Перейти к основному содержанию

Тема 7. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Вопросы лекции:

1.  Внешние эффекты 

2.  Варианты решения проблемы внешних эффектов 

3.  Общественные блага 

 

1. Внешние эффекты 

 

 

В экономической теории ситуации, в которых свободное действие рыночных механизмов неспособно обеспечить рациональное распределение и использование ресурсов, называются «провалами» рынка. В первую очередь к ним следует отнести разрушение условий конкуренции в результате стихийного развития процесса монополизации. 

Конкуренция – это важнейшее условие функционирования рыночной экономики. 

Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы рыночной системы и определяет, что и для кого производить с учетом потребностей общества. В ходе конкурентной борьбы слабые, неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, напротив, расширяют свое производство и постепенно обретают рыночную власть. В результате создаются условия для возникновения монополий. Монополисты имеют возможность оказывать существенное влияние на цены, ограничивая объемы производства, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. В результате потребители вынуждены платить более высокие цены за приобретаемую продукцию, что ведет к уменьшению их реальных доходов, и доходы монополий растут не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм монопольно высоких цен. Рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы. 

В микроэкономической теории к «провалам» рынка принято относить не только ограниченность конкуренции и, как следствие, появление монополий, но и существование внешних эффектов, общественных благ и асимметричной информации

Необходимость государственного вмешательства в экономику, рассматриваемая с позиций экономической эффективности, объясняется возникновением внешних, или побочных, эффектов в механизме рыночного обмена. 

Внешние эффекты или экстерналии (англ. externalities) – это издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. 

То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара. Другими словами, внешние эффекты имеют место тогда, когда на значение функции полезности потребителя или на значение производственной функции производителя влияет поведение третьих лиц или других организаций. С точки зрения институциональной теории, в частности контрактной теории рынка и фирмы, внешние эффекты рассматриваются как воздействия, которые не отражены в контрактах.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. 

Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несут владельцы пансионата из-за расположенного вблизи дымящего и сливающего в реку грязные отходы предприятия. Такое соседство не привлечет много отдыхающих, и пансионат понесет убытки. 

Положительный внешний эффект возникает, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, то вероятность заболеть снижается как у него, так и у окружающих его людей. 

По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.

Потребительская экстерналия - это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека. 

Примером потребительской экстерналии является шумовое загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому. 

Технологическая экстерналия - это внешний эффект, возникающий на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента. 

Положительный технологический внешний эффект возникает, если пчелы, являющиеся собственностью пчеловода А, опыляют во время цветения садовые деревья, правами собственности на которые обладает садовод В. Тогда садовод получает прибавку к урожаю и соответственно прибыли, не выплачивая за это компенсации пчеловоду. А производство фруктов дает внешний эффект в виде нектара, необходимого для пчел, и увеличения производства меда. 

Денежная экстерналия - внешний эффект, возникающий вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. 

Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на рынке монополистической конкуренции, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы.

Центральная проблема внешних эффектов состоит в том, что конкурентный рынок формирует цены, которые отражают только частные издержки (или выгоды) и не отражают общественные издержки (или выгоды). Когда нет внешних эффектов, общественные и частные издержки совпадают. 

Существование отрицательных экстерналий приводит, 

во-первых, к появлению экстернальных издержек (EC – англ. external cost), возлагаемых на третьих лиц; 

во-вторых, к расхождению между частными (PC - англ. private cost) и общественными (SC – англ. social cost) издержками: 

SC = PC + EC.

Положительные внешние эффекты, в свою очередь, порождают экстернальные выгоды (ЕВ – англ. external benefit) и приводят к расхождению между частными (PB – англ. private benefit) и общественными (SB – англ. social benefit) выгодами: 

SB=PB+EB.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом производства продукции. 

При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Допустим, условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной выгоды (MSB) предельным общественным издержкам (MSC). 

В случае отрицательных экстерналий предельные издержки отдельного производителя МPС меньше предельных общественных издержек MSC. Покажем это на примере:

Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис 5).

Рис. 5. Отрицательный внешний эффект

 

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Qтонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельны общественным выгодам MSB, то есть МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки.

Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В случае положительных экстерналий предельные частные выгоды (MPB) меньше предельных общественных выгод (MSВ). Например, в обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены.

Рис. 6. Положительный внешний эффект

Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже

оптимальных для общества (рис. 6). Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ=MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод.

Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, то есть в точке Е2

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. Особенности рыночного распределения и использования ресурсов при наличии внешних эффектов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Распределение и использование ресурсов при наличии внешних факторов 

 

 

 

2. Варианты решения проблемы внешних эффектов 

 

Известны несколько вариантов решения проблемы внешних эффектов, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. 

 

Важнейшими из них являются следующие решения: 

1)   интернализация внешнего эффекта; 

2)   специальное налогообложение; 

3)   распределение прав собственности; 

4)   прямой государственный контроль.

1) Интернализация внешнего эффекта 

Одним из вариантов решения проблемы отрицательных внешних эффектов является интернализация внешнего эффекта. Возьмем пример с предприятием, загрязняющим воду озера. Рыбацкое хозяйство при этом несет убытки в связи с уменьшением улова. Один из способов решения проблемы - приобретение в собственность рыбацким хозяйством предприятия или, наоборот, покупка рыболовецкого хозяйства предприятием. В любом случае объединенная фирма будет учитывать ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производства загрязняющего вещества и рыбы. Объединение фруктового сада и пасеки в рамках одной фирмы – пример аналогичного решения проблемы внешних эффектов. Такого рода решение называют интернализацией внешнего эффекта.

Интернализация внешнего эффекта означает, что фирма принимает во внимание производимый отрицательный внешний эффект, учитывает ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производства продукции. 

Другими словами, внешние эффекты интернализируются, когда цены скорректированы так, что они отражают полные общественные издержки или общественную полезность.

2) Специальное налогообложение 

Английский экономист, представитель кембриджской неоклассической школы Артур Сесил Пигу в качестве решения проблемы внешних эффектов предложил использовать корректирующие налоги и субсидии. 

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффект, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. 

В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог, равный предельным внешним издержкам Т=МЕC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному: MSB=MSC. Действительно, для предприятия налог – это дополнительные издержки, поэтому МРС1 поднимется на Т рублей вверх и совпадет с кривой MSC (см. рис. 7).

 

Рис. Корректирукющий налог

 

Таким образом, с помощью налога внешние затраты интернализируются. Теперь оптимальным для предприятия является выпуск Q2, при котором MSC=Р. Однако рыночная цена Р также изменится, так как установится новая равновесная цена – P2

Итак, введение налога на производство товара сокращает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты.

3) Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволит приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

В случае с обучением, корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S=МЕВ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB=MSC (рис.8.8.). 

 

 

 

 

Рис. Корректирующая субсидия 

 

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. 

Во - первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. 

Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. 

Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. 

 

3) Распределение прав собственности 

Традиционный подход к решению проблемы внешних эффектов (их интернализация и налог Пигу) оставался преобладающим вплоть до 1960 года, когда американский экономист Рональд Коуз выступил со статьей «Проблема социальных издержек». Он показал, что проблема внешних эффектов имеет обоюдосторонний характер. «Вопрос обычно понимался так, - писал Р. Коуз, - что вот А наносит ущерб В, и следует решить, как мы ограничим действия А? Но это неверно. Перед нами проблема взаимообязывающего характера. При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А? Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба».

Отрицательные внешние эффекты возникают при конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в том случае, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены. Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов. В таком случае вмешательство государства в экономику будет эффективным только в том случае, если издержки такого вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка». В свою очередь перераспределение прав собственности будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения. 

Вывод Коуза, получивший впоследствии название теоремы Коузазаключается в следующем: когда затраты на проведение переговоров ничтожно малы, внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права. Если эти права вполне определены и могут покупаться и продаваться на рынке, рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению. Если фирма имеет легальное право загрязнять окружающую среду, те, кто несет ущерб от загрязнения, могут купить у фирмы на минимум загрязнений. Если жители окрестных районов имеют право на чистую окружающую среду, фирма может купить у них разрешение на ее загрязнение. 

4) Прямой государственный контроль 

Административно-правовые методы запретительного или ограничительного характера как на региональном, так и на федеральном уровне представляют собой прямой государственный контроль. Например, в городах местные органы власти запрещают или ограничивают въезд в центр города транспортных средств, когда загрязнение воздуха угрожает здоровью жителей города. Государственные органы налагают также количественные ограничения на загрязнение окружающей среды теми или иными веществами, использование загрязняющей технологии. Все это – примеры прямого государственного контроля в решении проблемы внешних эффектов. 

 

 

3. Общественные блага 

Государственное вмешательство в рыночный механизм, необходимое для обеспечения его экономической эффективности, объясняется не только наличием внешних эффектов частных коммерческих сделок, но и проблемой производства общественных благ, концепция которых в развернутом виде была впервые выдвинута в 1954 году Полом Самуэльсоном. 

Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления. Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими людьми. Таким образом, потребление частного блага одними лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Такие блага называются частными благами. Но существуют блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Это и есть общественные блага. У этих благ отсутствует внутренний эффект, оплачиваемый конкретным покупателем, но имеется значительный внешний эффект, способный обеспечить совместное удовлетворение потребностей многих или всех членов общества. 

Общественные блага – блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, и которые обладают свойствами неисключаемости и неконкурентности в потреблении. 

Неконкурентность общественного блага означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. 

Действительно, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями. А потребление услуг системы национальной обороны не уменьшает и не ухудшает положение населения при появлении новых граждан. 

Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. 

Другими словами, если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага. Например, если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. А если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны. Также как не существует технических средств, которые могли бы не допустить использование света маяка в качестве ориентира одними судами, в то время, как его могут использовать в этом качестве другие. 

Наличие таких критериев, как конкурентность/неконкурентность и исключаемость/неисключаемость, позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами. 

Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и неконкурентности. 

Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, то есть быть платным. 

В силу того, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью неконкурентности и неисключаемости, обычно выделяются только две категории смешанных благ: 

перегружаемые, или переполняемые, (свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента) 

 исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). 

Типичные примеры перегружаемого блага являются мосты, туннели, дороги. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Однако, начиная с определенного момента, например, при пользовании мостом в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других потребителей. Очевидно, увеличение потребителей при перегруженности дороги приводит к исчезновению неконкурентности в потреблении блага. Общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход - примеры исключаемых благ. В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества и исключаемости в потреблении. Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Следует отметить, что при устранении условий свободного доступа к благу и установления платы за его потребление, общественное благо превращается в частное. 

Неисключаемость общественных благ способствует возникновению проблемы безбилетника (фрирайдера). Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. В результате, потребители пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. Но, если ни у кого нет стимула оплачивать издержки, то ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. Следовательно, блага не будут производиться несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством.

Одним из ярких примеров проявления безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих (в числе прочего) на обеспечение общественных благ. Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о плательщиках. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Решая проблему безбилетника, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Для этого оно должно получить средства от общества через систему общих и местных налогов.

Таким образом, проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведет к возникновению государственного предпринимательства, развитию системы государственных закупок, системы налогообложения.

Проблема асимметричной информации. 

Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько участники рынка владеют информацией о потребительских свойствах товаров, о возможностях той или иной технологии, о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведет к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно использовать ресурсы. При совершении сделки один из участников находится в более выгодном положении. Реально действующий рынок характеризуется асимметричной информацией.

Асимметричность информации (англ. asymmetric(al) information, в русской литературе также называется несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя бывает и обратная ситуация. 

Классический пример асимметричной информации дает сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший  метод лечения, выбрать нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией. Если медицинская помощь предоставлялась бы только на частной основе, то врачи, стремясь получить больший доход, предпочитали бы наиболее дорогие, зачастую избыточные и не всегда высококачественные методы лечения и лекарства. В этих условиях государство организует общественную систему здравоохранения, принимает законы о защите прав потребителя.