителя нет. При благоприятных хозяйственных и других условиях потребно­сти более всего способны к возвышению — безграничному росту в количественном и качественном отношении. Каждому человеку свойственны в определенные периоды его жиз­ни тенденции к возвышению потребностей.

Практика

В связи с этим решиv очередную интеллектуальную задачу.

Задача 1.4. Как возвышаются потребности в обществе?

Решение этой задачи позволяет лучше понять следующие обстоятельства. При спиралевидном движении производства и потребления начинается процесс возвышения потребностей людей по вертикали (подъем их в качественном отношении) и по горизонтали (необходимом расширении производства новых поколений экономических благ).

Возвышение потребностей происходит в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали.

Возвышение потребностей по вертикали означает переход от одного — более низкого по качеству — вида запросов к более высокому виду.

На рис. 4 дана конкретная иллюстрация того, как в 1920-1990-х гг. через небольшие промежутки времени существенно менялись оценки автомобилистов в отношении качества и назначения легковых автомобилей. 20-30 гг.

 

Средство передвижения

Безопасность

Комфорт

Удовлетворенность жизнью

Престиж

 

 

 

Рис. 4. Возвышение потребностей, связанных с автомобилем

 

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества.Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.

Та б л и ц а 1. Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Товары

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2008 г.

Телевизоры

52

91

111

154

Холодильники и морозильники

30

89

95

121

Стиральные машины

52

76

77

100

Легковые

автомобили

2

10

18

44

 

Однако при таком подъеме уровня потребностей общества обнаруживается, что достигнутый ранее уровень производства не в состоянии удовлетворить новые общественные потребности. В результате возникает и обостряется основное противоречие реальной экономики, т.е. углубляется несоответствие между новым состоянием потребностей и устаревшим производством. Совершенно очевидно, что для разрешения такого противоречия требуется коренным образом перестроить производство. Как осуществить это преобразование экономики?

 

5.    Пути преобразования производства.

 

Некоторые авторы учебников по экономической теории своеобразно определяют производственные возможности общества. Они утверждают, что потребности людей растут безгранично, но хозяйственные ресурсы всегда ограниченны. Выход из такого тупикового состояния они видят в следующих изменениях. При появлении новых потребностей надо перераспределять ресурсы: сокращать выпуск прежних благ, чтобы создавать новые продукты. Верно или ошибочно такое суждение?

Практика

Чтобы найти правильный ответ на данный вопрос, нам важно решить следующую задачу.

Задача 1.5. Каковы движущие силы производства?

Уровень реальной экономики в первую очередь зависит от количества и качества применяемых в производстве факторов (от лат. factor — дела­ющий, производящий).

Первый фактор — человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и практические навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд. Рассмотрим труд в материальном производстве.

Труд в материальном производстве — это целесообразная деятель­ность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабли­вают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместную дея­тельность.

Второй фактор (вещественный) — средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага. В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Главное же место здесь занимает техника — искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, маши­ны, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благода­ря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные зда­ния, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор (вещественный) — предметы труда. Это вещь или со­вокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которо­му не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике) и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

 

После выяснения ответа на интеллектуальное задание мы можем понять, что и как следует изменять при преобразовании экономики. В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на: традиционные и прогрессивные. Традиционными являются возникшие в предыдущие периоды времени и все более устаревающие условия хозяйственной деятельности. Прогрессивными являются такие условия, которые многократно превосходят слабо изменяющиеся факторы и в качественном, и в количественном отношениях.

Из истории реальной экономики известно, что с момента ее возникновения и в течение примерно девяти тысячелетий традиционными для производства и преобладающими были физический труд людей и орудия ручного труда, применявшиеся для освоения природных богатств. И только в XVI-XVIII вв. наступила новая эра в развитии факторов производства. Человечество во все больших мас­штабах стало использовать творческую силу качественно совершен­но нового фактора прогресса — достижения науки и техники. Наука и техника породили революционные перемены в производ­ственных процессах, которые стали осуществляться путем примене­ния машин, химических и других методов. Ограниченные возмож­ности человеческой силы заменялись силами природы, рутинные способы работы — сознательным применением естествознания. В ре­зультате резко ускорились качественные преобразования в соответ­ствии с вновь возникающими потребностями общества. Такие пре­образования впервые получили количественное измерение в особых экономических показателях. Ими стали показатели производитель­ности труда и эффективности производства. Производительность труда измеряется количеством продукции, созданной за определенное время работником. Характерно, что если в начальный период существования сельского хозяйства один работ­ник мог создать продуктов для двух человек, то в XX в. в наиболее развитых странах один работник создавал продукты питания для 20 человек.

Эффективность производства (Эп) может быть измерена с по­мощью показателя: Эп = В/Р,

где В — объем выпуска продукции (на предприятии, в стране);

Р — величина затраченных ресурсов.

Из всего сказанного очевидными являются следующие выводы. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, про­гресс техники и технологии вызывает вполне естественную эконо­мию ресурсов в расчете на единицу продукции, или рост эффектив­ности производства.

Однако этой причинно-следственной зависимости противостоит совершенно иная тенденция. Дело в том, что, во-первых, возвыше­ние потребностей в течение определенного времени завершается, когда достигается какой-то предельный уровень. Потребности пере­стают развиваться по вертикали и по горизонтали. Во-вторых, начав­шийся технический прогресс развивается неравномерно и за опре­деленный период исчерпывает свои возможности. Все это вновь ведет к обострению основного противоречия практической эконо­мики. Так исторически назревает необходимость перехода производ­ства экономических благ на более высокую орбиту. За всю экономическую историю возникли три стадии развития производства (возникли три орбиты их движения). Их отличия друг от друга можно видеть в следующем:

 

Первая стадия производства

1.  Техническая революция, породившая стадию - Неолитическая революция (орудия нового каменного века) — 10 тыс. лет назад

2.  Новая сфера хозяйства -  Сельское хозяйство (2/3 работников) и ремесло

3.  Использование достижений науки  - Зачатки науки никак не связаны с производством

4.  Источники энергии в производстве  - Ручной труд людей

5.  Передача информации  - В устной и рукописной форме.

 

10 тыс. лет назад произошла неолитичес­кая (свойственная новому каменному веку) революция, а вместе с ней аграрная (сельскохозяйственная) революция. Люди научились хорошо отшлифовывать каменные орудия и с их помощью создавать разнообразные изделия из кости и дерева. Аграрная революция основывается на двух великих открытиях — земледелии (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводстве (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Позже продукты питания создавались с помощью более производи­тельных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Производящая экономика благоприятствовала резкому увеличе­нию численности населения. В эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое. В Новое время еще более ускорился рост населения, повысился уровень его потребностей. Это пришло в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, ко­торые свойственны производству с применением ручного труда. Та­кое противоречие было преодолено на второй стадии производства

Вторая стадия производства

1.  Техническая революция, породившая стадию - Промышленный переворот (60-е гг. XVIII в. — 60-е гг. XIX в.)

2.  Новая сфера хозяйства - Промышленность (2/3 работников)

3.  Использование данных науки - Научные основы переворота возникли в XVN-XVШ вв. (задолго до промышленности)

4.  Источники энергии в производстве - Энергетическая революция: на первом этапе — паровая техника (паровозы, пароходы) — XVIII в., на втором этапе (рубеж XIX - XX вв.) — электроэнергия, двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты и др.)

5.  Передача информации - На бумажных носителях (изобретение книгопечатания в XV в.) и радио

Для второй стадии производства характерны следующие каче­ственно новые процессы:

-              главным является машинизированное промышленное произ­водство;

-              промышленность на основе машинной техники преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

-              быстрый рост городов: в них проживает до 2/3 всех жителей стра­ны;

-              важным был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутрен­него сгорания).

С новой стадией экономики связан новый большой рост населе­ния: численность населения мира (составлявшая в 1650 г. 650 млн человек) выросла в семь раз.

Однако достижения индустриальной экономики явно недоста­точны для современного этапа развития потребностей. Ведь при ме­ханизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии постоянно обеспечивать высокое качество из­делий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природ­ном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противо­речие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — в количественном и каче­ственном отношении — уровнем потребностей.

Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. XX в. грандиозной на­учно-технической революции (НТР), которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традицион­ных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

Третья стадия производства

1.  Техническая революция, породившая стадию - Начало НТР с 40-50-х гг. XXв. Первый этап — ведущая отрасль — электронная. Второй этап (1970-е гг. — начало XXI в.) —микроэлектронная информационная революция

2.  Новая сфера хозяйства - Услуги (2/3 работников)

3.  Использование данных науки - Слилось воедино научные и технические революции

4.  Источники энергии в производстве - Новый источник электроэнергии — АЭС (атомные)

5.  Передача информации - На первом этапе — большие ЭВМ. На втором этапе — микроэлектронные (персональные компьютеры, Интернет)

Третья стадия производства отличается следующими признаками:

-    наибольшее развитие получает сфера услуг, где занято 60-70% всех работников;

-    наука становится непосредственным фактором производства. На основе ее достижений создаются блага, которые не суще­ствуют в природе;

-    во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются дости­жения информатики и вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

-    научно-техническая революция в конце XX в. и начале XXI в. перерастает во второй этап своего развития, когда начинаются информационная революция и совершенно новое инновационное развитие экономики. Об этом подробно говорится в теме 15.