МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)
|
Факультет (институт) Институт экономики
Кафедра экономики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
воспитательной работе, проф.
____________ Б.Г. Зиганшин
«17» марта 2016 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине
«ДЕМОГРАФИЯ»
(приложение к рабочей программе дисциплины)
по направлению подготовки
38.03.04 Государственное муниципальное управление
Направленность (профиль) подготовки
«Государственная и муниципальная служба»
Уровень
бакалавриата
Форма обучения
Очная
Казань – 2016
Составитель: Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент
Фонд оценочных средств обсуждён и одобрен на заседании кафедры экономики и информационных технологий «11» марта 2016 года (протокол №10)
Зав. кафедрой, д.э.н., профессор _________________ Газетдинов М.Х.
Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14» марта 2016 г. (протокол №10)
Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент ________________ Гатина Ф.Ф.
Согласовано:
Директор Института экономики,
д.э.н., профессор ________________ Мухаметгалиев Ф.Н.
Протокол ученого совета Института экономики №7 от «16» марта 2016 г.
1. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 Государственное муниципальное управление, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Демография»:
Таблица 1.1 – Требования к результатам освоения дисциплины
Код компетенции |
Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС ВО) |
Результаты освоения образовательной программы |
ПК-2 |
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
|
1. Знать: - основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; - порядок применения дисциплинарных взысканий; основы подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и мотивационных предпочтений; - различия оперативного и долгосрочного планирования, стратегического управления, сущность стратегических процессов в организации, муниципальном образовании, регионе и государстве; - теоретические, методологические основы принятия стратегических управленческих решений, базовые модели и инструменты стратегического управления и планирования; - научно-методические основы стратегического анализа, структуру процесса планирования стратегии и методологию стратегической сегментации рынка; 2. Уметь: - применять на практике принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования труда персонала; - исследовать удовлетворенность персонала работой в организации; - разрабатывать инструментарий исследования мотивационных предпочтений, диагностика структуры мотивации; - применять методы социологических исследований в сфере стимулирования труда персонала; - использовать полученные знания по обоснованию и разработке стратегии в управленческой практике; - проектировать систему управления реализацией стратегии организации; - квалифицированно формулировать миссию, стратегические цели и задачи организации, а также творчески разрабатывать стратегические планы, программы, проекты, в том числе в сфере управления человеческими ресурсами, и осуществлять контроля за их реализацией; 3. Владеть: - методикой измерения мотивации и удовлетворенности трудом персонала организации; - методами обработки результатов исследований и обеспечения их достоверности; - современными технологиями управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; методами оценки экономической и социальной эффективностью проектов совершенствования системы мотивации и стимулирования труда; - навыками по разработке и осуществлению стратегии как необходимого элемента управления в современных условиях; - стратегическим инструментарием, используемым при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегии; - навыками выявления и оценки степени влияния факторов внешней среды; - навыками стратегического планирования; навыками выбора приоритетов при проектировании организации |
ПК-12 |
способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
|
1. Знать: - теоретические основы регионального управления и территориального планирования; - основные способы обоснования управленческих решений; - особенности управленческой деятельности в условиях риска и неопределенности; - принципы и методы государственного регулирования экономики в области отношений собственности и финансовых отношений; - основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; - социальные проблемы развития российской экономики в целом и отдельных ее регионов; критерии оценки последствий (результатов) осуществления государственных программ 2. Уметь: - ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ развития) выявлять проблемы, формулировать цели, оценивать альтернативы принимать обоснованные решения в процессе планирования и прогнозирования; - применять методы планирования и прогнозирования территориального развития; - использовать современные методы для разработки социально-экономических проектов (программ развития); - вырабатывать решения с учетом неопределенности и рисков; - диагностировать социальные проблемы территориального развития 3. Владеть: - методами увязки целей социально-экономических проектов (программ развития); - навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ; - навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов; - навыками выполнения необходимых расчетов в ходе территориального планирования с учетом неопределенности и рисков; - приемами оценки результатов реализации различных направлений социально-экономической политики государства и государственных программ |
Таблица 1.2 – Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы по направлению подготовки 38.03.04 Государственное муниципальное управление направленность (профиль) подготовки «Государственная и муниципальная служба»
Наименование дисциплины |
Общекультурные компетенции (ОК) |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) |
Профессиональные компетенции (ПК) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОК… |
ОК 3 |
ОК… |
ОПК 1 |
ОПК 2 |
ОПК… |
ПК 1 |
ПК 2 |
ПК 3 |
ПК- …. |
ПК 12 |
ПК 13 |
ПК 14 |
ПК … |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этапы формирования компетенций |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
Демография
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В качестве этапов формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы указываются курсы:
Этапы формирования компетенций |
Курсы |
1 этап |
Дисциплины (модули) 1-2 курсов, учебная практика |
2 этап |
Дисциплины (модули) 3 курса, производственная практика |
3 этап |
Дисциплины (модули) 4 курса, преддипломная практика и государственная итоговая аттестация |
2. ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ
Таблица 2.1 – Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Планируемые результаты освоения компетенций |
Критерии и показатели результатов обучения по уровням освоения материала |
||
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
|||
ПК-2 |
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры |
Знать:
|
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами. |
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; - порядок применения дисциплинарных взысканий; - основы подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и мотивационных предпочтений;
|
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; - порядок применения дисциплинарных взысканий; - основы подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и мотивационных предпочтений; - различия оперативного и долгосрочного планирования, стратегического управления, сущность стратегических процессов в организации, муниципальном образовании, регионе и государстве;
|
Уметь: |
- применять на практике принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования труда персонала; -использовать полученные знания по обоснованию и разработке стратегии в управленческой практике;
|
- применять на практике принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования труда персонала; - разрабатывать инструментарий исследования мотивационных предпочтений, диагностика структуры мотивации; -использовать полученные знания по обоснованию и разработке стратегии в управленческой практике; -проектировать систему управления реализацией стратегии организации;
|
- применять на практике принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования труда персонала; - исследовать удовлетворенность персонала работой в организации; - разрабатывать инструментарий исследования мотивационных предпочтений, - осуществлять диагностику структуры мотивации; - применять методы социологических исследований в сфере стимулирования труда персонала; -использовать полученные знания по обоснованию и разработке стратегии в управленческой практике; |
||
Владеть:
|
- методикой измерения мотивации и удовлетворенности трудом персонала организации; - навыками по разработке и осуществлению стратегии как необходимого элемента управления в современных условиях.
|
- методикой измерения мотивации и удовлетворенности трудом персонала организации; - современными технологиями управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; - методами оценки экономической и социальной эффективностью проектов совершенствования системы мотивации и стимулирования труда; - навыками по разработке и осуществлению стратегии как необходимого элемента управления в современных условиях.
|
- методикой измерения мотивации и удовлетворенности трудом персонала организации; - методами обработки результатов исследований и обеспечения их достоверности; - современными технологиями управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; - методами оценки экономической и социальной эффективностью проектов совершенствования системы мотивации и стимулирования труда; - навыками по разработке и осуществлению стратегии как необходимого элемента управления в современных условиях; - организации |
||
ПК-12 |
способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ |
Знать:
|
- принципы и методы государственного регулирования экономики в области отношений собственности и финансовых отношений; - социальные проблемы развития российской экономики в целом и отдельных ее регионов; критерии оценки последствий (результатов) осуществления государственных программ
|
- теоретические основы регионального управления и территориального планирования; - основные способы обоснования управленческих решений; - принципы и методы государственного регулирования экономики в области отношений собственности и финансовых отношений; - социальные проблемы развития российской экономики в целом и отдельных ее регионов; критерии оценки последствий (результатов) осуществления государственных программ
|
- теоретические основы регионального управления и территориального планирования; - основные способы обоснования управленческих решений; - особенности управленческой деятельности в условиях риска и неопределенности; - принципы и методы государственного регулирования экономики в области отношений собственности и финансовых отношений; - основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; |
Уметь: |
- ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ развития) - выявлять проблемы, формулировать цели, оценивать альтернативы принимать обоснованные решения в процессе планирования и прогнозирования;
|
- ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ развития) - выявлять проблемы, формулировать цели, оценивать альтернативы принимать обоснованные решения в процессе планирования и прогнозирования; - применять методы планирования и прогнозирования территориального развития; - диагностировать социальные проблемы территориального развития
|
- ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ развития) выявлять проблемы, формулировать цели, оценивать альтернативы принимать обоснованные решения в процессе планирования и прогнозирования; - применять методы планирования и прогнозирования территориального развития; - использовать современные методы для разработки социально-экономических проектов (программ развития); |
||
Владеть:
|
- навыками выполнения необходимых расчетов в ходе территориального планирования с учетом неопределенности и рисков;
|
- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ; - навыками выполнения необходимых расчетов в ходе территориального планирования с учетом неопределенности и рисков; - приемами оценки результатов реализации различных направлений социально-экономической политики государства и государственных программ |
- методами увязки целей социально-экономических проектов (программ развития); - навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ; - навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов; - навыками выполнения необходимых расчетов в ходе территориального планирования с учетом неопределенности и рисков |
Описание шкалы оценивания
1. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не овладевшему ни одним из элементов компетенции, т.е. обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине.
2. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать», т.е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой, допустившему неточности в ответе на экзамене, но в основном обладающему необходимыми знаниями для их устранения при корректировке со стороны экзаменатора.
3. Оценка «хорошо» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать» и «уметь», проявившему полное знание программного материала по дисциплине, освоившему основную рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
4. Оценка «отлично» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать», «уметь» и «владеть», проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по дисциплине, освоившему основную и дополнительную литературу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
5. Оценка «зачтено» соответствует критериям оценок от «отлично» до «удовлетворительно».
6. Оценка «не зачтено» соответствует критерию оценки «неудовлетворительно».
Таблица 2.2 – Карта компетенции
Коды |
Наименование |
Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть) |
Этапы формирования компетенции в процессе освоения ОПОП |
Виды занятий дляформированиякомпетенции |
Оценочные средства сформированности компетенции |
ПК-2 |
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры |
1. Знать: - базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; - основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; - условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста |
1 |
Лекции |
Собеседование, доклад, сообщение |
2. Уметь: -использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; - искать и собирать финансовую и экономическую информацию; - анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов. |
1 |
Практические занятия |
Текущий тест, эссе, доклад контрольная работа |
||
3.Владеть: - владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг); - владеть методами личного финансового планирования; - основами экономических знаний в различных сферах деятельности |
1 |
Практические занятия |
Текущий тест, эссе, контрольная работа, зачет в тестовой или устной форме |
||
ПК-12 |
способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ |
1. Знать: - теоретические основы регионального управления и территориального планирования; - основные способы обоснования управленческих решений; - особенности управленческой деятельности в условиях риска и неопределенности; - принципы и методы государственного регулирования экономики в области отношений собственности и финансовых отношений; - основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; - социальные проблемы развития российской экономики в целом и отдельных ее регионов; критерии оценки последствий (результатов) осуществления государственных программ
|
|
Лекции |
Собеседование, доклад, сообщение |
2. Уметь: - ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ развития) выявлять проблемы, формулировать цели, оценивать альтернативы принимать обоснованные решения в процессе планирования и прогнозирования; - применять методы планирования и прогнозирования территориального развития; - использовать современные методы для разработки социально-экономических проектов (программ развития); - вырабатывать решения с учетом неопределенности и рисков; - диагностировать социальные проблемы территориального развития |
1 |
Практические занятия |
Текущий тест, эссе, доклад контрольная работа |
||
3. Владеть: - методами увязки целей социально-экономических проектов (программ развития); - навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ; - навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов; - навыками выполнения необходимых расчетов в ходе территориального планирования с учетом неопределенности и рисков; - приемами оценки результатов реализации различных направлений социально-экономической политики государства и государственных программ |
1 |
Практические занятия |
Текущий тест, эссе, контрольная работа, зачет в тестовой или устной форме |
3. ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вопросы к зачету
1. Краткая история становления демографии
2. Предмет демографии
3. Задачи демографии
4. Методы исследования в демографии
5. Основные принципы современной переписи населения
6. Краткая история переписей населения в мире.
7. Переписи населения в России и СССР
8. Программа переписи населения.
9. Правовая основа переписи населения
10. Программа разработки материалов Всероссийской переписи населения 2010 г.
11. Итоги Всероссийской переписи населения 2010г.
12. Подготовка к Всероссийской переписи населения 2010г.
13. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
14. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
15. Численность населения.
16. Половозрастные пирамиды
17. Структура населения по полу
18. Возрастная структура населения
19. Демографическое старение населения
20. Брачная структура населения
21. Динамика браков и разводов в России
22. Динамика браков и разводов в мире
23. Семейная структура населения
24. Семья и домохозяйство
25. Общие коэффициенты естественного движения населения
26. Показатели уровня рождаемости
27. Возрастные коэффициенты рождаемости
28. Рождаемость и плодовитость
29. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости
30. Брачная и внебрачная рождаемость
31. Суммарный коэффициент рождаемости
32. Динамика уровня рождаемости в мире
33. Динамика уровня рождаемости в России
34. Анализ динамики уровня рождаемости с помощью индексного метода
35. Краткая история исследований факторов рождаемости
36. Изучение репродуктивного поведения
37. Исторические причины развития массовой малодетности семей
38. Демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российского общества
39. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей
40. Возрастные коэффициенты смертности
41. Коэффициент младенческой смертности
42. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности
43. Вероятностные таблицы смертности (таблицы смертности)
44. Расчет кратких таблиц смертности
45. Уровень средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в России и его динамика
46. Показатели смертности по причинам смерти
47. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни
48. Динамика смертности населения России (краткий аналитический материал)
49. Динамика смертности населения в мире (краткий аналитический материал)
50. Общий коэффициент естественного прироста
51. Показатели воспроизводства населения
52. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения
53. Прогнозирование общей численности населения
54. Прогнозирование половозрастной структуры населения
55. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде
56. Естественное движение населения
57. Динамика численности вынужденных переселенцев и беженцевв РФ
58. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
59. Основные показатели жилищных условий населения
60. Развитие инфраструктуры сельской местности
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине «Демография»
Вариант № 1
1.Объект и предмет демографии как науки. Основные направления взаимодействия демографии с другими науками
2. Критерии классификации демографических наук. Отличие пониманий демографии как статистики населения от ее трактовки как социальной науки.
Вариант № 2
1.Структуру предмета демографии и ее взаимосвязь между функциями демографической науки.
2.Особенности этапа становления демографического знания до конца XIX века.
Вариант № 3
1.Виды демографической информации, требования, которые к ней предъявляются.
2.Основные виды источников данных о населении.
Вариант № 4
1. Категории населения, учитываемые при переписях. Основные принципы переписи населения.
2.Регистр населения и основные проблемы его введения в нашей стране.
Вариант № 5
1 .Основные характеристики, включаемые в программу текущего учета естественного движения населения.
2 .Уравнение демографического баланса и его компоненты.
Вариант № 6
1.Понятие естественного прироста (убыли) населения (описать теорию и примеры, не просто понятия, а раскрыть всю сущность).
2.Относительные показатели динамики численности населения: виды, определения, методика расчета.
Вариант № 7
1. Половая структура населения: определение и способы измерения.
2. Первичное, вторичное, третичное соотношение полов – определение и факторы, их определяющие.
Вариант № 8
1. Возрастная структура населения.
2. Понятия и характеристика виды брака, брачности, брачное состояние, нерегистрируемый брак.
Вариант № 9
1.Что понимают под нерегистрируемыми браками (ОПИСАТЬ ТЕОРИЮ И ПРИМЕРЫ)
2.Перечислите основные виды брачного состояния (ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ИХ)
Вариант № 10
1. Семья, основные классификации семей и основные факторы изменения среднего размера и структуры семьи.
2. Прокомментируйте соотношение между понятиями «фактический брак», «гражданский брак», «законный брак», «официально зарегистрированный брак».(СРАВНИТЬ)
Вариант № 11
1. Понятия развод, разводимость, «потенциал брачности» и основные факторы разводимости в России.(ТЕОРИЯ И АНАЛИЗ)
2. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни как демографические понятия.
Вариант № 12
1. Воспроизводством населения. (брутто-коэффициент и нетто-коэффициент воспроизводства населения)
2. Понятие и сущность длина поколения.(ТЕОРИЯ, СУЩНОСТЬ, ПРИМЕР)
Вариант № 13
1. Динамика общих коэффициентов рождаемости в России.
2. Классы причин смертности, принятых в международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Вариант № 14
1. Мировые демографические проблемы. Основные причины демографического взрыва в развивающихся странах.
2.Охарактеризуйте демографическую ситуацию в России.
Вариант № 15
1.Миграция населения.
2.Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю миграции населения.
Вариант № 16
1.Основные причины миграции.
2. Охарактеризуйте эпизодическую, маятниковую, сезонную, безвозвратную миграции.
Вариант № 17
1.Межтерриториальное и межпоселенное перемещение.
2.Демографический прогноз, его классификация.
Контрольные вопросы для самоподготовки и текущего контроля заданий студентов
Организация самостоятельной работы студентов имеет цель:
- Систематизировать и расширить их теоретические знания.
- Научить работать с учебной и научно-методической литературой, проводить ее анализ и делать выводы.
- Стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.
Самостоятельная работа студентов организуется преподавателем в соответствии с календарным планом изучения дисциплины и предполагает:
- изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, решение задач, ответы на контрольные вопросы или тесты и т.д.;
- самостоятельное изучение материала по заданным преподавателем темам;
- написание доклада, курсовой.
Методические указания по подготовке докладов
В целях повышения эффективности изучения материала студент имеет право выбрать любую тему для доклада по исследуемой теме. Доклад должен быть оформлен в соответствии со стандартами машинописного текста, подписан и сдан преподавателю после соответствующей проработки на семинарском занятии.
Темы эссе и докладов по курсу
1. Основные направления современной демографии: историческая, социологическая, экономическая, этническая, медицинская и др.
2. Теории демографических изменений: теория демографического перехода, теория оптимума населения, теория Мальтуса.
3. Исторические типы воспроизводства населения
4. Тенденции уровня рождаемости в мире, бывшем СССР, России, других странах, регионах, социальных и этнических группах населения.
5. Брачная структура населения. Браки и разводы. Динамика коэффициентов брачности и разводимости.
6. Концепции, объясняющие причины массовой малодетности в современном индустриальном обществе.
7. Самосохранительное поведение, его понятие и структура. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.
8. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения России.
9. Методы построения демографических прогнозов. Прогнозы ООН.
10. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и основные направления регулирования демографических процессов в России в условиях переходной экономики.
Самостоятельная работа и тестовые задания
Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии
1. Дайте определение демографии как науки, опишите объект и предмет изучения.
2. Раскройте цели и задачи демографии, особенности ее метода исследования, взаимосвязь с другими науками.
3. Расскажите, какие ученые и по каким направлениям внесли наибольший вклад в развитие демографии.
4. Какая форма движения населения была предметом изучения демографии до сер. 60-х гг. ХХ в.?
1) Сдвиги социальной структуры;
2) естественное движение населения;
3) экономическая активность населения;
4) механическое движение населения.
5. Какой демографический процесс впервые стал объектом научного анализа (Д.Граунт, 1662 г.) ?
1) Численность населения;
2) смертность населения;
3) рождаемость населения;
4) миграция.
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах
1. Перечислите и охарактеризуйте основные источники данных о населении.
2. Назовите основные программно-методологические и организационные вопросы современных переписей населения.
3. Что представляет собой текущий учет естественного движения населения в нашей стране?
4. Что представляют собой регистры населения?
5. Коротко охарактеризуйте историю и особенности переписей населения России.
6. Первая Всероссийская перепись населения была проведена в:
7. 1905 г.;
8. 1710 г.;
9. 1897 г.;
4)1827 г.
Тема 3. Численность и структура населения
1. Какие категории населения изучает демография? Какими методами определяется численность населения страны?
2. Назовите основные компоненты изменения численности населения. Что такое «уравнение демографического баланса»?
3. Назовите и охарактеризуйте основные группировки населения, используемые в демографии.
4. Расскажите о методе построения и назначении возрастно-половых пирамид населения.
5. Раскройте понятия «семья» и «домашнее хозяйство».
6. Назовите и охарактеризуйте основные группировки семей, используемые в демографии.
7. Расскажите о тенденциях и факторах изменения размеров и состава семей в России и других странах.
8. Что такое процесс старения населения?
9. Охарактеризуйте динамику численности населения мира, ее региональные особенности за последнее столетие.
10. Какова примерная численность населения Земного шара?
1) 300 тыс. чел.;
2) 100 млн. чел.;
3) 1 млрд. чел.;
4) 6 млрд. чел.
11. Укажите графический метод, используемый для анализа возрастной структуры населения?
1) демографическая сетка Лексиса;
2) половозрастная пирамида;
3) пучок Г.Майра;
4) таблицы смертности.
Тема 4. Социально-демографические показатели
1.Какие виды и типы статистических показателей используются при анализе развития и воспроизводства населения?
2. Как вычисляются общие демографические коэффициенты? Каковы их достоинства и недостатки?
3. Как вычисляются частные (специальные) демографические коэффициенты? Каковы их достоинства и недостатки?
4. Перечислите и раскройте аналитические возможности суммарных демографических коэффициентов.
5. Укажите единицу измерения демографических процессов, означающую количество демографических событий на 1000 населения:
1) процент;
2) промилле;
3) млн.чел.;
4) дециль.
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
1. Раскройте основные моменты теории демографического перехода. Приведите интерпретацию дифференциальной рождаемости.
2. Назовите показатели рождаемости и расскажите о методике их расчета.
3. В чем заключаются достоинства суммарного коэффициента рождаемости? Какова его динамика в России и других странах?
4. Каковы главные факторы, определяющие интенсивность рождаемости?
5. Как меняется репродуктивное поведение населения по мере социально-экономического развития?
6. Раскройте демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российских семей.
7. Коротко охарактеризуйте концепции, объясняющие причины массовой малодетности в современном индустриальном обществе.
8. Каково критическое значение суммарного коэффициента рождаемости, соответствующее границе простого замещения поколений, для современной России?
1) 1,17;
2) 2,12;
3) 3,0;
4) 5,7.
9. Каким термином в демографии обозначается система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака?
1) ГМЕР;
2) демографическая политика;
3) репродуктивное поведение;
4) планирование семьи.
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
1. Представьте наиболее важные частные и специальные коэффициенты смертности.
2. Приведите основные показатели таблицы смертности и раскройте их взаимосвязь.
3. Каким образом определяется средняя ожидаемая продолжительность жизни?
4. Как дифференцированы показатели смертности по странам современного мира?
5. Расскажите о региональных, этнических, социальных и гендерных различиях в продолжительности жизни населения.
6. Каковы факторы и перспективы дальнейшего роста средней продолжительности жизни?
7. Раскройте роль социального прогресса в изменения структуры смертности по причинам смерти.
8. Раскройте понятие «самосохранительное поведение», его структуру, значение как фактора продолжительности жизни.
9. Расскажите об исследованиях самосохранительного поведения в нашей стране и за рубежом.
10. Как условно обозначают группу причин смерти, связанных с воздействием внешней среды на человека (несчастные случаи и отравления, инфекционные болезни и т.п.)?
1) эндогенные причины смерти;
2) социально-значимые болезни;
3) экзогенные причины смерти;
4) объективные причины смерти.
11. Назовите наиболее адекватную обобщающую характеристику современного уровня смертности во всех возрастах?
1) младенческая смертность;
2) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
с) естественный прирост;
4) общий коэффициент смертности.
Тема 7. Естественное движение и воспроизводство населения
1.Определите понятие «воспроизводство населения». Какими показателями оно характеризуется?
2. Какова динамика нетто-коэффициента воспроизводства населения России?
3. Раскройте роль социального прогресса как фактора демографического переход от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства населения.
4. Как называется сумма естественного и миграционного приростов?
1) Общий прирост населения;
2) общая численность населения;
3) плотность населения;
4) коэффициент естественного прироста.
5. Современный тип воспроизводства населения характеризуется:
а) высокими уровнями рождаемости и смертности;
в ) низкими уровнями рождаемости и смертности;
с) низкой рождаемостью и высокой смертностью;
d) высокой рождаемостью и низкой смертностью.
6. Резкое ухудшение развития народонаселения, в частности обусловленное процессом депопуляции:
1) демографический взрыв;
2) демографический кризис;
3) демографический переход;
4) структурные изменения.
Тема 8. Цели и направления демографической политики
1.Что такое демографическая политика? Расскажите о методах ее проведения.
2. Какова история демографической политики в России?
3. В чем заключается суть Концепции демографического развития России?
4. Расскажите о мировом опыте проведения демографической политики.
10. Расскажите о деятельность ООН в области народонаселения.
11. Перечислите глобальные демографические проблемы. Раскройте роль мирового сообщества в их решении.
Тема 9. Демографическое прогнозирование
1. Представьте основные виды и типы демографических прогнозов.
2. Раскройте значение демографического прогнозирование для государственного регулирования социально-экономического развития страны.
3. Что в демографии понимается под демографическим взрывом? Какие страны он затронул и почему?
4. Метод, используемый для перспективных расчетов половозрастной структуры населения:
1) передвижки возрастов;
2) демографических таблиц;
3) демографического баланса;
4) механического сглаживания.
5.Согласно последним прогнозам ООН, численность населения России в 2050 г.:
1) увеличится до 200 млн.чел.;
2) практически не изменится;
3) снизится почти до 100 млн.чел.;
d) уменьшится примерно втрое.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Структурные элементы компетенций, отражающие уровень знаний, умений, навыков в результате освоения дисциплины, этапы формирования компетенций, виды занятий для формирования компетенций, оценочные средства сформированности компетенций приведены в карте компетенций (таблица 2.2). В соответствии с картой компетенции для проведения процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Демография» применяются следующие методические материалы:
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Оценка «зачтено» соответствует критериям оценок от «отлично» до «удовлетворительно».
Оценка «не зачтено» соответствует критерию оценки «неудовлетворительно».
Критерии оценки уровня усвоения знаний, умений и навыков по результатам зачета:
Оценка «отлично» выставляется, если дан полный, развернутый ответ на поставленный теоретический вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений. Умеет тесно увязывать теорию с практикой. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа или с помощью "наводящих" вопросов преподавателя.
Оценка «хорошо» выставляется, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен. Ответы на дополнительные вопросы логичны, однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью "наводящих" вопросов преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. При ответе на дополнительные вопросы студент начинает понимать связь между знаниями только после подсказки преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент испытывает значительные трудности в ответе на экзаменационные вопросы. Присутствует масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов. Речь неграмотна. На дополнительные вопросы студент не отвечает.
Написание эссе по заданным темам производят на основе прочтения основной и дополнительной литературы, анализа Интернет-ресурсов.
Критериями оценки эссе являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению. Новизна текста определяет, прежде всего, самостоятельностью в постановке проблемы, формулированием нового аспекта известной проблемы, наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений. Одним из критериев оценки работы является анализ использованной литературы. Определяется, привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, справки и т.д.).
Степень раскрытия сущности вопроса – наиболее важный критерий оценки работы студента над эссе. В данном случае определяется: а) соответствие плана теме эссе; б) соответствие содержания теме и плану эссе; в) обоснованность способов и методов работы с материалом, способность его систематизировать и структурировать; г) полнота и глубина знаний по теме; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Также учитывается соблюдение требований к оформлению: насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; оценка грамотности и культуры изложения; владение терминологией; соблюдение требований к объёму эссе.
Критерии оценки эссе:
Оценка «отлично» выставляется если в эссе обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы при защите.
Оценка «хорошо» выставляется если основные требования к эссе выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём эссе; имеются упущения в оформлении, на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Оценка «удовлетворительно» выставляется если в работе имеются существенные отступления от требований к эссе. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании эссе; отсутствуют выводы, допущены ошибки на дополнительные вопросы при защите.
Оценка «неудовлетворительно» эссе представлен, но тема эссе не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или эссе не представлен студентом.
Критерии оценки при решении тестовых задач: оценка «отлично» выставляется студенту, если он, решил задачу верно, пришел к верному знаменателю, показал умение логически и последовательно аргументировать решение задачи во взаимосвязи с практической действительностью. Оценка хорошо ставится в том случае если задача решена верно, но с незначительными погрешностями, неточностями. Оценка удовлетворительно ставится если соблюдена общая последовательность выполнения задания, но сделаны существенные ошибки в расчетах. Оценка неудовлетворительно ставится если задача не выполнена.
Критерии оценки текущих тестов: если студент выполняет правильно до 51% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно»; если студент выполняет правильно 51-70% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «удовлетворительно»; если студент выполняет правильно 71-85 % тестовых заданий, то ему выставляется оценка «хорошо»; если студент выполняет правильно 86-100% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «отлично».
Практические занятия оцениваются по самостоятельности выполнения работы, активности работы в аудитории, правильности выполнения заданий, уровня подготовки к занятиям.
Самостоятельная работа оценивается по качеству и количеству выполненных домашних работ, грамотности в оформлении, правильности выполнения.