Бибилиографическая ссылка:
Захарова Г.П., Амирова Э.Ф. Государственное регулирование рынка зерна в условиях импортозамещения [научная статья в журнале ВАК]/ Э.Ф. Амирова, Г.П. Захарова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (37). С. 15-17. (ISSN 2073-0461)
УДК 631.155
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЗЕРНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Захарова Г.П., Амирова Э.Ф.
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы государственного регулирования зернового рынка; тенденции и проблемы рынка зерна в современных условиях хозяйствования.
Ключевые слова: государственное регулирование, рынок зерна, государство, аграрный сектор, продовольственная безопасность, импортозамещение.
Введение. В современных условиях хозяйствования стабильное и эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий может быть обеспечено лишь при взвешенном, научно обоснованном государственном регулировании экономики аграрного сектора. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства. Поэтому на сегодняшний день в связи с экономическими санкциями, импортозамещением, ослаблением управляемости АПК, сокращением бюджетного финансирования и рядом других объективных и субъективных причин, проблема совершенствования государственного регулирования аграрного сектора приобретает все большую актуальность, научный интерес и практическую значимость, особенно это касается отраслей, призванных обеспечить продовольственную безопасность страны.
Зернопроизводство традиционно составляло и составляет основу всего продовольственного комплекса нашей страны. Зерновые культуры являются важнейшей сельскохозяйственной культурой.
Рассматривая зерно в качестве товара, необходимо отметить, что оно имеет очень важное значение, как для экономики нашей страны в целом, так и для Республики Татарстан в частности. Производство зерна имеет многофункциональный характер и затрагивает интересы практически всех товаропроизводителей, занятых в сельском хозяйстве. Являясь стратегически важным продуктом, зерно определяет уровень продовольственной безопасности страны, жизненный уровень населения, развитие животноводческих отраслей, наращивание экспортного потенциала страны.
В условиях санкций вопрос развития отечественного зернового производства стоит очень остро. Обязательным условием замещения импортного продовольствия российским является конкурентоспособность последнего. В декабре 2013 года резкое падение курса рубля, приведшее к снижению импортных поставок и их удорожанию, стало отправной точкой в обсуждении Правительства РФ вопроса об импортозамещении как стратегии развития страны.
Все вышеназванное и ряд других факторов, предопределяют необходимость пристального внимания государства к состоянию и развитию рынка зерна.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008–2020 гг.» признают импортозамещение в качестве основной цели развития агропромышленного комплекса.
Министерством сельского хозяйства было подсчитано, что программа импортозамещения основных продовольственных товаров государству обойдется в 1 трлн. 20 млрд. руб. до 2020 года. Но, поскольку Россия как член ВТО имеет ограничения по поддержке АПК и к 2018 году уровень господдержки в рамках «желтой корзины» (субсидирование кредитов, субсидирование в растениеводство и животноводство) не должен превышать $4,4 млрд., то на поддержку сельского хозяйства решено было выделить 636 млрд. руб.
Понятия импортозамещение, рост экономики и повышение безопасности тесно связаны друг с другом. Проведение политики импортозамещения стимулирует развитие отечественного агропромышленного производства, способствует рационализации импорта продовольственных товаров. При этом реализация стратегии импортозамещения предполагает использование государством различных форм и методов стимулирования отечественного сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности отрасли на внутреннем рынке.
Изучение научной литературы свидетельствует, что проблема государственного регулирования зернового рынка достаточно широко изучена в теоретическом плане, но при этом данные вопросы продолжают оставаться дискуссионными в аграрно-экономической науке.
Содержание самой категории государственного регулирования в теоретических исследованиях и хозяйственной практике трактуется неоднозначно. Следует отметить, что ряд ученых отождествляют и представляют как равнозначные такие понятия как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственная поддержка». Отдельные ученые считают, что государственное регулирование является частью государственной поддержки.
По мнению Н. О. Рахимовой, под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать «… экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства» [2].
А. В. Перфильев государственное регулирование рассматривает как «…функцию государственного управления, содержание которой выражается в воздействии государства в лице отдельных органов государственной власти на общественные отношения и связи, характеризующиеся высокой активностью участников, массовым характером, высокой общественной значимостью и отсутствием действенных механизмов саморегулирования путем установления, отмены и корректировки правил и рамок поведения участников указанных отношений»[1].
Различия в определении категории государственное регулирование сельского хозяйства в целом и рынка зерна в частности, обуславливаются не только многоаспектностью и наличием разных форм его осуществления, но и в, известной мере, связаны с его изменениями во времени.
Как показали результаты исследований, наиболее дискуссионным остается вопрос о необходимости государственного регулирования.
Следует отметить, что необходимость применение мер государственного регулирования отвергается в России определенной частью ученых и практиков, выражающих недовольство вмешательством в действие рыночных законов до сих пор. Такая позиция, на наш взгляд, представляется не только не правильной, научно не обоснованной, но и далеко небезобидной с точки зрения достижения целей самих аграрных преобразований.
История России показывает, что в развитии рынка зерна нашей страны центральную и координирующую роль всегда играло государство. Оно постоянно, с разной степенью эффективности, но регулировало экономические процессы, происходящие на этом сегменте рынка.
Приоритетная роль государственного регулирования не умаляет значения рыночной самоорганизации в обеспечении структурной перестройки зернового рынка. Государственное регулирование не подменяет предпринимательскую инициативу, а призвано создать условия для частной инвестиционной активности и экономического подъема, связанных с широким освоением новых перспективных технологий на началах рыночной конкуренции. Государство помогает формированию конкурентноспособных хозяйствующих субъектов, которые в состоянии работать на внутреннем и мировом рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективные направления обновления производства.
Основной целью государства на рынке зерна является полное удовлетворение потребностей страны в данном продукте как основы ее продовольственной безопасности. Эта цель может быть достигнута только при условии полной реализации потенциальных возможностей зернопроизводителей и перестройки структуры рынка зерна.
Анализ современного состояния рынка зерна в России показывает, что сложившееся положение является следствием процессов его формирования в условиях рыночных отношений и ослабление роли государства. В результате этого наметились следующие тенденции и проблемы развития зернового рынка:
- уменьшение доли госзакупок зерна, переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;
- дестабилизация рынка зерна по причине существенных изменений уровня рыночных цен в зависимости от урожайности и сезонности производства;
- присутствие на зерновом рынке значительного количества предприятий-посредников, которые диктуют сельхозтоваропроизводителям невыгодные ценовые условия;
- увеличение доли реализуемого зерна в форме бартерных сделок, по причине того, что сельхозпредприятиям необходимо рассчитываться за поставленные ГСМ, удобрения, семена, нефтепродукты.
Нерешенность этих и ряда других проблем ведет к несовершенству системы ценообразования на рынке зерна; к снижению зависимости между уровнем цен на зерно и его качественными параметрами; развитию теневого рынка зерна.
Среди всех проблем развития рынка зерна, основной является нестабильность производства и значительные колебания цен. Данные проблемы могут быть решены, в том числе и методами государственного регулирования. Механизм регулирования цен на зерно при высоком уровне урожая в последние годы основан на проведении государственных закупочных интервенций. Следует отметить, что, несмотря на то, что в ходе проведения интервенций закупается значительное количество зерна, их влияние на уровень цен неустойчиво и затратно. Государству необходимо разработать более эффективную систему регуляторов зернового рынка.
Целесообразно также совершенствование самой процедуры осуществления интервенций, пересмотр прав и обязанностей их субъектов. Все эти моменты требуют пересмотра и изменений правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций.
Дальнейшее развитие зернового рынка в Росси в условиях экономических санкций и импортозамещения, на наш взгляд, предполагает два основных направления политики государства и регулирования в этой отрасли сельского хозяйства. Эти направления существенно отличаются между собой по конечным целям и методами.
Первое направление связано с удовлетворением внутренних потребностей на продовольственное зерно, а также формированием прочной кормовой базы для животноводства. Целью осуществления данного направления является импортозамещение по мясу, создание кормовой базы в первую очередь для таких отраслей как птицеводство и свиноводства. Кроме того, реализация данного направления позволяет создать резерв для государственного регулирования цен в той части продовольственного рынка, который важен для малоимущих граждан.
Второе направление предполагает формирование и развитие современного зернового хозяйства экспортной направленности. Важными задачами государства являются создание высокотехнологичной транспортной и складской инфраструктуры, которая так необходима для устойчивого экспорта; организация поддержки российских экспортеров на государственном уровне, обеспечение их правовой защиты и ряд др.
Заключение. Таким образом, импортозамещение способствует обеспечению национальной и государственной безопасности РФ, эко-номическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности оте¬чественных товаров.
Для стабилизации и дальнейшего эффективного развития рынка зерна, важную и определяющую роль должно играть государственное регулирование. В условиях рыночной экономики эффективное развитие зернового рынка возможно лишь при оптимальном сочетании рыночных и государственных механизмов воздействия на данный рынок.
Л и т е р а т у р а
1.Перфильев А. В. Регулирование как функция государственного управления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004.
2.Рахимова Н. О. Государственное регулирование АПК / Актуальные проблемы аграрной науки и практики: сб. научных трудов ; под ред. О. В. Богданова. Тверь : ТГСХА, 2010.
Сведения об авторах:
Захарова Галина Петровна – кандидат экономических наук, доцент, e-mail: chugunovagalya@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет», г. Казань, Россия
Амирова Эльмира Фаиловна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: elmira_amirova@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет», г. Казань, Россия.