Перейти к основному содержанию

Тема 5. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Вопросы лекции:

1.  Понятие равновесия в экономике, его виды и анализ

2.  Распределение доходов и социальная справедливость

 

1. Понятие равновесия в экономике, его виды и анализ

В предыдущих темах были рассмотрены различные аспекты рыночной экономики: поведение потребителя и деятельность фирмы, рынки товаров и рынки факторов производства. При этом упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных рынках сравнительно независимо и автономно. Иными словами, ранее речь шла о частичном равновесии, когда один рынок рассматривался изолировано от остальной экономики. При определении равновесной цены и равновесного количества на некотором рынке, мы предполагали, что его воздействие на другие рынки незначительно или вовсе отсутствует. 

В отличие от анализа частичного равновесия при анализе общего равновесия цены и количества определяются на всех рынках одновременно с учетом эффекта обратных связей.

Эффектом обратной связи называется изменение цен и количеств товаров на некотором рынке в ответ на аналогичные изменения, возникающие на сопряженных рынках. 

Частичное равновесие - это равновесие, складывающееся на отдельном рынке. 

Однако экономика представляет собой взаимосвязь хозяйственных единиц, каждая из которых приспосабливается к рыночной ситуации и стремится получить максимальный доход. Иными словами, при анализе необходимо учитывать экономические взаимосвязи всех цен и решений, то есть рассматривать ситуацию общего равновесия. 

Общее экономическое равновесие - это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый субъект максимизирует свою целевую функцию. В условиях свободной конкуренции общее равновесие экономической системы будет достигнуто, если: 

1)  при данном уровне дохода все потребители максимизируют свою полезность; 

2)  при данной технологии все фирмы максимизируют свою прибыль;

3)  на всех локальных рынках спрос равен предложению. 

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, пропорционален, но в таком состоянии он не может находиться длительное время, так как любое изменение в спросе или предложении его нарушает, поэтому различают

1)     стабильное равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся под воздействием спроса и предложения цена, в конечном счете, за короткий период возвращается в исходное состояние; неустойчивое равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся цена не возвращается в исходное положение достаточно длительный период времени. 

2)     неустойчивость рыночного равновесия вызывает необходимость регулирования его извне – государством. 

Для этого у правительства имеются следующие возможности: 

1)  применять административное регулирование цен; 

2)  воздействовать на агентов рынка через налоговую политику и систему дотаций. 

В экономической науке сложилось несколько подходов к определению сущности общего экономического равновесия: 

1.  Леон Вальрас впервые в экономической науке (1889) с помощью математического аппарата доказал возможность общего экономического равновесия. Вальрас исходил из того, что общее равновесие возможно лишь при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения. И если «n–1» рынков находится в состоянии равновесия, то обязательно найдется единственная комбинация спроса и предложения, при которой последний рынок также будет равновесным. В этих условиях и возникает общее экономическое равновесие. 

2. Следующий шаг в определении общего экономического равновесия - экономическая теория благосостояния Парето. 

Так как создание равновесной ситуации на рынке – это прямой путь к росту благосостояния населения, то Вильфредо Парето общее экономическое равновесие дополнил понятием оптимальности, которое состоит в принципиальной невозможности улучшения положения хотя бы одного агента рынка без ухудшения положения другого и предполагает эффективное использование ресурсов в экономике по трем направлениям: 

1)  если невозможно увеличить производство какого-либо продукта без соответствующего сокращения другого; 

2)  если невозможно перераспределить товары и услуги между людьми таким образом, чтобы не уменьшить благосостояние хотя бы одного из них; 

3)  если изменение структуры выпуска товаров ради интересов одного человека невозможно без ущемления интересов другого. 

Однако критерий Парето-оптимальности не носит универсального характера, так как не позволяет оценить ситуацию, когда полезность одного агента возрастает, а другого сокращается. 

3. Для оценки такого изменения используют критерий, предложенный Н.Калдором и Дж.Р.Хиксом: изменение в распределении благ можно считать положительным, если те, кто выиграл от перераспределения, оценивает свой выигрыш выше величины, которую проигравший считает своим убытком, и этот убыток может быть компенсирован. 

Следует выделить и попытки экономистов построить функцию общественного благосостояния, которая могла бы помочь в оценке того, насколько одна экономическая ситуация лучше или хуже другой. Так, А.Бергсон и П.Самуэльсон рассматривали функцию общественного благосостояния как функцию благосостояния каждого потребителя.

Однако, по мнению ряда ученых, построение такой функции требует учета предпочтений каждого потребителя и их интеграции в общественные предпочтения, что весьма сложно сделать из-за их несогласованности, а зачастую и противоречивости. 

В современное время одним из наиболее выдающихся представителей экономики благосостояния признается нобелевский лауреат 1998 года Амартия Кумар Сен. Его вклад в эту область исследования связан с увязыванием проблем экономики благосостояния с этическими принципами. С его точки зрения, дальнейшее развитие теории благосостояния требует использования философской традиции, связанной с понятиями свободы, прав, всеобщей взаимозависимости и признания множественности этически значимых утверждений. 

2. Распределение доходов и социальная справедливость 

Заметим, что существует множество Парето-оптимальных вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества, может существенно различаться. Поэтому проблема эффективности распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Действительно, теория благосостояния более чем какой-либо другой раздел экономической теории связан с этическими оценками. Поэтому нормативный подход (выражает субъективное мнение о том, что должно быть) играет не меньшую роль, чем позитивный (занимается констатацией фактов, имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок). 

Неэффективное распределение ресурсов может быть более справедливым, чем эффективное.

Проблема заключается в том, как определить справедливое распределение. Даже если мы ограничимся лишь точками на границе возможных полезностей, то какая из них наиболее справедливая? 

В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

• Эгалитарный или «уравнительный» требует равного распределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. 

• Согласно роулзианскому подходу равное распределение ресурсов может уничтожить стимул, побуждающий наиболее производительных людей напряженно трудиться, поскольку благосостояние, которого они достигнут, будет все равно изъято с помощью налогов. Этот подход допускает неравенства, если они способствуют улучшению положения наименее обеспеченных членов общества. Согласно Джону Ролзу, наиболее справедливое распределение максимизирует полезность наименее обеспеченного члена общества. 

• Утилитарный принцип максимизирует общую полезность всех членов общества. 

• Рыночный: если рынок, на котором действуют все участники торговли, конкурентен, то все взаимовыгодные торговые сделки рано или поздно будут заключены, а возникающее в итоге равновесное распределение ресурсов окажется экономически эффективным и справедливым. 

Таким образом, экономическая теория сама по себе не способна указать, какое из оптимальных по Парето распределений ресурсов общества является наилучшим с социальной точки зрения. Выбор среди оптимальных (эффективных) вариантов использования ресурсов есть вопрос социальной справедливости, который требует применения функции общественного благосостояния. Движение из одной точки, соответствующей оптимальному по Парето распределению, к другой такой же точке часто требует вмешательства государства, связанного с перераспределением доходов или ресурсов общества. 

Справедливость и совершенная конкуренция

Конкурентное равновесие приводит к Парето - эффективному результату. Но данный конкретный результат может не быть справедливым. На самом деле конкурентное равновесие может быть на любой точке кривой контрактов в зависимости от начального распределения. 

Представим себе, например, что в начальном распределении вся пища и одежда принадлежат Карине. Это будет точка ОК на рис. 5.7, и Карине нет смысла торговать, какова бы ни была цена. Тогда точка ОК будет конкурентным равновесием, так же как и OJ и все промежуточные точки на кривой контрактов.

Поскольку эффективные распределения не обязательно справедливые, общество должно в какой - то степени полагаться на государство, перераспределяющее доходы или блага между гражданами по мотивам социальной справедливости. Это достигается с помощью налоговой системы, например, с помощью прогрессивного подоходного налога доход перераспределяется в пользу бедных. Государство может также обеспечить предоставление ряда общественных услуг, таких, как медицинская помощь бедным, или создавать фонды помощи, реализуя их через такие программы, как "Талоны на питание".

К сожалению, все программы по перераспределению доходов в нашем обществе дорогостоящи. Налоги могут заставлять людей меньше работать или вынуждать фирмы тратить средства на уклонение от налогов, а не на производственные цели. Так что практически проблема решается путем компромисса между критериями справедливости и эффективности.

 

Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений, с целью сглаживания или устранения негативных последствий от действия рыночного механизма.

 

Классификация провалов рынка 

Провалами рынка считаются:

1)   несовершенная конкуренция (в том числе монополия, монопсония и олигополия);

2)   недостаток и асимметрия информации;

3)   внешние эффекты.